kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. 7-й класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организационный момент. Изучение нового материала.Понятие «хит»», «шлягер».Истоки жанра мюзикла. История возникновения жанра рок-оперы.Рок-опера. Вечные темы. воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие образцов легкой и популярной музыки, уметь рассуждать о вечных темах  искусства, их воплощении в творчестве композиторов. В этой теме подробно перечислены композиторы овременники и классики и какие хиты считаются особенно популярными. 

Просмотр содержимого документа
«Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. 7-й класс »

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
7-й класс


Цели урока:

  • Образовательная: дать определение словам «хит», «шлягер», познакомить учащихся  с историей жанра мюзикла и рок-оперы.

  • Развивающая: продолжить знакомить с лучшими образцами популярной музыки, мюзикла, рок-оперы.

  • Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие образцов легкой и популярной музыки, уметь рассуждать о вечных темах  искусства, их воплощении в творчестве композиторов.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка» для 7 класса, творческая тетрадь к данному учебнику, фонохрестоматия к учебнику «музыка» 7 класса, рабочая тетрадь, музыкальные словари.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

2.1. Понятие «хит»», «шлягер».
2. 2. Истоки жанра мюзикла.
2.3. История возникновения жанра рок-оперы.
2.4.Рок-опера. Вечные темы.

3. Домашнее задание.

1. Организационный момент

Приветствие в форме вокальной попевки.

2. Изучение нового материала

Сейчас довольно часто употребляеься слово «хит». Само слово «хит» означает удар, толчок, попадание в цель. Слово это английское, а пришло на смену немецкому «шлягер», который переводится как гвоздь сезона или ходовой товар. Оба эти термина появились в XX веке, но музыкальные хиты или шлягеры существовали и раньше. И зависили они часто от музыкальных предпочтений  первых лиц государства. Так какую же музыку любили императоры, цари и короли?

Как-то Джона Кеннеди, тридцать пятого президента США, спросили: «Какое Ваше любимое произведение?» Он надолго задумался, а потом ответ: «Среди моих любимых произведений – «Гринлис», старинная фольклорная песня». Согласно старинной легенде, эта песня была написана Генрихом VIII, королем средневековой Англии. Популярность «Зеленый листьев» была невероятна. Сам У. Шекспир упоминал эту песенку в своих «Винзорских насмешницах», настолько она была популярна в то время.

Талантом композитора в те времена мог похвастать не только король Генрих, но и сам царь Иван Грозный, который родился на сорок лет позже. Он сочинял и сам пел стихиры, особые песнопения для церковных служб. Они были столь хороши, что сохранились до наших дней и до сих пор исполняются в православных храмах.

Современница Ивана Грозного, английская королева Елизавета Великая, музыку не писала, но очень её ценила. В особый восторг её приводила музыка композитора Джона Джонсона, знаменитого композитора эпохи Ренессанса. Именно он познакомил Англию с лютневой музыкой.
Другая великая императрица, Екатерина, тоже обожала музыку и даже выстроила Эрмитажный театр, в котором часто исполнялись оперы. Модными композиторами в Петербурге стали итальянцы Джованни Паизьелло и Доменико Чимарозо. Великая императрица даже планировала выписать для работы самого великого Моцарта, ведь вкус у неё был отменный.

Большим ценителем оперы был и Наполеон Бонапарт. Особым уважением у императора пользовались композиторы Этьен Николя Менью, чьи оперы долго держались на вершине музыкального олимпа.

Но не все императоры были ценителями музыки. Николай I с подозрением и неприятием отнесся к опере М.И.Глинки «Жизнь за царя». Его оперу при дворе назвали « кучерской музыкой», а другую, «Руслан и Людмила», в наказание отправляли слушать провинившихся офицеров.

Гораздо больше повезло Рихарду Вагнеру. Его восторженным поклонником стал сам Людовиг Баварский. Король признавался, что смысл своей жизни  он видит «в служении Вагнеру и его музыке». Специально для грандиозных постановок опер Р.Вагнера Л.Баварский построил знамениттый театр в Байрете. Этот театр стал настоящим памятником «самому себе».

Рихарда Вагнера любил не только романтический баварский правитель, но и Адольф Гитлер. Многие оперы он знал почти наизусть и считал композитора своим духовным учителем. Эта любовь дорого стоила Р.Вагнеру, умершему задолго до прихода гитлеровской диктатуры. Имя композитора почти целый век ассоциировалось с фашистским режимом, а в государстве Израиль музыка Р.Вагнера не исполняется до сих пор.

У противников Гитлера во Второй мировой войне были совсем другие музыкальные вкусы. Президент США Франклин Рузвельт предпочитал венские марши и стиль кантри, но особенно он любил музыку из английского кинофильма «Джордж из Динкиджаза». Уинстон Черчиль любил юмор. Особенно его забавляла песенка времен крымской войны «Абул абулбул амир» о двух воинах, русском и турецком, которые в итоге убивают друг друга. Эта веселая песенка была необыкновенно популярна в Англии во времена войны.

Сталин же, как и Гитлер, отдавал дань фундаментальным жанрам: опере и балету. Он любил оперу «Пламя Парижа» за его революционную тему, из балерин ценил Ольгу Лепешинскую. Советский лидер восхищался искусством пианиста Эмиля Гиллельса, называл его «рыжое золото» и шутил: «У Гитлера его Гебельс, а у Сталина есть Гиллельс». Сталин очень любил оперу «Иван Сусанин» М.И.Глинки  и «Евгений Онегин» П.И.Чайковского.

Музыку П.И.Чайковского любил и организатор Октябрьской революции Владимир Ульянов (Ленин). Но на первом месте из его предпочтений была, конечно, «Аппассионата» Л.Бетховена. Художник Аванбандян даже запечатлел это в своей картине. Известная ленинская цитата – «Ничего не знаю лучше «Аппассионаты», готов слушать её каждый день». Цитата имеет, однако, довольно противоречивое продолжение: «…Но слишком часто слушать музыку не могу, действует на нервы. Хочется гладить людей по головкам, а сегодня нужно бить, бить  беспощадно. Хотя мы, в идеале, против всякого насилия».

У современных  мировых лидеров музыкальные вкусы, конечно же, очень различны. Президент США Б.Обама любит слушать виолончельные сонаты И.С.Баха. Лидер Северной Кореи Ким Чен Ир предпочитает Эрика Клептона. А президент Ирана Ахмади Нижад – Криса Дебурга.Дмитрий Медведев является поклонником английской рок-группы «Дипп Перпл», а Владимир Путин предпочитает «Битлз».

«Yesterdаy» (1965) Пола Маккартни – одна из самых интерпретируемых песен в поп-музыке. Впервые песню «Вчера» поклонники «Битлз» услышали в альбоме «Help!», её авторами по сложившейся традиции были указаны Дж. Леннон и П. Маккартни. У песни есть несколько отличительных черт и особенностей: нестандартная  музыкальная форма – куплетная,струнный квартете в сопровождении, отсутствие ударных и перкуссий.

«Yesterday» продемонстрировала широту музыкального диапазона молодых артистов из Ливерпуля, их способность к музыкальному синтезу, новаторству. П.Маккартни, используя искусство интонирования и артистизма, сумел создать маленький музыкальный спектакль – «театр переживаний». Великолепное исполнение мелодии песни, звучание струнного квартета подчеркивает строгость, простоту и лиричность музыкального высказывания. А слово  и интонация «Yes-ter-day»запомнились слушателям сразу и навсегда, став своеобразным символом.

Песня очень гармонична по своей мелодике, но текст довольно простой, шаблонный. Пол много работал над текстом, но выйти за рамки традиционного текста поп-песни не смог. Окончательный вариант песни «Yesterday» Маккартни был написан в Лиссабоне, в мае 1965 года. Песню П.Маккартни посвятил своей любимой девушке, актрисе Джейн Эшер. Магия музыки, мелодии этой песни столь велика, что она очень быстро распространилась по всем континентам. Ключевой фразой текста стала фраза –« я верю во вчера», пробуждала чувства ностальгии по ушедшему времени, символизируя веру в прошлое, без которого нет ни будущего, ни настоящего.

Песня «Yesterday» является всемирно популярной, её слышали, знают и узнают даже далекие от музыки люди. Существует огромное количество вокалистов и инструменталистов, которые включили в свой репертуар это произведение, предоставив для слушателей различные версии исполнения. Но всё же авторское исполнение до сих пор остается наиболее гармоничным и непревзойденным. Существует около 39 публикаций нот и текстов общим тиражом более двух миллионов. Песня остается безусловным хитом второй половины XX века, а мелодия продолжает очаровывать миллионы любителей музыки.

Далее вы познакомитесь с жанром, сложившимся во второй половине XX века и ставшим необыкновенно популярным. Мюзикл (англ. musical) – один из самых сложных жанров, в котором слились драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое, пластическое искусства. Жанр сформировался на следующих видах театральной деятельности: минстрел-шоу, бурлеск, водевиль, оперетта.

На рубеже XX  века происходит формирование и становление джаза, что, несомненно, явилось революционным поворотом в развитии культуры Америки и всего мира. Джаз проникает во все сферы художественной культуры, включая театр. Джазовые композиции приобретают большую популярность. К началу 1940-х годов нет ни одного спектакля в жанре музыки и комедии, которые не включали бы джазовые композиции. Под влиянием джазовой музыки музыкально-зрелищные жанры стали обретать новую форму, часто подчеркивая глубину содержания. Изменение характера музыки влекло за собой изменение драматургии произведения. Так, на пересечении различных художественных направлений, возник мюзикл. Кампус Э.Ю. так писал о мюзикле: « Этот предельно условный, яркий театральный жанр должен непостижимым образом сочетаться с естественностью перехода от одного средства выражения к другому. Речь, мимика, пластика, танец могут быть только подчинены единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа. Традиционный взгляд на мюзикл, как на искусство развлекательное, отнюдь не исключает того объективного факта, что мюзикл служит своеобразным зеркалом общественной жизни». Эти перечисленные принцины прослеживаются в лучших бродвейских мюзиклах и в их кинематографических версиях: «Вестсайдская история» (1961), «Моя прекрасная леди» (1964), «Хелло, Долли!» (1969).

В России мюзикл появился с иной модификации. В «Веселых ребятах» с участием джаз-банда Л.Утесова звучат несколько музыкальных номеров, которые являются полноправными участниками фильма. Поэтому принято рассматривать этот фильм как первый российский мюзикл.

С середины 1960-х годов в России предпринимались попытки ставить мюзиклы, которые  были связаны с творчеством  российских рок-композиторов Это спектакли режиссера М.Захарова «Тиль» ( музыка Г.Гладкова), «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» и «Юнона и Авось» (музыка А.Рыбникова). С 1999 года. В Росии были поставлены следующие мюзиклы: «Метро», «Нотр-Дам», «Чикаго», «42 улица», «Иствикские ведьмы». Грандиозным и успешным мог стать российский мюзикл «Норд-Ост», но страшная трагедия  с заложниками на Дубровке навсегда зачеркнула этот проект.

Современные зрители могут оценить и с удовольствием посмотреть мюзикл Лины Арифулиной «Зубастая няня». В основе мюзикла русская народная сказка «Волк и семеро козлят». В созданном спектакле принимали участие артисты из Детского музыкального Театра юного актера, звезды театра и кино: Оскар Кучера, Вадим Галыгин, Нонна Гришаева, Игорь Верник. Мюзикл является семейным. Тексты в спектакле  легкие, доступные, наполненные юмором, а музыка неожиданная и разная. Лина Арифулина писала: « Если бы представители творческих профессий поддержали моё начинание, на наших экранах было бы намного больше доброты, света и радости. Именно такое искусство, по моему мнению, и должно стать новым национальным проектом России». Сейчас мюзиклы с большим успехом идут на многих сценических площадках нашей страны, став частью современной культуры России. Необходимо в педагогической деятельности заинтересовывать детей и показывать универсальность этого жанра для молодого, юного слушателя.

Появление произведения, с которого явился миру новый жанр, стала рок-опера композитора Ллойда Уеббера и либреттиста Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда». Спектакль был поставлен на Бродвее в 1971 году и стал настоящей сенсацией.  Высказывались опасения, что раскрытие религиозных мотивов языком рок-оперы может оскорбить верующую часть слушателей. Однако публика приняла оперу с восторгом, взяв определенный перечень песен для исполнения в церкви в дни религиозных праздников.

В основу произведения положен сюжет из Евангелие, рассказывающий о  последних семи днях жизни Христа. Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика – апостола Петра, Пилат – римский наместник Иудеи, вершащий неправедный суд, толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель, – все эти события и образы евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом, издавна привлекали внимание людей всех творческих профессий. Однако была и современная причина обращения Уеббера и Райса к Евангелию.

Время, когда создавалась опера, на Западе было отмечено повышенным влечением молодежи к христианскому учению, освобожденному от догм церкви. Сам Иисус трактовался в среде молодых как реальная историческая личность, как революционер, борющийся за интересы простых людей. Это молодежное движение, получившее название – « Иисус – революция», напрямую смыкалось с идеями хиппи, которые находили в христианских мотивах идеал чистоты, бескорыстия, братской любви, путь к духовному обновлению общества. Создателям оперы эти идеи были близки  и понятны. Тем более, что они изложили  свою совершенно необычную версию евангельского сюжета. Ситуация, действия, поступки главных лиц очень современны. В центре, по законам драматургии, противоборство двух героев – Иисуса и Иуды. Если в Евангелие конфликт основывается на столкновении добра и зла, верности и предательства, праведности и преступности, то в опере показан острый поединок, два принципиально разных взгляда на мир. В этом споре каждый и прав и не прав одновременно. Поэтому нельзя считать, что Иисус несет в себе только  положительное начало, а Иуда – отрицательное.

Иисус в опере отличен от описания в Евангелие: он лидер молодых хиппи. Иисус видит цель, борется против несправедливости, но, как любой человек, живет предчувствиями и верит в судьбу.  Далек  от первоисточника  и образ Иуды. В опере, как и в Евангелие, он предает своего учителя, но мотивы предательства совершенно иные. Иуда считает, что Иисус, создав миф о самом себе и уверовав в него, отходит от истинных  целей своего учения, заведет в тупик созданное  им движение. Ииуда ищет выход, чтобы спасти положение и находит единственный выход: преступая через нравственные нормы, выдать Иисуса римским властям.

Сложны отношения Иисуса с толпой. Он для неё бог, герой, суперзвезда. Толпа преклоняется Иисусу и любит в нем бога, требуя чуда. Люди не видят в нем человека, его боль и страдания никого не интересуют. Когда же миф о чудотворце развенчивается, толпа отворачивается от своего кумира и переходит на сторону римских судей и палачей.
Одна лишь Мария-Магдалена преданно и бескорыстно любит Иисуса как простого человека, не как пророка, суперзвезду и вождя. Эта светлая и лирическая любовь двух героев воспринимается как высшая ценность, противостоя драматизму и гротеску окружающего  мира.

Подобное изменение сюжета Евангелия оказалось близким для понимания современного слушателя, тем более, что музыкальный язык – рок, был поднят до уровня большой философской мысли. В дальнейшем такого рода сюжеты станут для рок-оперы характерной чертой, имеющей свой особый смысл. С одной стороны, в этом сказывается стремление массового искусства к раскрытию вечных тем, которые раньше были доступны  высокой, академической музыке. С другой стороны, современный  жанр рок-оперы был обращен  к молодому поколению слушателей.  Значит проблемы, раскрываемые в ней, должны были быть  достаточно актуальны, и выражаться они тоже должны  были современным языком.

Рок-опера «Иисус» написана разнообразным  языком  рок-музыки: это барокко-рок, и хард-рок. В опере  также звучит музыка, которая восходит своими истоками к великому Баху. Это воспринимается очень естественно, ведь евангельские образы невольно связываются в нашем представлении с баховскими «Страстями». Например, через всё произведение Уеббера проходит тема, которая напоминает крест и символизирует в музыке Баха трагический образ распятия. В сцене смерти Христа музыкальные эпизоды решены в стиле инструментальной классики XIX  века с привлечение струнных смычковых  и духовых инструментов. Остаются популярными Увертюра к опере, хор «Осанна», вокальные номера Марии-Магдалины «Все хорошо» и «Не знаю, как мне доказать любовь мою».

Один из самых замечательных эпизодов оперы – монолог Иисуса, начинается в духе лирического рока. Христос печален, устал и размышляет, он осмысливает происходящее и начинает понимать трагедию происходящего. Постепенно атмосфера накаляется, усиливается динамика, приводя к неистовой кульминации. Этот монолог по своему масштабу и драматизму поставлен в один ряд с классическими ариями-монологами.

Значение этого произведения, спустя несколько десятилетий, не теряет своей популярности. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» остается одним из самых популярных произведений в жанре рок-оперы XX  века. В нашей стране она распространялась огромным тиражом, слушалась любителями и рок-музыки, и классики. Безусловно, опера заинтересовала профессиональных композиторов, явившись важным стимулом к рождению и развитию рок-музыки в России.

Все перечисленные жанры легкой, популярной музыки во все времена понятны слушателям, потому что музыка – это язык, который не требует перевода. Этот язык  понятен людям всего мира, способен объединить их в едином чувстве восхищаться и понимать прекрасное, обращаться к вечным темам искусства.

3. Домашнее задание: выполнить задание в творческой тетради по теме «Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. 7-й класс

Автор: Евстафьева Вера Анатольевна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237025

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства