kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предконцертный период.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы в ДМШ. Для коллег-музыкантов и обучающихся в классе фортепиано по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предконцертный период.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Р.М. ГЛИЭРА»

236010 г. Калининград, ул. Огарева, 22 Тел/факс: 21-24-44; glier-school@klgd.ru








Методические рекомендации

к открытому уроку

«Предконцертный период. Психология успеха»



Из опыта педагогической деятельности






Чернова Алевтина Николаевна,

преподаватель, концертмейстер

ДМШ им. Р.М. Глиэра



Калининград, 2018 год


Моя работа предназначена в первую очередь преподавателям ДМШ, ДШИ, но интересна эта тема может быть каждому, кому приходилось выходить на сцену.

Однозначного рецепта преодоления эстрадного волнения не рискнёт дать никто. Каждый человек - индивидуальность и методы предконцертной подготовки основываются на его индивидуальных качествах типах темперамента.

Перед выходом на сцену практически каждый исполнитель прогнозирует результат, надеясь на успех. Но и о неудаче мысли имеются. Это причина страха, который и есть: "ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях." (выписал дословно). Если в прошлом неудачи были, и вам необходимо повторять в тех же условиях те же действия, то страх усиливается, закрепляется. Единственное лекарство - поменьше думать, предсказывать. Сосредоточиться на самом действии, а не на своих ожиданиях.

В чем же все-таки причина сценического волнения. В природных склонностях исполнителя? Бреши в психологической подготовке к выступлению? в угрызениях совести, связанных с подсознательным опасением того, что все недоученное в процессе занятий может выплыть на концерте в самой непристойной форме? Или в недостатке уверенности в себе? Что, по-вашему, является в данном случае решающим?

Предконцертный мандраж я знаю непонаслышке. Полагаю, что причина страха и волнения не из-за боязни забыть текст, сбиться, ошибиться или сыграть мимо. Я думаю, психологическое ощущение, что я выступаю, а зритель судит, уже создаёт нервозную атмосферу для исполнителя. С годами и с опытом это может пройти или наоборот обостриться. Но я не знаю практически ни одного исполнителя, который не нервничал бы перед выходом на сцену.

Проблема предконцертного режима работы всегда была в центре внимания видных теоретиков пианизма. В её изучении накоплен немалый методический опыт. Педагогическая и исполнительская практика видных музыкантов показывает, что предконцертный режим работы является кульминационной точкой в общем процессе работы над музыкальным произведением.

Вместе с тем, он тесно связан с результатами начального этапа данного процесса и с самим заключительным этапом - непосредственного исполнения на сцене. Изучая педагогическую и исполнительскую деятельность опытных музыкантов, мы убеждаемся в том, что данная проблема решается глубоко индивидуально, то есть содержание предконцертного режима работы для каждого исполнителя представляет собой сугубо индивидуальный процесс. Это связано, прежде всего, с присущими музыканту психологическими индивидуальными особенностями, с объёмом сценического исполнительского опыта, с условиями проведения предконцертного режима работы и временем, отведённым на него, с уровнем профессиональной подготовки, с физическим состоянием на данный момент, а также с многими другими более незначительными факторами, которые могут в той или иной степени влиять на этот процесс. 

Динамика и содержание процесса предконцертного режима работы обусловлены уровнем и качеством подготовленной исполнительской программы: каждый музыкант хорошо знает, что все погрешности и недостатки в выученном произведении обязательно проявятся на сцене, поэтому степень и качество выученности произведения должны быть очень высокими. При этом желательно, чтобы во временном соотношении произведение было выученно заранее, т.е. чтобы оно «было в пальцах», так как именно на таком уровне выученности, исполнитель чувствует себя уверенно и комфортно. Он свободно музицирует на сцене, доставляя удовольствие себе и слушателям, не задумываясь о нотном тексте, о трудных пассажах и о других исполнительских проблемах. Пианист должен настолько свободно владеть музыкальным материалом, чтобы слушатели не замечали ни технически трудных мест, ни малейшего напряжения и нервозности. 

Предконцертный режим работы пианиста формируется с самого начала обучения. На начальном этапе обучения очень важно привить чувство ответственности за качество исполнения на эстраде, а также желание и любовь к игре на сцене. Учащийся с детских лет должен привыкать к тому, что выступление - это серьёзное дело, за которое он несёт ответственность перед слушателем, автором, перед самим собой и своим педагогом.

Вместе с тем, для юный пианист понимает, что это праздник, когда он получает громадное художественное удовлетворение. Эти два момента очень важны и взаимосвязаны, они как бы дополняют и взаимообусловливают друг друга.

Во всём, что касается выступления - этого решающего момента в творческой жизни исполнителя - особенно отчётливо сказывается индивидуальность музыканта. Поведение на эстраде, самочуствие во время игры, реакция на аудиторию - всё это выявляется у каждого исполнителя по-разному. Различны и формы подготовки к концертным выступлениям. И всё же как бы ни были индивидуальны эти формы, необходимо знать некоторые общие моменты в этой области.

Особенно сложные задачи возникают перед исполнителем, когда ему приходится готовить к выступлению не одно произведение, а целую программу. Чтобы вся концертная программа была готова к сроку, следует так планировать работу над ней, чтобы самые трудные её номера были подготовленны заранее. Это относится к преимущественно полифоническим сочинениям, произведениям крупной формы и виртуозного характера. Их необходимо учить заранее, чтобы произведение, как образно выражаются педагоги-музыканты, - «отлежалось». Исполнение всей программы требует, прежде всего, большой сосредоточенности и внимания, для достижения которых необходимо безупречное владение логикой музыкального развития, умение «внутренним» слухом воплощать звуковые образы. Развить эту способность можно в процессе длительной тренировки в период подготовки к выступлению на сцене.

Далее, перед концертом целесообразно проигрывать всю исполняемую программу в присутствии слушателей: педагогов, студентов, друзей и просто знакомых. Очень важно выработать умение концентрировать внимание на определённый отрезок времени, при этом выявлять те или иные погрешности исполнения, проверять свою психологическую и физическую выносливость для более верного распределения сил в исполняемой программе.

Таким образом постепенно отрабатывается целостность исполнения не только конкретного произведения, но и всей программы. Последовательность исполняемых произведений и их взаимосвязь также имеет большое значение для успешного проведения всего концерта, поэтому желательно всё заранее обдумать и проверить в процессе предварительных исполнений на сцене. 

Непосредственно перед выступлением нельзя перегружать внимание исполнителя множеством замечаний, так как это обычно вредит выступлению на сцене. Но вместе с тем, необходимо тщательно продумать всю программу от начала и до конца в «уме», не отвлекаться на посторонние темы или разговоры, постараться предельно сосредоточиться и настроиться на конкретное психологическое состояние.

Предконцертный режим работы исполнителя настолько индивидуален, что трудно посоветовать ослаблять или, наоборот, форсировать ритм работы. Одни исполнители считают, что ритм работы перед концертом усиливается, другие, наоборот - слабеет. Думается, что правильный выбор исполнитель должен осуществлять в полном соответствии с собственным психологическим состоянием и полагаться на свою интуицию и опыт. Непосредственно перед выступлением совершенно противопоказано подрывать уверенность исполнителя, внушать ему какие-либо сомнения в собственных возможностях, со стороны педагога необходимо постараться настроить исполнителя на успешное выступление.

Концертное исполнение на сцене всегда связано с эстрадным волнением. У каждого исполнителя оно проявляется совершенно по-разному. Оно может способствовать успешности выступления, а может, наоборот, подвести исполнителя, отрицательно сказаться на процессе его исполнения, оказать ему, так называемую, «медвежью услугу». Всё зависит от психологической индивидуальности музыканта-исполнителя, который должен как бы изучать себя со стороны, замечать те или иные особенности собственного поведения на сцене и постараться исправить их.

Как показывает исполнительская практика, эстрадное волнение во многих случаях чаще сказывается отрицательно, особенно в период школьного обучения. Оно неблагополучно отражается на технической стороне исполнения, часто приводит к неожиданным ошибкам и остановкам. Именно поэтому велика роль педагога-музыканта, который способен психологически подготовить ученика к выступлению.

Профессиональный и опытный педагог-музыкант никогда не выпускает неподготовленного ученика на сцену, он хорошо знает, что это чревато негативными последствиями для всего будущего исполнительского становления юного пианиста. Он внимательно наблюдает за психологическим состоянием своего воспитанника в период предконцертного режима работы и во время непосредственного выступления на сцене. На основе полученных наблюдений педагог планирует и коррелирует последующий предконцертный режим работы, внося в него необходимые изменения и уточнения.

Прежде всего, важно качественно готовить учеников к концерту, меньше фиксировать их внимание на проблеме волнения и прививать чувство радости от общения с залом. Очень большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют частые выступления. Поэтому педагогу необходимо обеспечить как можно большее количество концертных выступлений для своего воспитанника. Приобретаемый сценический опыт способствует формированию исполнительской уверенности и стабильности.

Таким образом, уверенность на сцене приобретается в процессе интенсивной концертной деятельности. Уверенно на сцене играет тот исполнитель, который часто на ней выступает.

Изучая свои сильные, слабые стороны, запоминая ощущения, предшествующие удачным выступлениям, исполнитель может затем сознательно воспроизводить подобное состояние перед последующими выступлениями, которые помогают подытожить достигнутое, наметить и уточнить перспективы творческого роста, сделать полезные выводы.

Музыкальная педагогика, опыт многих выдающихся педагогов-музыкантов и мой личный опыт подтверждает, что можно значительно снизить отрицательные стороны эстрадного волнения и тем лучше подготовить учащихся к концертному исполнению.



Список литературы

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М.,2004.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2005.

3. Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании. – М., 2004.

4. Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. – М., 2003.

5. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. – СПб., 2007.

6. Ципин Г.М. Исполнитель и техника. – М., 1999.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предконцертный период.

Автор: Чернова Алевтина Николаевна

Дата: 07.02.2019

Номер свидетельства: 498820


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства