Естественное действие | Организация начала урока Актуализация знаний Самоопределение деятельности | Просит учащихся сесть группами по 4 -5 человек, предлагает каждой группе выбрать конверты с заданиями. Учитель организует интерактивный опрос. Предъявляет общее для всех групп учебное задание(У.З.): на учебной доске закрыт портрет героя нашего урока. Необходимо отгадать его по ключевым словам: На доске: Ленинградская консерватория, 25 сентября 1906год, Депутат, Композитор, Международная премия мира, профессор Ленинградской и Московской консерватории, 7-я «Ленинградская». Вопрос: Применив знания из домашнего опережающего задания к уроку, подумайте и ответьте, что связано с этими ключевыми словами. Учитель открывает на доске портрет Д.Д. Шостаковича. Учитель мотивирует учащихся на освоение информации по теме урока Учитель: я прочту вам одно высказывание. Это слова Ольги Федоровны Бергольц, поэта, «музы блокадного Ленинграда»: "На сверхъестественные овации зала, вставшего перед симфонией, вышел Шостакович - с лицом подростка, худенький, хрупкий, казалось, ничем не защищенный. А народ, стоя, всё рукоплескал и рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда. И я глядела на него, мальчика, хрупкого человека в больших очках, который взволнованный и невероятно смущённый, без малейшей улыбки, неловко кланялся, кивал головой слушателям, и думала: "Этот человек сильнее Гитлера" (кн. "От имени ленинградцев"). Учитель ориентирует учащихся на предстоящую деятельность: У.З. Постарайтесь продолжить мысль Ольги Бергольц: «Этот человек сильнее Гитлера», потому что…(записывает слова на доске) Кто хочет высказаться? Сможет ли каждый сделать это сейчас или лучше изучить материал по теме и обсудить результат с товарищами? Итак, герой (это Дмитрий Дмитриевич Шостакович) вам известен, но тему урока я попрошу вас сформулировать в конце урока (записывает слово «тема»). И тогда же вы еще раз попробуете продолжить высказывание О. Бергольц. Согласны? | Организуют группы Выполняют задание: Определяют имя - Дмитрий Дмитриевич Шостакович Ответы детей: день рождения Где он учился Кем был по профессии Чем был награжден Главные произведения ( опережающее задание по деятелям культуры блокадного Ленинграда) Активисты предлагают возможные варианты, признают их «промежуточными» формулируют цель деятельности на уроке для себя | коммуникативные Работать в группе Адекватно отвечать на поставленный вопрос познавательные Осуществлять оптимизацию информации в соответствии с опережающим учебным заданием регулятивные 1.Принимать и сохранять учебное задание 2.Оценивать собственные возможности для выполнения задания личностные Проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, к участникам учебной ситуации |
Освоение информации по проблеме | Учебно-познавательная деятельность | Учитель организует деятельность учащихся: Учитель: В нашем городе, где жил и творил Дмитрий Дмитриевич Шостакович, есть много памятных мест, связанных его именем. Есть и портреты композитора. Рассмотрите их и попытайтесь определить, каким представляли образ Шостаковича авторы этих портретов. У.З. Учитель предлагает группам посмотреть фотографию памятника( из конверта), подумать, объяснить свою точку зрения. Включает учеников в конструктивную деятельность. Предлагает карточку с вопросником(1), (если учащиеся затрудняются, как отвечать). Вопросник(1): 1. Это бюст, портрет, скульптура в рост. 2. Каким изображен Шостакович: возраст, одежда, поза (для скульптуры в рост) 3. Что выражает лицо героя (серьезность, сосредоточенность, усталость, мысль, вдохновение или другое). Какие детали позволяют судить об этом. 4. Какие детали позволяют судить о занятиях героя Все слушают ответы групп. Учитель деликатно корректирует ответы Учитель демонстрирует портреты на слайде, задает вопрос к классу: Что объединяет все три портрета? Каким видят скульпторы Дмитрия Шостаковича? У.З. Обоснуйте свое мнение. (вариант: Портреты представляют нам образ Шостаковича – великого композитора, деятеля) Обсудите в группе и сообщите общее мнение по вопросу. Учитель обращает внимание на слайд. Вопрос к классу. Чем отличается это изображение от тех, которые вы видели? У.З. Обсудите в группе и сообщите общее мнение по вопросу. Учитель организует деятельность учащихся: На слайде портрет Шостаковича, выполненный художницей Еленой Мартиллой. Учитель: Автор рисунка – художница, пережившая блокаду (краткий рассказ о Е.Мартилле). Вам будет интересно узнать, что она была ученицей 10-б класса школы №12 выпуска 20 июня 1941г. В тот день никто в нашей стране не знал, какое великое испытание всех ждет. Давайте совершим путешествие во времени, и поможет нам в этом фрагмент литературно-музыкальной композиции. | Во время ответов учащихся на экране появляются те фотографии, которые они обсуждают. - скульптурный портрет работы Э.М. Агаяна. - Барельеф к столетию со дня рождения Дмитрия Шостаковича - памятник на углу пр. Энгельса и ул. Шостаковича - бюст Д.Д. Шостаковича. Учащиеся выполняют задание, анализируют портреты, высказываются Учащиеся проводят сравнение и обобщают: Эти портреты создают публичный, парадный образ. Ребята описывают портрет, говорят, что этот рисунок создает «непарадный» образ. На нем Шостакович – человек. Он изображен в трагическое время блокады Ленинграда. Участники композиции становятся перед классом | регулятивные 1.Принимать и сохранять учебное задание 2.Оценивать собственные возможности для выполнения задания познавательные 1.Осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием 2.Извлекать информацию в соответствии с целью 3.Оптимизировать информацию коммуникативные Работать в группе Договариваться об общем мнении Адекватно отвечать на поставленный вопрос регулятивные Адекватно оценивать действия по выполнению задания. коммуникативные С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
| Диагностика освоения темы | Показ презентации. Начинается музыка – отрывок из 7-й Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. Демонстрация слайдов с «22 июня 1941 года началась ВОВ», слайды с войной, с блокадным Ленинградом Под музыку читается отрывок из Вадима Шефнера. Учитель организует беседу с учащимися по вопросам: Что вы услышали в 1-части 7-й симфонии, какие картины представили? Какими средствами были созданы такие картины? Учитель деликатно развивает мысли детей, (напоминая ключевые слова – известные термины): однообразием мелодии, чеканного ритма, постоянного повторения одного и того же мотива; впечатление надвигающейся грозной силы создает усиливающаяся динамика, увеличения количества инструментов; военный образ создает жанра марша. Учитель дает У.З. Как же создавалась 7 симфония, в каких условиях работал автор? Комментирует: прочитайте текст в учебнике (с.156) и в раздаточном материале(1-5) и ответьте на вопросы, используя вопросник (2). Какую добровольную помощь оказал Д.Д. Шостакович осажденному Ленинграду? В каких условиях у композитора родился замысел 7-й симфонии? Когда композитор закончил симфонию? Как называлась тема последней (4-й) части симфонии? Как подготовили и организовали первое исполнение симфонии в блокадном Ленинграде? Почему важно было исполнить симфонию в блокадном Ленинграде? Учитель собирает ответы, корректирует первые выводы (вопрос 5): Выразите свое отношение к факту исполнения 7-й симфонии в блокадном Ленинграде? можно ли считать композитора и музыкантов - защитниками города? ВНИМАНИЕ-ВОПРОС! Задает вопрос: какая часть далась композитору сложнее всего? Почему? Учитель организует прослушивание отрывка четвёртой части. Задает вопрос: Что вы услышали, какие картины представили? Деликатно корректирует ответы: Победа, торжество, мир. / Музыка передает чувства торжества, победы, счастливого будущего/ | Учащиеся слушают фрагмент 1-й части 7-й симфонии «Нашествие» Выразительное чтение участников композиции Участвуют в беседе. Предлагают варианты выразительных средств Выполняют задание Формулируют свое мнение Отвечают внимательные: финал симфонии (тема Победы) 1941 г(окончание симфонии) – еще долгий путь к Победе Слушают фрагмент 4-й части | личностные Проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, к участникам учебной ситуации. познавательные определять значение и смысл термина. Осуществлять оптимизацию информации в соответствии с пройденным материалом познавательные 1.Осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием 2.Извлекать информацию в соответствии с целью 3.Оптимизировать информацию личностные Осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы. познавательные Осуществлять оптимизацию информации в соответствии с пройденным материалом |
Улучшенные действия | Интеллектуально- преобразовательная деятельность | Учитель предлагает понять главную идею симфонии, выполнив У.З. Работа по группам с цитатами. Учитель поясняет задание. Вам предстоит решить задачу: понять главную идею симфонии. Другими словами, какие мысли и чувства музыкальным языком передавал композитор слушателям. Как они это воспринимали. Для этого мы должны поработать в группах с высказываниями о 7-й симфонии самых разных людей. Ваше задание - внимательно прочитать цитаты, выделить (подчеркнуть) главные, ключевые слова (предложения) в этих цитатах, которые объясняют воздействие симфонии. Пожалуйста, прочтите нам эти строки. Постарайтесь, сделать вывод и своими словами. Учитель выписывает на доске ответы учащихся: ключевые слова: Сопротивление врагу, симфония стала оружием Победы над фашизмом, искусство помогало жить в страшные годы войны и др. Немецкий солдат: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть». Учитель подводит итог высказываниям: Все это и было творческим замыслом 7-й Ленинградской симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Предлагает дать название уроку и вернуться к началу урока, продолжив высказывание О.Бергольц о Д. Шостаковиче: «Этот человек сильнее Гитлера», потому что… | Выполняют задание, предлагают ключевые слова, формулируют выводы своими словами Учащиеся предлагают названия: Симфония Победы, Шостакович – творец Победы. Искусство помогло победить и др. Учащиеся продолжают высказывание. | познавательные 1.Осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием 2.Извлекать информацию в соответствии с целью 3.Оптимизировать информацию регулятивные Принимать и сохранять учебное задание коммуникативные Работать в группе Договариваться об общем мнении Адекватно отвечать на поставленный вопрос личностные Осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы. |