Подбор и транспонирование по слуху на начальном этапе обучения
Подбор и транспонирование по слуху на начальном этапе обучения
В данной работе рассмотрены вопросы воспитания двигательно-интонационной ориентации руки и пальцев скрипача на грифе, овладения навыками игры в позициях на начальном этапе обучения. Основываясь на многолетнем практическом опыте работы в классе скрипки, определены методы, позволяющие решать эту задачу наиболее эффективно. Методическая разработка адресована преподавателям по классу струнно-смычковых инструментов детских школ искусств, особенно тех, кто только начинает свою педагогическую деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подбор и транспонирование по слуху на начальном этапе обучения»
Государственное автономное учреждение
дополнительного образования
«Областная детская школа искусств»
Г.Ульяновск
Методическая разработка на тему:
«Подбор и транспонирование по слуху на начальном этапе обучения»
Выполнила преподаватель
ГАУ ДО «Областная детская школа искусств»
Кузьмина И.И.
Г.Ульяновск
2016
Аннотация
В данной работе рассмотрены вопросы воспитания двигательно-интонационной ориентации руки и пальцев скрипача на грифе, овладения навыками игры в позициях на начальном этапе обучения. Основываясь на многолетнем практическом опыте работы в классе скрипки, определены методы, позволяющие решать эту задачу наиболее эффективно. Методическая разработка адресованапреподавателям по классу струнно-смычковых инструментов детских школ искусств, особенно тех, кто только начинает свою педагогическую деятельность.
Пояснительная записка
Известно, что некоторые музыкальные специальности требуют наличия у исполнителей высокоразвитого интонационного слуха. В отличии от пианистов, исполнители на струнно-смычковых инструментах по выражению Н. Гарбузова, «творят интонации», а не пользуются готовыми звуками. Значит дети, обучающиеся на скрипке или виолончели должны иметь тонкий, хорошо развитый музыкальный слух. Но на практике в школе довольно часто встречаются дети со средними, даже слабыми музыкальными данными. Подобные трудности являются стимулом для поиска способов, активизирующих развитие музыкальных способностей учащихся непосредственно в ходе обучения их игре на струнно-смычковых инструментах.
Точность интонации на скрипке, обуславливают многие факторы. Кроме развитого интонационного слуха, огромное значение имеет состояние игрового аппарата, двигательная техника, волевые качества и многое другое. Однако, определяющим моментом является наличие у ученика представления о высоте тех звуков, которые ему предстоит извлекать из инструмента. Таким образом, главной задачей преподавателя является развитие музыкально-слуховых представлений, т.е. умения мысленно слышать мелодию. Ведь если ученик, не имея достаточного запаса музыкальных представлений, начинает играть по нотам, его игровые навыки усваиваются им механически, без активного участия слуха.
Как же добиться того, чтобы перед тем как играть, ученик «представил» себе будущую мелодию? Как исключить всякую возможность механической игры?
Цельданной работы – основываясь на многолетнем практическом опыте работы в классе скрипки, показать методы эффективного развития музыкально-слуховых представлений одновременно с приобретением элементарных навыков игры на инструменте.
Предлагаемая методическая разработка адресованапреподавателям по классу струнно-смычковых инструментов детских школ искусств, особенно тех, кто только начинает свою педагогическую деятельность.
Основные задачи методической разработки:
- продемонстрировать специфику работы в классе струнно-смычковых инструментов;
- систематизировать информацию, касающуюся данной проблемы;
- облегчить работу начинающего преподавателя с помощью кратких рекомендаций по организации процесса обучения.
Методическая разработка
Эффективным средством развития музыкально-слуховых представлений является подбирание по слуху и транспонирование. Развитие музыкального слуха должно идти одновременно с приобретением элементарных навыков игры на инструменте.
Подбирание по слуху нужно начинать на самом раннем этапе, когда ученик еще только овладевает постановочными навыками. Для этого используются короткие мелодии, построенные на поступенном движении. Изучение песенок происходит в следующей последовательности:
Преподаватель знакомит ученика с песней, исполняя ее попеременно голосом, на фортепиано, на скрипке (перемена тембра очень полезна для развития слуха).
Ученик запоминает слова и мелодию песни, поет ее с поддержкой преподавателя до тех пор, пока не начнет интонировать правильно.
Ученик самостоятельно поет песенку.
Учитель на фортепиано показывает звук, а ученик подбирает от заданного звука песенку и одновременно поет ее вслух.
Позднее, когда ученик начинает приобретать навыки постановки пальцев на струну, подбирание по слуху и транспонирование производится непосредственно на инструменте. Возьмем для примера песенку М. Магиденко «Петушок». Разучив ее в вышеназванной последовательности, ученик играет ее на инструменте. Затем, повторяем ее той же аппликатурой на других струнах. В процессе исполнения этой пьесы на трех других струнах ученик знакомиться с простейшим видом транспонирования – переносом мелодии на квинту. При этом надо обратить внимание ученика на то, что песенка, сохранив свою мелодию, приобретает другую окраску (изменяется тональность и тембровое звучание).
На следующем этапе работы, когда ученик справился с этим заданием, можно применять другой вид транспонирования – исполнение мелодии от другого звука, подсказав с какого пальца удобнее начать. На примере того же «Петушка» можно предложить ученику сыграть его от 1 пальца, затем от 2 пальца. В этом случае следует обратить внимание ученика на то, что изменяется и тональность и аппликатура. Перед тем как играть песенку на инструменте, необходимо спеть ее голосом, настраиваясь в новой тональности.
Сыграть песенку от другого звука иными пальцами – трудная задача, однако польза ее в том, что ученику приходится активно относиться к каждому звуку и находить новые приемы и ощущения, связанные с изменением аппликатуры.
Музыкальный материал для этой работы можно найти в «Хрестоматии педагогического репертуара для скрипки. 1-2 класс», «Юный скрипач» I вып. Очень удобны такие пьесы, как: р.н.п. «Как под горкой, под горой», р.н.п. «Ходит зайка по саду», Т. Мухамедов «Елочка» и т.д.
Овладение навыками игры в позициях необходимо начинать уже на начальном этапе обучения. С помощью подбирания по слуху и транспонирования, ученик естественно, непринужденно и незаметно для себя начинает изучение игры в позициях.
Прежде всего, надо научить ученика находить открытые струны 2 пальцем. Например: струна «соль» и соль 2 пальцем на струне «ре». Перед тем, как искать нужный звук, его надо обязательно спеть.
Затем, учимся находить октавы другими пальцами. Например: струна «ре» - ищем ноту ре 1 пальцем на струне «ля» и 2 пальцем на струне «соль». Перед игрой обязательно спеть искомый звук.
Когда ученик научится достаточно чисто находить октавы разными пальцами, можно применять другой вид транспонирования – исполнение пьес в прежней тональности, но уже другой аппликатурой. Например: «Петушок» играем от открытой струны «ре» (как написано в нотах), затем ищем октаву 1 пальцем на струне «ля» и играем пьесу от 1 пальца. Как всегда, перед тем как сыграть, нужно спеть песенку. После этого находим «ре» поочередно 1 и 2 пальцами на струне «соль» и играем пьесу от этих пальцев, не забывая предварительно спеть песенку. Полезно также играть пьесы скольжением 2 пальца по струне вдоль грифа (без переходов на другие струны).
Таким образом, ученик, начиная играть в позициях, учится находить одинаковые звуки и их сочетания в разных местах грифа, руководствуясь именно слуховыми представлениями.
Очень полезно для развития слуха применять транспонирование на октаву без переходов в позиции. Особую пользу этот вид транспонирования принесет ученику, когда он освоит мажорный и минорный тетрахорды и приступит к изучению гамм. Например: р.н.п. «Как под горкой» исполняется от открытой струны «ре», затем играется от 3 пальца на струне «ля». Октавный транспорт требует слуховой активности и совершенно новых исполнительских навыков для подбирания.
Процесс подбирания на слух и транспонирование требуют от ученика постоянного и пристального внимания к своим действиям, сосредоточенности и собранности. Развитие этих качеств происходит в процессе всего обучения, но особенно важно в начальный период освоения инструмента. Ученик, обладающий хорошо развитым музыкальным слухом, владеющий интонацией, будет в состоянии продолжать самостоятельную работу дома.
Итак, подбирания на слух и транспонирование способствуют формированию музыкально-слуховых представлений, воспитывает внутренний слух ученика, развивает двигательно-интонационную ориентацию левой руки и пальцев на грифе, оказывает большое влияние на формирование постановочных навыков.
Список литературы:
К. Мострас. Интонация на скрипке». – М., 1960
А. Готсдинер. Подбирание и транспонирование по слуху при обучении игре на скрипке.// Из опыта воспитательной работы в детской музыкальной школе.- М., 1969
Е. Камиларов. О технике левой руки скрипача.- Л., 1961
Г. Турчанинова. О первоначальном этапе развития виртуозной техники скрипача.// Вопросы музыкальной педагогики. - М.,1980. Вып.2.
М. Берлянчик. Пути активизации интонационно-мелодического мышления начинающего скрипача.// Вопросы музыкальной педагогики. - М.,1980. Вып.2.
Хрестоматия педагогического репертуара. 1–2 классы. ДМШ. – М., 1985.