Применение инновационных методов и приемов на уроках сольфеджио
Применение инновационных методов и приемов на уроках сольфеджио
Правильно организационный период занятий урока имеет большое значение для обучения. Необходимыми качествами урока стали увлекательность заниматедьность, доступность. Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Урок соответствовует уровню современной педагогики, я применяла различные инновационные методы и приемы работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных методов и приемов на уроках сольфеджио »
Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.
- развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознавать услышимое, делать сравнение и дифференцировать материал.
- необходимость научить детей слышать себя при пении, следить за качеством звука с различных точек зрения: точность высоты, силы звучания и т. д.
Задачи:
-закрепить пройденные понятия;
-обучить инновационным приемам, обеспечивающим развитие музыкального слуха;
-развить музыкальный слух в комплексном подходе, умение применять теоретические знания на практике, аналитического мышления, образно – эмоциональной сферы.
План урока:
Организационный момент -2 мин.
Распевание и закрепление теоретического материала -7 мин.
Опрос домашнего задания -8 мин.
Чтение с листа ритмических партитур -7 мин.
Разминка.-3 мин
Знакомство с главными функциями тональности -5мин.
1) Организационный момент (определение целей урока, мобилизация внимания), отметка присутствующих.
-Здравствуйте ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас гости (представление гостей). Постарайтесь работать слаженно и внимательно. Давайте покажем, каким азартным и интересным может быть сольфеджио. Начнем с традиционного распевания:
2) *I- III- V- III- I –VII –II –I;
* Песенка «Про диез» Музыка и слова Л.Абелян.
Теперь давайте споем гамму соль мажор, но вначале определим местоположение тона и полутона, устойчивых и неустойчивых и водных звуков. Вспомним, что в музыке называется тоном, полутоном, какие звуки устойчивые, неустойчивые, вводные? (Дети отвечают). Хорошо теперь поем настройку, затем гамму по тетрахордам. Что такое тетрахорд? (Дети отвечают.)
*Исполнение трезвучия, настройки, гаммы по тетрахордам.
* Исполнение по столбице 1) 6 положений трезвучия; 2) разрешение неустойчивых звуков в устойчивые; 3) опевание устойчивых звуков.
*Исполнение на заданные ритмы.
-ребята, а какие звуки относятся к вводным? (дети отвечают)
Более подробно о них нам расскажут первая и вторая ступени. Послушайте сказочку-разговор первой и второй ступеней соль мажора о фа-диезе. Пожалуйста!
Первая ступень. Вот что я хочу сказать. Мне «фа-диез» очень мил, потому что он рядом со мной.
Вторая ступень. Так и я рядом с тобой. Чем я хуже? Обидно слышать.
Первая ступень. Дорогая моя, я к тебе тоже очень хорошо отношусь. Но здесь… Не знаю как сказать, чтобы тебя не обидеть. Вот я сейчас спою в Соль мажоре так: «соль», «фа-диез»», «соль», «ля», «соль». Кто ко мне ближе? Где полутон, а где тон?
Вторая ступень. Поняла. Но, все, же обидно. И седьмая ступень, и я – вводные звуки.
Первая ступень. Не обижайся! Давай, вместе с тобой споем. (Поют, называя звуки).
Красиво, правда?
Вторая ступень. Очень красиво. Мне понравилось вместе с тобой петь. Давайте еще раз вместе споем! (Поют всем классом).
3) Опрос домашнего задания.
Пение № 150 Р.Паулс. «Сонная песенка» всем классом, группами, индивидуально, в ритмическом сопровождении. Вначале пения беседа о данном музыкальном материале.
Название, авторы. Композитор Р.Паулс какую музыку пишет, какие песни знаете, или слышали? (Дети отвечают: современный композитор, который пишет музыку ив наше время, пишет много песен для детей).
Жанр произведения, характер? Характер спокойного вальса, колыбельная. Перечисляют песни композитора. Дают характеристику жанра – вальс.
Дайте характеристику формы этой песенки. Тональность соль мажор, 16 тактов, составляют два предложения. Каждое предложение состоит из 4-х тактов. Форма песни - период.
Охарактеризуйте ритм песни. Длительности половинные и восьмые. Есть залигованные ноты в конце строк. Лига связывает две одинаковые по высоте ноты, и поэтому вторая из них не повторяется, а звучит как продолжение первой.
Следующим заданием на дом было сочинение:
Секвенция №3 стр.3 учебник «Сочиняем на уроках сольфеджио» записать и спеть в тональности соль мажор. Вопросы : по каким звукам расположена секвенция? ( По трезвучиям). От какого звука, начинается второе звено? ( На котором закончилось первое звено). Какой лад получился у тональности второго звена? (Мажорный). Повторим тактирование размера 4/4 и исполняем вначале нотами, затем словами. Теперь разделимся на два голоса и споем секвенцию со словами.
4) Чтение с листа ритмических партитур:
-анализ партитуры
- прохлопывание ритма по партиям, в ритмическом ансамбле, с аккомпанементом.
5) Разминка. Сегодня, у нас будет разминка не пение с движением, и не танцевальные обороты, а психологическое упражнение (методика Пола и Гейла Деннисонов).
Берем лист бумаги. В каждой руке любое пишущее средство. Начнем рисовать одновременно двумя руками фигуры, находящиеся в зеркальной симметрии по отношению друг к другу. А теперь включим музыку и повторим упражнение под музыку. В двухдольном размере рисуем зигзаги, а в трехдольном – треугольники.
6) Детям представляю сказку “Корпорация функций”
На маленьком острове стоял семиэтажный дом, где проживали жители функциоанальностей, т.е. национальностей. Самая старшая из трех функций была: ТОНИКА Ивановна, которой было около 500 лет, а сейчас она на пенсии. Пишет стихи и вяжет чепчики. Живет она на первом этаже семиэтажного дома.
(слуховое восприятие)
Часто к ней заходит на чай красавица ДОМИНАНТА с 5-го этажа
(слуховое восприятие)
Прямо под красавицей ДОМИНАНТОЙ живет проказник СУПДОМИНАНТ. ( Буква изменена специально для лучшего восприятия). Ночью, когда все ложатся спать, он залетает в чужие квартиры и поедает СУП до последней капельки.
(слуховое восприятие)
А еще он влюблен в красавицу ДОМИНАНТУ. Он дарит ей подарки и цветы, но гордая красавица не отвечает его чувствам, поэтому к нему в гости она не заходит никогда, только в редких случаях.
Ребята, давай те теперь построим 7-ми этажный дом в Соль мажоре и найдем наших главных героев.
А теперь поиграем в игру “эхо” – повторение ступеней голосом за инструментом. Молодцы!
Слуховой анализ мотивов (каждый новый мотив начинается с последней ноты).
7) Занимательный диктант Г.Ф.Калинина №2. Задание : определить размер, разделить мелодию на такты, указать длительность нот.
8) Слуховой анализ:
* лады (мажор, три вида минора)
* Упр. №1,2,3. В мажоре.
*Главные функции лада.
9) Подведение итогов, выставление оценок, определение домашнего задания.
Ребята, понравился вам урок? Какими качествами обладал наш урок? ( увлекательность, занимательность, доступность). Что нового, необычного было на уроке, какие были формы урока? ( традиционные, с добавлением игровых упражнений, новая тема была в форме сказки, вводные звуки в форме инсценировки, использование наглядностей).
Выставление оценок
Домашнее задание (работа с дневниками). Найти главные функции в фа мажоре. Сонную песенку петь.
Список литературы:
Интернет источники.
М.Котляровская-Крафт « Сольфеджио» 1 кл. Ленинград 1991 «Музыка»
Т.Зебряк «Интонационные упражнения на уроках сольфеджио в ДМШ и для занятий дома(1-7) классы. «Кифара» 1997г
Т.Зебряк Соль+Фа=Сольфеджио. Приложение к Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ Н.Баевой и Т.Зебряк. Москва «Кифара» 1998г
Сольфеджио 1 класс А.А. Варламова; Л.В Семченко пятилетний курс обучения Москва Владос 2003г
Т.Зебряк «Сочиняем на уроках сольфеджио» Москва «Музыка»1998г
Е.М.Золина «Домашние задания по сольфеджио» 1-2 классы. Москва ОО Престо 2003г
Г.Ф. Калинина «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ Москва 2002г.
Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов
Букреева Г.Б. “Интересная музыка” обучаема книга – Богдан, 2006.
Самоанализ урока.
Не секрет, что сейчас в музыкальную школу набирают детей без конкурса и, зачастую, не все дети обладают высокими показателями вокально-интонационных природных данных. Поэтому на занятиях сольфеджио ребенок должен свободно себя чувствовать, а не бояться получить плохую отметку.
Правильно организованный начальный период занятий имеет большое значение для всего дальнейшего обучения. Методика преподавания и формы работы в начальных классах определяются психофизическими особенностями детей младшего возраста:
1. Тяготение к подражанию.
2. Не способность к абстрактному мышлению.
3. Эмоциональная восприимчивость.
4. Неустойчивость внимания.
Необходимыми качествами урока должны быть: увлекательность, занимательность, доступность, которые будут способствовать пробуждению интереса к знаниям, усвоению новых навыков и эффективного развития. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую.
Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является ИГРА как естественная форма его существования.
Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, - влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на лету»).
Применение более сложных и интересных игровых методик с детьми 9-14 лет актуально, т.к. именно в этом возрасте многие дети переживают «кризис обучения» в музыкальной школе и нередко бросают ее.
2. Пение гаммы: способствует слуховому укреплению чувства ладотональности. На примере гаммы соль мажор дети усваивают местоположение тона и полутона, устойчивых звуков и неустойчивых. Для лучшего усвоения ступеней используем болгарскую столбицу с наглядным материалом. Пение гаммы представляет определенную трудность, т.к. охватывает большой диапазон. У детей младшего возраста края диапазона развиты слабо. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней: способствует развитию чувства ладотональности. Пение основано на внутреннем слухе. Этот навык на этапе 1-3 класса связан с умением спеть гамму “ про себя”.
Знакомство с функциями – слуховое восприятие. Эта форма работы в курсе сольфеджио чрезвычайна важна. В ней объединяются все знания и умения учащихся, получаемых на уроках. Но самое главное состоит в том, что в анализе на слух полнее всего осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и связи между ними. Специфику метода работы над анализом на слух можно определить так: “слуховая наглядность”. Осознание слышимого зависит, прежде всего, от умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к запоминанию, к узнаванию различных явлений, развивает музыкальное мышление, учит дифференцировать или синтезировать слышимое, и далее – проникать в образную сущность музыки. Работа над анализом на слух имеет большое практическое значение для занятий по специальности, для чтения с листа, и особенно для записи диктантов.
Вывод.
Предмет сольфеджио, как и другие предметы ДМШ, должен соответствовать уровню современной педагогической науки. На уроках необходимо применять различные инновационные методы и приемы работы. Такого рода деятельность в сфере музыкального мышления и восприятия направлена на развитие осознанного восприятия слышаемого, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщить умения и т.д.