kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы рефлексивной деятельности учащихся в вокально – хоровой практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы рефлексивной деятельности учащихся. Методическая разработка урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы рефлексивной деятельности учащихся в вокально – хоровой практике»

КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»



Методические рекомендации

для учителей ДШИ и ДМШ




Приемы рефлексивной

деятельности учащихся в

вокально – хоровой практике





Разработали: преподаватели вокально - хоровых

дисциплин: Ультаракова О.М. и

Иванова Е.Б.













г.Шемонаиха

2018г


Содержание


  1. Введение……………………………………………………………………………..2


  1. Приемы рефлексивной деятельности …….…………………………………….3



  1. Рефлексия, классификация ………………………………………………………4



  1. Карты самооценки учащихся……………………………………………………..9



  1. Групповая рефлексия……………………………………………………………..18



  1. Анкеты……………………………………………………………………………..20



  1. Заключение…………………………………………………………………………21



  1. Список литературы……………………………………………………………….22

















«Приемы рефлексивной деятельности учащихся в вокально – хоровой практике»


Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. (№9)

В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. В связи с этим одной из задач школы является формирова­ние у ребенка способности к рефлексив­ному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовно­сти к обучению в вокально-хоровой деятельности.

Проблема моделирования системы рефлексивной деятельности учащихся является одной из актуальных в современных условиях, так как смысловая ориентация ребенка становится источником и побудителем развития личности. Иными словами, если ученик принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Глядя на современных школьников и работая с ними, понимаешь, что им довольно сложно дается самоанализ. Зачастую это вызвано банальными проблемами развития логического мышления. Но как видно по опыту, дети приемы рефлексии любят, и пытаются высказывать свое мнение отношение или понимание по просьбе учителя. (№11)

Уроки вокала и хора в современной школе имеют особое значение для учеников. Это их способность раскрыться, перенестись в мир прекрасного, чувственного царства голосов. Мы работаем по созданными нашими преподавателями программами: «Модифицированная образовательная программа по предмету «сольное пение» преподаватель Ультаракова О.М.; «Адаптированная образовательная программа по предмету «сольное пение» интенсивный курс обучения» преподаватели: Росина Е.А.; Ультаракова О.М.; «Модифицированная образовательная программа по предмету «Хоровой класс» преподаватели: Ультаракова О.М.; Иванова Е.Б. которые насыщены теоретическими знаниями, слушанием музыки, знакомства с различными жанрами вокального искусства, а как видно из практики, детям больше нравится деятельностная сторона предмета. И прием рефлексии помогает учителю оценить действия и желания учащихся.

Рефлексия (№2) (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ обучающимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, сформированные в школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика. (№3)

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

Классификация рефлексии





























Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной. Такая рефлексия отражает человеческую сущность:

физическую (успел – не успел, легко – тяжело),

сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал),

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). (№4)


Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную форму, индивидуальную форму проверки без огласки результатов. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с песенным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на тапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.

Рассмотрим основные классификации:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия как способ обратной связи. (№5,№7)


Классификация

Приемы

Предполагаемый результат

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

букет настроения,

дерево чувств,

художественные изображения,

картина, музыкальный фрагмент,

эмоциональное состояние,

настроение телом, карточки с изображением лица,

показ большого пальца вверх или вниз, гномики, маятник настроения.

Формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии.

Рефлексия деятельности

лесенка успеха,

наряди ёлку,

дерево достижений,

солнышко.

Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).

Рост активности каждого учащегося.

Рефлексия содержания учебного материала


незаконченное предложение,

(я не знал… - теперь я знаю…).

выбор афоризма,

точка зрения,

достижение цели,

дерево цели,

отношение к проблеме,

умозаключение,

кластер, синквейн, работа с песенным материалом,

работа с отрывками из опер, мюзиклов, кинофильмов, мультфильмов.


Рост уровня осознания содержания пройденного материала.

Развитие речи учащихся ( речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной).

Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.

Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли.

Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся. Повышение мотивации учения, получения новых знаний.

Рост активности каждого учащегося.

Рефлексия как способ обратной связи

Тесты песен,

сочинения,

размышления об истории создании произведений, эссе,

размышления над вопросами,

составление таблицы,

сведения об авторах произведений,

открытый финал.

Стимулирование речемыслительной, деятельности учащихся.

Возможность нового взгляда учащихся на проблему.

Формирование и умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий.

Развитие гипотетического мышления учащихся.


Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов

2 этап – анализ работы хора

3 этап – анализ работы хоровой партии как своей, так и других.









При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать: (№1)



  • цель занятия;

  • содержание и трудности учебного материала;

  • тип занятия;

  • способы и методы обучения;

  • возрастные и психологические особенности учащихся.


Приемы рефлексивной деятельности



Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии. (№7)



«Запрет»

Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.

В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную, позитивную рефлексию над своим опытом.


«Дерево цели»

Для стимулирования мотивации. На листе ватмана изображено дерево. Каждый ученик прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель - чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью.


«Мнение»

При обучении учащихся оцениванию пение других участников хора, уже в первом классе предлагается высказать свое мнение по поводу исполнения песенного материала других учащихся (и одноклассников и старшеклассников) по следующим критериям:

  • Хорошая песня – нет.

  • Чистое интонирование - нет.

  • С запинками – без запинок.

  • Выразительно – нет.

  • Понравилось – нет.

  • Я буду тоже исполнять эту песню – нет.

При этом, в первую очередь, отмечаются положительные моменты в ответе учащегося, а о недочётах дети высказываются с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать исполнителя, объективно оценивать пение других. Нередко великолепное исполнение песни ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.


«Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

«Яблоня»

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.



«Мишень»













«Пик взаимопонимания»

Настроение изображено в виде ступеньки . Первая – настроение крайне скверное. Вторая – плохое. Третья – хорошее. Четвертая – уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.



«Звездочки»

На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.



«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.



«Смайл»

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся на планшетах или листах рисуют «смайлы», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.





«Светофор»

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да ( понравилось, получилось).



«Пятерочка – 1»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.



«Слон»

Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.

Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;

глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;

хобот – знания, которые вы приобретаете;

голова – это мыслительные процессы;

посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;

ноги тонкие – неуверенность.



«Дело в шляпе»

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.



«Плюс – минус – интересно»

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.



«Синквейн»

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).



«Итог урока»

  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?

  • Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

  • что я делаю?

  • зачем я делаю?

  • как я делаю?

  • что нового я узнал?

  • каким способом я это узнал?

  • чему я научился?



«Экспертная комиссия»

В начале урока выбираются эксперты. Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (хоровые партии). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.



«10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10



«Эссе. Завтра я пою»

Прием эссе перед контрольным уроком или академическим концертом, или просто выступлением на публике, с целью выявления готовности учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно заранее подготовить вопросы.



«Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.



«Письменное интервью»

Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.



«Комплимент»

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.



«Кластеры»

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.



«Букет настроения»

В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой».

Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.



«Рефлексия одного из участников группы»

Один ученик анализирует свою работу и работу группы. Такой способ организации рефлексии заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто-то скажет: "я делал так, потому, что считал, что …" - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: "А я считаю так же или иначе?".



«Мозговой штурм»

Выбор действий для достижения цели задания. Обсуждение результатов и достижений в совместной работе. Выделение причин неудач в работе и способов их преодоления.





«Круглый стол»

Совместное обсуждение всей работы группы. Выводы и предложения.



«Рефлексия себя в проекте»

Осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. (Ребята оценивают свою работу с позиции: Я. Мы, Дело. По итогам работы над проектом дети оценивают: Я - как работал, был активен? (хорошо, средне, плохо). Какой внес вклад в работу на уроке? Мы - насколько эффективно смогли работать вместе, чего достигли в совместном обсуждении? Дело – насколько продвинулось? Узнал ли я больше?



«Горячий стул»

Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:

-Что нового ты узнал?

-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?

-Какие знания, умения, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

-Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо?

-О чем ты думал во время работы?

-Какие формы работы ты использовал (пел по нотам, пел наизусть, смог держать интонационно свою хоровую партию, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?

-Что тебе понравилось при работе больше всего?

Данный набор вопросов можно менять в зависимости от особенностей группы. Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над заданием, не отраженную в вопросах.



Эмоционально – художественная рефлексия

Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.



Эмоционально – музыкальная рефлексия

Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.



«Что ты чувствуешь сейчас?»

Учащиеся 3 – 4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует расширению лексического запаса.



«Рефлексивный экран»

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…



«Фразеологизмы»

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

- каша в голове

- ни в зуб ногой

- светлая голова



«Острова»

Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

«Химс»

Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока по следующим вопросам:

Хорошо…

Интересно…

Мешало…

Возьму с собой…

Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.



«Уборка в доме»

Получение обратной связи от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.

Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.

К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.

На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или мастер класса, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.

На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать.



Рефлексия "Благодарю…"

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.


«Фразы»

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть - чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.


«Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (распевание, работа по партиям, работа всего хорового коллектива, работа с текстом, физическая и дыхательная зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.


«Оценка знаний»

Помогает проверить уровень принятия учебного материала учащимися.
«Оцени свою работу на уроке, как ты понял материал и положи нотки в кармашек соответствующему человечку-нотке».
Этот прием помогает охватить весь класс сразу, направлен на действие (движение), ну и общую оценку классом всего урока.


Прием «Высота успеха»
Дети прикрепляют нотки на нотный стан, в соответствие, чем выше нота, тем выше его уровень знаний по теме урока.


«Настроение в ритме»
Детям предлагается три разных ритма, необходимо с помощью хлопков показать ритм и выбрать характеризующий настроение детей в начале и в конце урока.



«Строчка из песни»

Детям предлагается несколько строк из известных им песен и нужно выбрать ту, которая характеризует их настроение.

- Дождик босиком, по земле прошел клены по плечам хлопал

- И тогда наверняка, вдруг запляшут облака…

- Друг в беде не бросит, лишнего не спросит…

- Твори добро, по всей земле…

- Калинка, калинка, калинка моя…


Карта самооценки вокально – хоровой работы

учащегося______ класса______________________


п/п

Критерии оценки

Очень хорошо

Хорошо

Плохо

1

Знаю текст песни




2

Правильно исполняю мелодию




3

Умею петь в ансамбле, хоре




4

Могу исполнить песню самостоятельно




5

Исполняю песню выразительно




Поставьте знак «+» в нужной колонке










Карта самооценки музыкальной викторины

учащегося______ класса______________________


п/п

Критерии оценки

Да

Нет

1

Правильно определил фамилия, имя композитора



2

Определил название произведения



3

Определил эпоху



4

Определил жанр произведения



5

Точно определил образное содержание произведения



Поставьте знак «+» в нужной колонке








Карта самооценки слушания и анализа музыкального произведения

обучающегося______ класса______________________


п/п

Критерии оценки

Да

Нет

Затрудняюсь

1

Внимательно слушал произведение




2

Смог точно определить средства музыкальной выразительности




3

Правильно определил форму произведения




4

Точно определил характер музыкального произведения




5

Определил музыкальный образ произведения




Поставьте знак «+» в нужной колонке







Карта самооценки по видам деятельности на уроке

обучающегося______ класса______________________


п/п

Критерии оценки

Очень хорошо

Хорошо

Плохо

1

Слушание, анализ произведения




2

Вокально-хоровая работа на уроке




3

Интонация




4

Ритм, темп




5

Выразительное исполнение




6

Выполнение творческого задания




7

Познавательная активность на уроке




8

Пластическое интонирование




Поставьте знак «+» в нужной колонке



«Лист самоконтроля»


Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя, ученика_____________________________


Вид задания

Отметка

1

Распевание


2

Пение партии


3

Владение партитурой


4

Умение слышать себя и пение других участников хора



Итоговая оценка




Групповая рефлексия – это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалось:

  • достичь поставленной рабочей цели;

  • сформировать хорошие групповые отношения.

Последовательность действий в ходе групповой рефлексии

  1. Еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель.

  2. Вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (какие были действия и в чем они состояли).

  3. Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия помогли или не помогли достижению цели.

  4. Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка.

  5. Все, что делается на занятиях в детском объединении по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: 

  • Самостоятельность. Не преподаватель отвечает за учащегося, а учащийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. (№1,№6)

  • Предприимчивость. Учащийся осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только учащегося, но и педагога. 

Анкета (№8,№10)

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.


Урок

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал новое

безразлично

помогал другим

не понял



На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был


понятен / не понятен

полезен / бесполезен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / не интересным


Закончите (устно или письменно) некоторые из предложений



  • А вы знаете, что сегодня на уроке я_______________________________________

  • Больше всего мне понравилось___________________________________________

  • Самым интересным сегодня на уроке было_________________________________

  • Самым сложным для меня сегодня было___________________________________

  • Сегодня на уроке я почувствовал_________________________________________

  • Сегодня я понял________________________________________________________

  • Сегодня я научился_____________________________________________________

  • Сегодня я задумался____________________________________________________

  • Сегодняшний урок показал мне___________________________________________

  • На будущее мне надо иметь в виду________________________________________


Короткая беседа в конце урока:


  • Чем мы сегодня занимались?

  • Что мы для этого делали?

  • Что у нас получилось хорошо?

  • Что нам пока не удается?

  • Что мы делали для достижения поставленных целей?

  • Довольны ли мы результатом?

  • Можно ли это было сделать иначе?

  • Какой вариант лучше?

  • Где нам пригодится это умение?


«Оценочный лист»


Выполнил ли я то, что задумал?

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат урока?

Всё ли получилось так, как я задумывал?

Что было сделано хорошо?

Что было сделано плохо?

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за урок?



«Анкета-1»

Предлагается заполнить по результатам выполнения конкретного задания.

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что___________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось ___________________________________

Я думаю, это потому, что ___________________________________________

Самым интересным было ___________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по – другому сделал следующее ____________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _________________________________



«Сотрудничество»


Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком V, насколько ты согласен с данным утверждением.


Утверждение


Абсолютно согласен

Согласен

Частично согласен

Не согласен

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы





Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы





Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение





Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне





Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними





Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу





Я стараюсь услышать, прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании







Заключение.


Урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться системно.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что – то изменить. Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.


Список литературы:


  1. Айдарова Л.И. Младший школьник.- М.: Педагогика, 2009. 399 с.

  2. Баш Л.М. Современный словарь иностранных слов.- М.: Вече, 2012. 960 с.

  3. Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. - М.: Просвещение, 2007. 234 с.

  4. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности.- М.: АСТ, 2006. 162 с.

  5. Давыдов В.В. Об основных путях рефлексии младших школьников.- Тбилиси, 2008. 687 с.

  6. Новикова А.М. Образовательный проект.- М.: Эгвес, 2004. 120 с.

  7. Овчарова Р. В.Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2009.

  8. Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей.// Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 2007.

  9. Слободчиков В.И., Цукерман Г. А.. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте.

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2011, 33с.

  11. Цукерман Г.А.Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности.//Нач. школа: – 2001. - №

  12. с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край. Методическая разработка на тему: «Приемы рефлексии на уроках музыки».


Источники

1http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2014/12/04/priemy-refleksii-na-urokakh- muzyki




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приемы рефлексивной деятельности учащихся в вокально – хоровой практике

Автор: Иванова Екатерина Борисовна, Ультаракова Ольга Михайловна

Дата: 02.04.2018

Номер свидетельства: 464613


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства