kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение инновационных методов и приемов на уроках сольфеджио

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильно организационный период занятий урока имеет большое значение для обучения.  Необходимыми качествами урока стали увлекательность заниматедьность, доступность. Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес.  Урок соответствовует уровню современной педагогики, я применяла различные инновационные методы и приемы работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных методов и приемов на уроках сольфеджио »

Применение инновационных методов и приемов для развития вокально- интонационных, метроритмических и слуховых навыков на уроках сольфеджио с учащимися 2-го класса.



Урок сольфеджио

Преподаватель Ультаракова О.М.





Тип урока – обобщающий (повторение)

Оборудование: карточки, столбица ступеней, нотная доска.

Цели:

- воспитать целенаправленное восприятие учащихся:

- развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознавать услышимое, делать сравнение и дифференцировать материал.

- необходимость научить детей слышать себя при пении, следить за качеством звука с различных точек зрения: точность высоты, силы звучания и т. д.

Задачи:

-закрепить пройденные понятия;

-обучить инновационным приемам, обеспечивающим развитие музыкального слуха;

-развить музыкальный слух в комплексном подходе, умение применять теоретические знания на практике, аналитического мышления, образно – эмоциональной сферы.

План урока:

  1. Организационный момент -2 мин.

  2. Распевание и закрепление теоретического материала -7 мин.

  3. Опрос домашнего задания -8 мин.

  4. Чтение с листа ритмических партитур -7 мин.

  5. Разминка.-3 мин

  6. Знакомство с главными функциями тональности -5мин.

  7. Занимательный диктант -7 мин.

  8. Анализ на слух – 3 мин.

  9. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание – 3 мин.



Ход урока:

1) Организационный момент (определение целей урока, мобилизация внимания), отметка присутствующих.

-Здравствуйте ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас гости (представление гостей). Постарайтесь работать слаженно и внимательно. Давайте покажем, каким азартным и интересным может быть сольфеджио. Начнем с традиционного распевания:

2) *I- III- V- III- I –VII –II –I;

* Песенка «Про диез» Музыка и слова Л.Абелян.

Теперь давайте споем гамму соль мажор, но вначале определим местоположение тона и полутона, устойчивых и неустойчивых и водных звуков. Вспомним, что в музыке называется тоном, полутоном, какие звуки устойчивые, неустойчивые, вводные? (Дети отвечают). Хорошо теперь поем настройку, затем гамму по тетрахордам. Что такое тетрахорд? (Дети отвечают.)

*Исполнение трезвучия, настройки, гаммы по тетрахордам.

* Исполнение по столбице 1) 6 положений трезвучия; 2) разрешение неустойчивых звуков в устойчивые; 3) опевание устойчивых звуков.

*Исполнение на заданные ритмы.

-ребята, а какие звуки относятся к вводным? (дети отвечают)

Более подробно о них нам расскажут первая и вторая ступени. Послушайте сказочку-разговор первой и второй ступеней соль мажора о фа-диезе. Пожалуйста!

Первая ступень. Вот что я хочу сказать. Мне «фа-диез» очень мил, потому что он рядом со мной.

Вторая ступень. Так и я рядом с тобой. Чем я хуже? Обидно слышать.

Первая ступень. Дорогая моя, я к тебе тоже очень хорошо отношусь. Но здесь… Не знаю как сказать, чтобы тебя не обидеть. Вот я сейчас спою в Соль мажоре так: «соль», «фа-диез»», «соль», «ля», «соль». Кто ко мне ближе? Где полутон, а где тон?

Вторая ступень. Поняла. Но, все, же обидно. И седьмая ступень, и я – вводные звуки.

Первая ступень. Не обижайся! Давай, вместе с тобой споем. (Поют, называя звуки).

Красиво, правда?

Вторая ступень. Очень красиво. Мне понравилось вместе с тобой петь. Давайте еще раз вместе споем! (Поют всем классом).

3) Опрос домашнего задания.

Пение № 150 Р.Паулс. «Сонная песенка» всем классом, группами, индивидуально, в ритмическом сопровождении. Вначале пения беседа о данном музыкальном материале.

  • Название, авторы. Композитор Р.Паулс какую музыку пишет, какие песни знаете, или слышали? (Дети отвечают: современный композитор, который пишет музыку ив наше время, пишет много песен для детей).

  • Жанр произведения, характер? Характер спокойного вальса, колыбельная. Перечисляют песни композитора. Дают характеристику жанра – вальс.

  • Дайте характеристику формы этой песенки. Тональность соль мажор, 16 тактов, составляют два предложения. Каждое предложение состоит из 4-х тактов. Форма песни - период.

  • Охарактеризуйте ритм песни. Длительности половинные и восьмые. Есть залигованные ноты в конце строк. Лига связывает две одинаковые по высоте ноты, и поэтому вторая из них не повторяется, а звучит как продолжение первой.

Следующим заданием на дом было сочинение:

Секвенция №3 стр.3 учебник «Сочиняем на уроках сольфеджио» записать и спеть в тональности соль мажор. Вопросы : по каким звукам расположена секвенция? ( По трезвучиям). От какого звука, начинается второе звено? ( На котором закончилось первое звено). Какой лад получился у тональности второго звена? (Мажорный). Повторим тактирование размера 4/4 и исполняем вначале нотами, затем словами. Теперь разделимся на два голоса и споем секвенцию со словами.

4) Чтение с листа ритмических партитур:

-анализ партитуры

- прохлопывание ритма по партиям, в ритмическом ансамбле, с аккомпанементом.

5) Разминка. Сегодня, у нас будет разминка не пение с движением, и не танцевальные обороты, а психологическое упражнение (методика Пола и Гейла Деннисонов).

Берем лист бумаги. В каждой руке любое пишущее средство. Начнем рисовать одновременно двумя руками фигуры, находящиеся в зеркальной симметрии по отношению друг к другу. А теперь включим музыку и повторим упражнение под музыку. В двухдольном размере рисуем зигзаги, а в трехдольном – треугольники.

6) Детям представляю сказку “Корпорация функций”

На маленьком острове стоял семиэтажный дом, где проживали жители функциоанальностей, т.е. национальностей. Самая старшая из трех функций была: ТОНИКА Ивановна, которой было около 500 лет, а сейчас она на пенсии. Пишет стихи и вяжет чепчики. Живет она на первом этаже семиэтажного дома.

(слуховое восприятие)

Часто к ней заходит на чай красавица ДОМИНАНТА с 5-го этажа

(слуховое восприятие)

Прямо под красавицей ДОМИНАНТОЙ живет проказник СУПДОМИНАНТ. ( Буква изменена специально для лучшего восприятия). Ночью, когда все ложатся спать, он залетает в чужие квартиры и поедает СУП до последней капельки.

(слуховое восприятие)

А еще он влюблен в красавицу ДОМИНАНТУ. Он дарит ей подарки и цветы, но гордая красавица не отвечает его чувствам, поэтому к нему в гости она не заходит никогда, только в редких случаях.

Ребята, давай те теперь построим 7-ми этажный дом в Соль мажоре и найдем наших главных героев.

А теперь поиграем в игру “эхо” – повторение ступеней голосом за инструментом. Молодцы!

Слуховой анализ мотивов (каждый новый мотив начинается с последней ноты).

7) Занимательный диктант Г.Ф.Калинина №2. Задание : определить размер, разделить мелодию на такты, указать длительность нот.

8) Слуховой анализ:

* лады (мажор, три вида минора)

* Упр. №1,2,3. В мажоре.

*Главные функции лада.

9) Подведение итогов, выставление оценок, определение домашнего задания.

Ребята, понравился вам урок? Какими качествами обладал наш урок? ( увлекательность, занимательность, доступность). Что нового, необычного было на уроке, какие были формы урока? ( традиционные, с добавлением игровых упражнений, новая тема была в форме сказки, вводные звуки в форме инсценировки, использование наглядностей).

Выставление оценок

Домашнее задание (работа с дневниками). Найти главные функции в фа мажоре. Сонную песенку петь.



Список литературы:

  1. Интернет источники.

  2. М.Котляровская-Крафт « Сольфеджио» 1 кл. Ленинград 1991 «Музыка»

  3. Т.Зебряк «Интонационные упражнения на уроках сольфеджио в ДМШ и для занятий дома(1-7) классы. «Кифара» 1997г

  4. Т.Зебряк Соль+Фа=Сольфеджио. Приложение к Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ Н.Баевой и Т.Зебряк. Москва «Кифара» 1998г

  5. Сольфеджио 1 класс А.А. Варламова; Л.В Семченко пятилетний курс обучения Москва Владос 2003г

  6. Т.Зебряк «Сочиняем на уроках сольфеджио» Москва «Музыка»1998г

  7. Е.М.Золина «Домашние задания по сольфеджио» 1-2 классы. Москва ОО Престо 2003г

  8. Г.Ф. Калинина «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ Москва 2002г.

  9. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов

Букреева Г.Б. “Интересная музыка” обучаема книга – Богдан, 2006.



Самоанализ урока.

Не секрет, что сейчас в музыкальную школу набирают детей без конкурса и, зачастую, не все дети обладают высокими показателями вокально-интонационных природных данных. Поэтому на занятиях сольфеджио ребенок должен свободно себя чувствовать, а не бояться получить плохую отметку.

Правильно организованный начальный период занятий имеет большое значение для всего дальнейшего обучения. Методика преподавания и формы работы в начальных классах определяются психофизическими особенностями детей младшего возраста:

1. Тяготение к подражанию.

2. Не способность к абстрактному мышлению.

3. Эмоциональная восприимчивость.

4. Неустойчивость внимания.

Необходимыми качествами урока должны быть: увлекательность, занимательность, доступность, которые будут способствовать пробуждению интереса к знаниям, усвоению новых навыков и эффективного развития. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую.

Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является ИГРА как естественная форма его существования.

Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, - влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на лету»).

Применение более сложных и интересных игровых методик с детьми 9-14 лет актуально, т.к. именно в этом возрасте многие дети переживают «кризис обучения» в музыкальной школе и нередко бросают ее.

2. Пение гаммы: способствует слуховому укреплению чувства ладотональности. На примере гаммы соль мажор дети усваивают местоположение тона и полутона, устойчивых звуков и неустойчивых. Для лучшего усвоения ступеней используем болгарскую столбицу с наглядным материалом. Пение гаммы представляет определенную трудность, т.к. охватывает большой диапазон. У детей младшего возраста края диапазона развиты слабо. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней: способствует развитию чувства ладотональности. Пение основано на внутреннем слухе. Этот навык на этапе 1-3 класса связан с умением спеть гамму “ про себя”.

Знакомство с функциями – слуховое восприятие. Эта форма работы в курсе сольфеджио чрезвычайна важна. В ней объединяются все знания и умения учащихся, получаемых на уроках. Но самое главное состоит в том, что в анализе на слух полнее всего осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и связи между ними. Специфику метода работы над анализом на слух можно определить так: “слуховая наглядность”. Осознание слышимого зависит, прежде всего, от умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к запоминанию, к узнаванию различных явлений, развивает музыкальное мышление, учит дифференцировать или синтезировать слышимое, и далее – проникать в образную сущность музыки. Работа над анализом на слух имеет большое практическое значение для занятий по специальности, для чтения с листа, и особенно для записи диктантов.

Вывод.

Предмет сольфеджио, как и другие предметы ДМШ, должен соответствовать уровню современной педагогической науки. На уроках необходимо применять различные инновационные методы и приемы работы. Такого рода деятельность в сфере музыкального мышления и восприятия направлена на развитие осознанного восприятия слышаемого, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщить умения и т.д.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Применение инновационных методов и приемов на уроках сольфеджио

Автор: Ультаракова Ольга Михайловна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179000


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства