На этой станции Вам будут заданы несколько, а точнее 10 интересных вопросов. Вы готовы?
1. Это был великолепный немецкий композитор, органист, скрипач эпохи «Барокко», - эпохи XVII века - (И.С.Бах). Я хотел бы попутно немного остановиться на этом времени. Эпоха «Барокко» предстаёт перед нами с такими вопросами как: обращение к небу, к человечеству. Отсюда и возрождение человека, его воспевания в музыке, изобразительном искусстве, тем самым, отражая временность, непостоянство, изменчивость мира. Эпоха «Барокко» искала ответ на главный вопрос своего времени: кто ты, о
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. Воспитывать любовь к музыке через игровую форму работы на уроке.
Оборудование:
Названия станций написаны на листочках и прикреплены на доску.
Портреты композиторов и работы художников разных эпох.
Магнитофон, аудиокассета с музыкальными фрагментами, фортепиано.
«Анаграммы» с буквами вразброс написаны на альбомных листах.
Большой бочонок, бочонки с заданиями на листочках.
Шесть вырезанных ноток для поощрения ребят.
Слова: «Эпиграф», «Импровизация», «Молодцы», «Возрождение», «Барокко», «Романтизм» - выписаны также, на отдельных листах.
Выставка книг о композиторах: И.С.Бахе, Ф.Шопене, П.И.Чайковском, С.С.Прокофьеве.
Ход урока
I этап - Организационный момент.
II этап – Обобщение изученного.
Сегодня на уроке мы с Вами обобщим тему I четверти – «Преобразующая сила музыки», вспомнив композиторов, их произведения, с которыми познакомились в этой четверти, и для этого мы «отправимся в увлекательное путешествие» на том виде транспорта, который Вы сами себе представите. Итак, в путь…
(открываю на доске листок с названием первой станции)
Первая станция «Биографическая».
На этой станции Вам будут заданы несколько, а точнее 10 интересных вопросов. Вы готовы?
1. Это был великолепный немецкий композитор, органист, скрипач эпохи «Барокко», - эпохи XVII века - (И.С.Бах). Я хотел бы попутно немного остановиться на этом времени. Эпоха «Барокко» предстаёт перед нами с такими вопросами как: обращение к небу, к человечеству. Отсюда и возрождение человека, его воспевания в музыке, изобразительном искусстве, тем самым, отражая временность, непостоянство, изменчивость мира. Эпоха «Барокко» искала ответ на главный вопрос своего времени: кто ты, о человек?
«Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли, Арена всех скорбей, превратностей поток, Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк, Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле!» (Грифиус «Человеческая нищета»)
Характерная деталь музыки эпохи «Барокко», а значит и музыки И.С.Баха – это отсчёт мгновений. Изобразительное же искусство представлено такими художниками как: Лукас Кранах Старший, Питер Пауль Рубенс, Рогир Ван Дер Вейден. Посмотрите на репродукции, представленные на доске: образы в живописи этой эпохи пронизаны театральностью, все они преувеличенно ярки. Обратите внимание: эмоции и жесты будто рассчитаны на сцену.
2. Как – то раз, один французский композитор и исполнитель вышел на площадь Парижа, и, начав играть и петь свою песню, - собрал вокруг себя «весь Париж». Кто же этот композитор? – (Жак Брель)
3. Кто за свою жизнь – в 65 лет, сочинил около трёхсот кантат, огромное количество органных произведений? – (И.С.Бах)
4. Однажды, 25 апреля 1840 года, в провинциальном русском небольшом городке Воткинске, что на Урале, - в семье горного инженера родился мальчик, который в будущем составил эпоху в истории русской и мировой музыкальной культуры в целом. Кто же это был? – (П.И.Чайковский)
5. Наши и зарубежные исполнители до сих пор радуют нас звучанием «Прелюдий и фуг», «Брандербургских концертов», благодаря какому композитору? – (И.С.Баху)
6. А.С.Пушкин, создавая шедевры мировой литературы: «Евгения Онегина», «Пиковую даму»,- наверняка верил, что эти произведения воплотятся в музыке и станут шедеврами мировой классики. В лице, какого композитора? – (П.И.Чайковского)
7. Какой композитор, так любя свою Родину – Польшу, посвятил ей всё своё музыкальное творчество? – (Ф.Шопен)
8. В честь подвига лётчика Алексея Маресьева (по повести Бориса Полевого) была написана опера «Повесть о настоящем человеке». Кем написана это опера? – (С.С.Прокофьевым)
9. Мазурки, полонезы, ноктюрны так романтичны, в творчестве какого композитора? – (Ф.Шопена)
10. Кто сочинил балет по сказке немецкого писателя – романтика Гофмана? – (П.И.Чайковский), балет «Щелкунчик».
Эпоха «Романтизма» - это целое море музыки, литературы, произведений изобразительного искусства.
Откроем рабочие тетради и запишем следующее определение «Романтизма» в тетрадь:
«Романтизм» - это направление в искусстве конца XVIII – первой четверти XIX века, которое характеризуется стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств, и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. В музыке это: Франц Шуберт, Фридерик Шопен, Петр Ильич Чайковский, - все эти, и многие другие композиторы – композиторы – романтики, эпохи «Романтизма».
Великий поэт – романтик писал:
Мир всего лишь заколдован; В каждой вещи спит струна, Разбуди волшебным словом – Будет музыка слышна. (Йозеф фон Эйхендорф)
Изобразительное искусство России славилось такими известными именами художников как: Иван Крамской – картина «Неизвестная». В этой картине художник писал не портрет, а обобщённый образ, человек без имени, чья сущность от нас скрыта, вглядываясь в лик Красоты, задумываясь над тем, что она несёт в себе – добро или зло? Крамской передаёт трагическое одиночество человека, которого не любят и который сам уже не в состоянии любить. И всё же для художника «Неизвестная» - это образ злой женственности. Согласитесь, что эта картина, маняще красива…
В картинах Михаила Александровича Врубеля – русского художника XIX века присутствуют элементы тайн, загадочности. В его картине «Царевна - Лебедь» отражён ярко поэтический мир, в котором художник показывает переход сказки в реальность. В своём творчестве М.А.Врубель стремился создать единую картину мира, слить мир человека и природы.
Изобразительное искусство эпохи «Романтизма» в России и не только, славилось также именем Ивана Константиновича Айвазовского, родившегося в 1817 году. В жизни и творчестве Айвазовского есть удивительные парадоксы… Турок по происхождению, армянин по воспитанию, он стал русским художником. За свою жизнь он создал около 6000 полотен. Его картины: «Лунная ночь на Капри», «Морской берег», «Прощанье», «Дорога на Ай - Петри» и так далее. Как истинному мастеру – романтику И.К.Айвазовскому нужен был большой масштаб, его привлекали сенсации в мире природы: наводнения, штормы, крушения, красота морей. Айвазовский был любимым художником Николая I, носил мундир в качестве «живописца Главного морского штаба». Эти произведения изобразительного искусства, как и многие другие произведения именитых художников, находятся в «Третьяковской» галерее в Москве.
Павел Третьяков – тоже был художником, который на протяжении сорока лет покупал за очень большие деньги картины известных к тому времени художников. В честь его галерея названа «Третьяковской». Например, картину «Боярыня Морозова» Павел Третьяков купил у Василия Ивановича Сурикова, за огромные деньги, на которые Василий Иванович со своей семьёй уехал за границу на 6 месяцев, чтобы увидеть мир и создать новые шедевры живописи.
В музыке – это любовь, чувства, переживания, страдания, иногда тревога. В эпоху «Романтизма», композиторы, художники, поэты, - каждый по-своему (индивидуально, чисто субъективно) отражали восприятие окружающей действительности. На этой станции мы с вами повторили биографические сведения о композиторах, вы хорошо справились с заданием на станции «Биографической», и нас ждут на следующей станции…
(Я открываю на доске листок с названием второй станции)
Вторая станция «Музыкальная угадай-ка».
Вашему вниманию будет предложен ряд музыкальных фрагментов, где Вам нужно будет:
определить характер прозвучавшего фрагмента, определить произведение, назвать композитора сочинившего его, и по возможности назвать часть или раздел.
И.С.Бах – Органная хоральная прелюдия (фрагмент на кассете)
Ф.Шопен – Ноктюрн (e – moll), ор. 72 - I часть – (игра на фортепиано)
Жак Брель – «Вальс о вальсе» (фрагмент на кассете на французском языке)
П.И.Чайковский – Первый концерт для фортепиано с оркестром, тема вступления (игра на фортепиано)
Ф.Шопен – Вальс (фрагмент на кассете)
И.С.Бах – Прелюдия № II (c – moll) – из I тома ХТК (игра на фортепиано)
Во времена эпохи «Барокко», прелюдии И.С.Баха исполнялись как процесс импровизации.
Давайте в тетрадях запишем определение нового понятия:
Импровизация – это искусство сочинять музыку в процессе её исполнения.
Вот и эту станцию мы порадовали своими хорошими ответами, вспомнив произведения композиторов, звучавших на уроках музыки в I четверти.
А сейчас закройте все глаза, расслабьтесь, послушайте мою импровизацию, представьте каждый что-либо под эту музыку: какой-то образ, состояние…
(Здесь я играю на фортепиано импровизацию, являющейся также физминуткой для ребят).
Немного отдохнули и нам пора двигаться дальше!
(Я открываю на доске листок с названием третьей станции)
Третья станция «Музыкальная анаграмма».
Объясняю детям понятие «Анаграмма»:
Анаграмма – это задание, в котором, переставив буквы в каждом слове, надо получить название музыкального определения. То есть Вам, сейчас из предложенных букв нужно будет составить слово, внимательно прослушав задание (буквы вразброс расставлены на альбомном листе). Итак:
1. Это было величайшим достижением европейской музыки, когда множество голосов, каждый из которых ведёт свою собственную мелодию, звучали отныне вместе, хором, как один голос? Дети должны получить (составить) слово:
П О Л И Ф О Н И Я
И.С.Бах был великолепным мастером полифонии.
(Здесь я играю на фортепиано фрагмент фуги № II (c – moll) - из I тома ХТК)
В фугах И.С.Баха мы слышим полифонию, поли – значит много. В данном случае подразумевается много голосов – многоголосие (прозвучала трёхголосная фуга).
2. Как называли французского эстрадного певца, который сам сочинял и слова, и музыку исполняемых им песен? В очередной комбинации букв зашифровано слово:
Ш А Н С О Н Ь Е
Вот и с этим нелёгким заданием Вы справились. Двигаемся дальше?
(Я открываю на доске листок с названием четвёртой станции)
Следующая, четвертая станция в нашем с Вами путешествии - «Песенная» или «Песенно-литературная». Дорогие ребята! Вашему вниманию сейчас будет предложен музыкальный фрагмент. Ваша задача:
Описать характер прозвучавшего фрагмента, определить композитора по стилю, вспомнить название произведения.
На фортепиано звучит фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года» - П.И.Чайковского.
Хочу отметить, что к каждому произведению цикла «Времена года» композитор привносит эпиграф, сразу попутно я детям:
даю определение слова «Эпиграф» под запись в рабочую тетрадь, объясняю значение этого слова, представив также ученикам клавир с нотами цикла «Времена года».
Эпиграф – это цитата к произведению, которая сосредотачивает мысль или внимание на его идее.
Далее я читаю эпиграф к «Осенней песне» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского:
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят…
Произведение «Времена года» - это цикл пьес, каждая из которых имеет своё название и эпиграф. Такое произведение задано одной идеей и называется «программным».
Запишем данное определение также к себе в тетрадь. Далее:
В исполнении учителя звучит стихотворение Ф.Тютчева: «Есть в осени первоначальной…» и «Осенний вечер»:
Есть в осени первоначальной, Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как-бы хрустальный И лучезарны вечера. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь, И льётся чистая и тёплая лазурь, На отдыхающее поле.
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота деревьев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно – сиротеющей землёю, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветер порою, Ущерб, изнеможенье – и на всём Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья.
Давайте теперь все вместе, исполним песню «Осень»: слова С.Крылова, музыка С.Никитина (нотный вариант песни прилагается)
Пахнет дымом, и грустно очень.
Ветер листья метёт, как дворник,
И не надо сердиться вовсе,
То дворами, где жгут листву,
Растворяется дым. А мне
Что опять я брожу один.
Невидимкою бродит осень,
Так спокойно и так просторно
Понимаешь, уходит осень.
Навевающая, тоску.
В этой доброй, как мир тишине.
Я хочу её проводить.
Сколько грусти и сколько света,
Сколько грусти и сколько света,
Сколько грусти и сколько света,
Как пронзителен птичий гвалт.
Как пронзителен птичий гвалт.
Как пронзителен птичий гвалт.
Листья жёлтые с чёрных веток
Листья жёлтые с чёрных веток
Листья жёлтые с чёрных веток
Тихо падают на асфальт.
Тихо падают на асфальт.
Тихо падают на асфальт.
После исполнения учащимися песни, чтобы подытожить работу на «Песенно-литературной» станции, мы очень будем рады услышать друг от друга прекрасные стихи об осени (нескольким учащимся можно предложить выразительно прочитать четверостишия о самом красивом времени года – осени, например):
Кроет уж лист золотой
С холоду щёки горят;
Нет мне здесь прежних утех,
Долго на листьях лежит
Влажную землю в лесу,
Любо в лесу мне лежать,
Лес с себя тайну совлёк;
Ночи мороз, и сквозь лес,
Смело топчу я ногой
Слышать, как сучья трещат,
Сорван последний орех,
Холодно как – то глядит
Вешнюю леса красу.
Листья ногой загребать.
Свянул последний листок.
Ясность прозрачных небес.
Вам понравилась эта станция? Тогда продолжаем наше путешествие…
(Я открываю на доске листок с названием пятой станции)
Пятая станция «Заморочки из бочки».
На этой станции нам с Вами нужно будет разделиться на 3 команды (по принципу: 3 ряда – 3 команды). Перед Вами бочонок, в котором находятся маленькие бочонки, в каждом из которых содержится вопрос с тремя вариантами ответов. Их этих трёх вариантов нужно выбрать один – правильный. За каждый правильный ответ отвечавший получает «нотку», - как поощрение. По количеству нот у учащихся оценивается их работа. Чья команда наберёт больше нот, - за той командой и победа. Желающих и смелых я попрошу вытянуть счастливый и интересный вопрос, имеющий общую формулировку:
Назовите название произведения композитора или исполнителя:
1 вопрос – (1 бочонок):
Как называется симфоническая сказка С.С.Прокофьева?
Машенька и медведь
Петя и бегемот
Петя и Волк
2 вопрос – (2 бочонок):
Назовите балет П.И.Чайковского:
Доктор Айболит
Чипполино
Спящая красавица
3 вопрос – (3 бочонок):
Назовите оперу П.И.Чайковского:
Любовь к трём апельсинам
Иоланта
Повесть о настоящем человеке
4 вопрос – (4 бочонок):
Назовите церковное произведение И.С.Баха:
Мазурка
Высокая месса
Полонез
5 вопрос – (5 бочонок):
Назовите исполнителя народной песни «Матушка – матушка»:
Иосиф Кобзон
Эдита Пьеха
Людмила Зыкина
6 вопрос – (6 бочонок):
Перед Вами над доской, на портретах изображены композиторы, но фамилии их случайно кто – то стёр. Восстановите их… (предварительно, до начала учителю необходимо заклеить несколько фамилий и имён именитых композиторов).
Иоганн Себастьян Бах
Сергей Сергеевич Прокофьев
Пётр Ильич Чайковский
Фридерик Шопен
Вот и подходит к концу наше Путешествие. Осталась последняя станция.
(Я открываю на доске листок с названием шестой станции)
Шестая станция «Итоговая», на которой мы должны подвести итоги:
Сегодня на уроке мы с Вами обобщили тему «Преобразующая сила музыки»;
Ещё раз проследили жизненный и творческий путь композиторов: И.С.Баха, Ф.Шопена, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева;
Прослушали фрагменты музыкальных произведений этих композиторов;
Узнали несколько новых слов (каких, спросить детей ещё раз): эпиграф, анаграмма, импровизация;
Вы сегодня очень хорошо поработали и можно сказать с полной уверенностью, что Вы:
(Открываю последнее слово на альбомном листе в середине доски) М О Л О Д Ц Ы !
Домашнее задание на следующий урок: подготовить сообщение о Л.В.Бетховене, ссылаясь на любые источники.
Обратить внимание учащихся на выставку (стенд) книг о композиторах.