Поурочный план по музыке 5 класс урок № 10 Тема: «История тюркской двухструнки»
Поурочный план по музыке 5 класс урок № 10 Тема: «История тюркской двухструнки»
Цель урока: дать представление учащимся с историей возникновения казахской домбры, разновидностями, способами звукоизвлечения
Задачи урока:
Образовательные:
наглядно показать различные формы инструмента, познакомить со строением домбры; беседовать о происхождении инструмента
Развивающие:
развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения;
пробуждение интереса к истории казахского народа;
развивать вокальные навыки
Воспитательные:
приобщение учащихся к сокровищницам отечественной музыкальной классики;
воспитание эстетических чувств;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по музыке 5 класс урок № 10 Тема: «История тюркской двухструнки» »
Поурочный план по музыке
5 класс урок № 10
Тема: «История тюркской двухструнки»
Цель урока: дать представление учащимся с историей возникновения казахской домбры, разновидностями, способами звукоизвлечения
Задачи урока:
Образовательные:
наглядно показать различные формы инструмента, познакомить со строением домбры; беседовать о происхождении инструмента
Развивающие:
развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения;
пробуждение интереса к истории казахского народа;
развивать вокальные навыки
Воспитательные:
приобщение учащихся к сокровищницам отечественной музыкальной классики;
воспитание эстетических чувств;
1.Оргмомент- проверить готовность к уроку, организовать, нацелить на урок
Музыкальное приветствие:
Учитель: поет «здравствуйте» звуками до-ми-соль
Дети отвечают «здравствуйте» звуками соль-ми-до
2. Распевка.
- Закрепление «Чики-чики-чики – раз»» (диск Распевки 13-14). Обратить внимание на снятие звука по фразам.
- работа над дикцией.
Упражнение на дыхание (ми-ё, Диск «Мамба» №11)
- разучивание попевки «Пойду ль я» (унисон)
3. Исполнение песни «Березовый сок» Матусовского
-исполнение с минусом наизусть
-анализ исполнения песни
4. Основная часть урока.
Тема нашего урока называется «История тюркской двухструнки», запишем название в тетради. В течение всей четверти мы будем знакомиться с музыкальными инструментами народов мира. И первым инструментом у нас будет любимый казахский народный инструмент – домбра. Как вы думаете, почему инструмент домбра называется «тюркская двухструнка»? (ответы детей)
Казахский народ относится к тюркоязычным народам. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали археологические открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана. Этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.
С домброй, с историей ее происхождения и обретения домброй современного вида связано много красивых народных легенд.
Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
Домбра - самый любимый и самый распространенный инструмент в музыкальном быту казахов. Казахская домбра - это щипковый двухструнный инструмент, изготовленный из цельного дерева. Применяется и как аккомпонирующий, и как сольный, и как основной инструмент в казахской народной музыке. Домбра не утратила своей актуальности и по сегодняшний день. Многие современные музыканты включают в свои композиции звучание домбры.
Конструкция казахской домбры немного отличалась в зависимости от региона. Так на западе, в Прикаспийских степях домбра имела округлую каплевидную форму с тонкой длинной шейкой. Лады-перевяз перне, как и струны, изготавливались из бараньих или козлиных кишок. В центальных и восточных регионах Казахстана домбры делались с плоской нижней декой и короткой, толстой шейкой. Чаще всего домбра изготавливалась из цельных кусков дерева : ели, клена, чинара, но встречаются и клееные экземпляры домбры. На восточно-казахстанских домбрах навязывались 7-9 ладов, что обеспечивало игру аккомпанемента или исполнение песенных мелодий.
Составные же части казахской домбры одинаковые во всех регионах Казахстана. Это шанак - корпус домбры, выполняющий роль усилителя звука. Какпак — дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.
Струна — источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.
Существуют два основных приема игры на домбре - путем удара по струнам всеми пальцами рук (токпе) и прищипыванием струн (шертпе).
Слушание Таттимбет кюй «Сарыжайлау».
- стиль звукоизвлечения – шертпе
5. Физминутка «Атака звука»
А) предыхательная (мягкое исполнение «соль-до»)
Б) с использованием диафрагмы (звонкое исполнение), исполнение с наклоном
В) пение на опоре, задействовать речевую позицию
6. Знакомство с песней «Қазақстан – туған жерим» Байсеновой
А) слушание песни
Б) определение исполнителей, инструмента, который начинает звучание песни
В) работа с текстом
7. Рефлексия. Что нового мы узнали на уроке? Что понравилось и получилось? Что не понравилось, не получилось?