Преодоление технических трудностей и развитие творческих способностей на уроке специальности
Открытый урок с ученицей 3 класса по предмету "Синтезатор"
Тип урока:
• комбинированный.
Цель урока:
• овладение различными приёмами игры для успешного технического развития. Раскрыть индивидуальные творческие возможности ученика, вызвать интерес к занятиям, формирование эмоционального и осмысленного отношения к музыке.
Задачи урока:
• Обучающие: освоение технических формул и вспомогательного учебного материала, навыков подбора аккомпанемента.
• Развивающие: развитие технических навыков исполнительства, художественного вкуса, творческих способностей.
• Воспитывающие: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
Структура урока:
• Организация начала урока.
• Сообщение темы урока и его задач
• Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.
• Применение знаний и умений, полученных ранее.
• Творческое применение знаний и умений.
• Подведение итогов. Заключение.
Гаммы и упражнения – необходимое условие для успешного технического продвижения вперёд. Не секрет, что левая рука в техническом развитии слабее правой руки, поэтому над её развитием надо работать специально.
- Полезным упражнением для укрепления пальцев и развития беглости может служить игра трелей на всех ступенях мажорных гамм.(следить за экономией пальцевых движений: чем меньше подъём пальцев, тем быстрее будет темп)
- Большую пользу в этом отношении приносят всевозможные секвенции в восходящем и нисходящем движении.
- Для отработки беглости в левой руке полезно играть гаммы с форшлагом (форшлаг лучше играть с предварительным замахом пальца к первому звуку), постепенно увеличивая количество звуков форшлага (иными словами, превращая форшлаги в шлейферы)
- Для развития беглости можно поиграть гаммы самой разной аппликатурой. Большую пользу приносит исполнение гамм 3-4-5пальцами в обеих клавиатурах.
Упражнения для отработки навыка независимости рук. Независимость рук означает умение производить одновременно обеими руками различную работу.
- расходящаяся гамма
- игра дуолей ( в правой 2 легато – в левой 1 стаккато)
- в правой 2 стаккато – в левой 1 легато
- в правой 1 стаккато – в левой 2 легато
- в правой 1 легато – в левой 2 стаккато
Аналогично можно играть триоли и квартоли.
Данные упражнения являются дополнением к комплексу мажорных и минорных гамм и упражнений, которые играются постоянно.
Только систематическая работа над гаммами и упражнениями поможет преодолеть многие технические трудности, создаст лёгкую и свободную пальцевую беглость.
I. Геллер. Этюд.
Данный этюд способствует развитию техники и музыкальности, освоению различных ритмов. Здесь мы можем применить знания и умения, полученные нами ранее при изучении арпеджио.
Для того, чтобы быстрее запомнить этюд, а кисть нашла удобное положение для извлечения нескольких звуков, рекомендуется поиграть этюд, собирая мелодическую линию в аккорд.
Домашнее задание: Играть этюд, чередуя игру в разных темпах с игрой аккордами.
II. Работа над пьесой «Русская частушка»
До начала игры дать предварительный счёт и постараться выдержать выбранный темп на протяжении всего произведения и добиться единого ритмического пульса.
Работа над вариацией:
- Нон легато – Игра штрихом нон легато способствует более качественному исполнению легато.
- игра пунктирным ритмом – укрепляет пальцы.(следить за чёткостью пальцевого удара)
- большую пользу приносит сочетание легато и стаккато.
- изменение регистра – играя на октаву ниже, ярче будет восприниматься звучание, вариация будет выучиваться при более удобном положении руки.
- изменение тональности – транспонируем вверх и вниз на полтора тона (при сохранении аппликатуры) – позволит заново осознать гармонию, интервальное соотношение.
III. Выработка навыка подбора аккомпанемента.
Довольно часто в нотных изданиях встречаются песни с буквенно-цифровым сопровождением. Для того, чтобы грамотно подобрать аккомпанемент, необходимо помнить следующие правила: основной тон аккорда обозначается буквами латинского алфавита.
Большая буква говорит об использовании мажорного трезвучия. Маленькая латинская m в сочетании с буквой основного тона означает минорный аккорд. Большая буква с цифрой 7 означают септаккорд.
Кадриль «Сударушка»
Определение тональностей каждой части.
Выучивание партии правой руки. Подбор аккомпанемента.
Игра двумя руками вместе, красивым звуком, грамотно и выразительно.
IV. Игра под фонограмму.
Сыграть тему, попав в нужный темп. Контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой. Тему сыграть музыкально и выразительно.
Заключение:
Работу с учащимся над преодолением технических трудностей необходимо проводить одновременно с развитием его музыкальных творческих способностей. Постоянно стремиться «оживить» урок, заинтересовать ученика, разбудить его активность к повседневному труду. Приобретённые на уроке практические навыки позволят ученику вырабатывать техническую свободу, более полно ощущать клавиатуру инструмента, укреплять пальцы и развивать их беглость. Творческая работа психологически раскрепощает учащегося. У него появляется смелость и умение принимать быстрые решения, аналитически мыслить, развивается общая музыкальность.