. 1. Организация начала урока. (2 минуты) 2. 4. 2. Актуализация знаний. (13 минут) 7.
Динамическая пауза.
3. Постановка первой учебной задачи. «Открытие нового знания» (6 минут).
4.Постановка второй учебной задачи. «Открытие нового знания»(7 минут).
5.Закрепление и включение нового знания в систему знаний (2 минуты).
6.Вокально-хоровая работа ( 9минут).
7. Игра на детских музыкальных инструментах (3 минут).
8. Обобщение (2 минуты).
9. Итог урока. Домашнее задание ( 1 минута). | Музыкальное приветствие. У.(поет): Здравствуйте, ребята! Д.(поют): Здравствуйте! У.Ребята, можете ли вы определить какое у меня сегодня настроение? Д.Да, можем. У Вас хорошее настроение. У.Почему вы так решили? Как я здоровалась? Д.Радостно, громко. Вы улыбались. У.Как вы ответите на мое приветствие? Д.Так же. Весело, радостно, светло. У.Давайте попробуем еще раз поздороваться. Музыкальное приветствие. У.Вот теперь вы молодцы! Мне понравилось! Вы звучали светло, в мажоре, значит, у вас тоже хорошее настроение. У.Для любого человека важно во всех жизненных ситуациях никогда не унывать. Мы с вами знакомы с таким героем, который смел, решителен, всегда находит выход из трудной ситуации. Кто он, вам подскажет музыка. Учитель играет на фортепиано тему Пети. У.Чья тема прозвучала? Д.Прозвучала тема Пети. У.В каком музыкальном произведении рассказывается про Петю? Кто написал эту музыку? Д.Это сказка «Петя и Волк». Музыку написал Сергей Прокофьев. У.Это обычная сказка? Что ее отличает от других сказок? Д.Это музыкальная симфоническая сказка. У.А почему сказка называется симфонической? Д.Ее играет симфонический оркестр. У.Совершенно верно! Симфоническая – значит, музыкальная, написанная для симфонического оркестра. В этой сказке у каждого героя есть своя тема, которую исполняет определенный музыкальный инструмент. Давайте вспомним всех героев этой сказки. Д.Петя, утка, волк… У.Ребята, не торопитесь. Итак, главный герой нашей сказки…. Д.Петя. У.Каким мы видим Петю? Расскажите о музыке его характеризующей. Д.Петя веселый, радостный мальчик. Он идет и что-то напевает. Мелодия его темы светлая, радостная, плавная, а иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает. У.В каком жанре написана тема Пети? Д.Это марш. У.Какие инструменты ведут тему Пети? Д.Скрипки. Струнные инструменты. У.Правильно, ребята. Тему Пети исполняет квартет струнных смычковых инструментов. У.Петя приехал отдыхать на каникулы к… Д.Дедушке. У.Давайте вспомним тему Дедушки. Определите, пожалуйста, ее характер. Звучит тема Дедушки. Д.Дедушка сердитый, строгий. В мелодии слышно, как он ходит и ругает Петю. У.Действительно, Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «Места опасные. А если из лесу придет Волк, что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации. Какой инструмент исполняет тему Дедушки? Д.Фагот. У.Давайте определим какой «голос» у фагота: низкий или высокий? Д.Низкий. У.К какой группе инструментов относится фагот? Д.Это деревянный духовой инструмент. У.Как вы думаете, кого из персонажей изображает эта музыкальная тема? Звучит тема Птички. Д.Это – птичка. Мелодия звучала радостно, беззаботно, быстро, в высоком регистре. Тему птички исполняет флейта. У.К какой группе инструментов относится флейта? Д.Флейта – деревянный духовой инструмент. У.Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. Звучит тема Кошки. Ребята под музыку имитируют движения кошки. У.Почему вы решили, что это кошка? Д.Мелодия звучала осторожно, тихо, затаенно. Слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Тему Кошки исполнил деревянный духовой инструмент – кларнет. У.Молодцы! Кого из героев сказки изображает эта мелодия? Звучит тема Утки. Д.Это Утка. Мелодия неторопливая, плавная, неуклюжая. Утка идет, переваливаясь с лапки на лапку. Тему Утки исполняет гобой. У.Какое звучание у гобоя? К какой группе инструментов он относится? Д.Звучание гобоя тихое, гнусавое, в нижнем регистре. Это деревянный духовой инструмент. У.Все эти герои – Птичка, Утка, Кошка – знакомые Пети, Дедушка, которого он любит. Но есть еще один персонаж, с которым Петя не дружит. Кто он? Звучит тема Волка. Д.Это Волк. У.Почему Петя не дружит с ним? Какой это персонаж – отрицательный или положительный? Д.Конечно, отрицательный. Ведь он проглотил Утку. У.Как звучит тема Волка? Д.Грозно, устрашающе, злобно, громко. Музыка изображает рычание Волка. У.Какие инструменты исполнили эту тему – духовые или струнные? Д.Духовые. Это медные духовые инструменты. Валторны. У.Правильно, ребята. Композитор заставил 3 валторны изображать рычание Волка. У.Молодцы, ребята! Вот мы и вспомнили почти всех героев симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и Волк». Почему я сказала «почти всех»? Да потому что, в этой сказке есть еще 2 персонажа. Кто бы это мог быть, как вам кажется? Д…..(затрудняются ответить). У.Я вам помогу. Только что вы мне сказали, что Волк – это отрицательный персонаж нашей сказки. Но ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Если есть Волк, значит, есть тот, кто может защитить нас от Волка. Кто это? Д.Охотники. У.Правильно, ребята. В этой сказке, действительно есть охотники. Как вы думаете, как должна звучать музыкальная тема охотников? Д.Смело, решительно, воинственно. Они смелые, храбрые и в конце сказки должны победить Волка. У.Давайте послушаем, как С.Прокофьев описывает охотников. Звучит тема охотников. У.Созвучна ли музыкальная тема охотников нашим предположениям? Композитор изобразил их смелыми, храбрыми или нет? Д.Нет, они непохожи на смелых охотников. У.Почему вы так решили? Как звучит музыка? Д.Музыка звучит неуверенно, осторожно, вкрадчиво. А потом что-то гремит. У.Правильно, охотники сами боятся Волка и с испуга стреляют в разные стороны. Изображая выстрелы, С.С.Прокофьев применил специальные инструменты. Это ударные инструменты – большой барабан и литавры. Посмотрите, как выглядят эти инструменты. А пока вы рассматриваете иллюстрации, я предлагаю вам еще раз послушать тему охотников. Повторное слушание. Звучит тема охотников. У.Ребята, как вы думаете, почему эти инструменты называются ударными? Д.Потому что у них звук извлекается при помощи удара. У.Молодцы! Ребята, если охотники такие трусливые, то кто же тогда одолеет Волка? Д.Петя!!! У.Давайте послушаем Заключительное шествие сказки «Петя и Волк». Музыкальную тему какого персонажа вы услышите? Звучит Заключительное шествие. Д. Это тема Пети. У.Она звучит так же, как и в начале сказки? Или как-то по-другому? Д.По-другому. Она звучит торжественно, светло, гордо, неторопливо. Сразу видно, что Петя – герой. Это он поймал Волка. У.Тембры каких инструментов мы слышим в Заключительном шествии? Д.Звучит весь оркестр. У.Как вы думаете, почему композитор поручает исполнение Заключительного шествия всему симфоническому оркестру? Д.Для того, чтобы передать счастливый конец сказки. У.Именно благодаря звучанию всего оркестра Заключительное шествие звучит важно и уверенно. Я предлагаю вам еще раз послушать Заключительное шествие нашей сказки и попробовать себя в роли дирижеров. Постарайтесь движениями рук передать характер музыки. Повторное слушание. Звучит Заключительное шествие.
У.Молодцы, ребята! Сегодня на уроке каждый из вас побывал дирижером симфонического оркестра. А теперь я хочу предложить вам роль музыкантов оркестра не симфонического, а детского. Для этого нам нужно вспомнить песню, которую мы разучивали на прошлом уроке. Учитель напевает мелодию песни «У каждого свой музыкальный инструмент» У.Узнали песню? Как она называется? О чем она? Как мы будем ее исполнять? Вокально-хоровая работа. Игра на детских музыкальных инструментах.
У.Молодцы! И с этой задачей вы справились! У.Вот и подошел к концу наш урок. О чем мы сегодня с вами говорили? Какую музыку слушали? Д. Мы говорили о симфонической сказке «Петя и Волк» С.С.Прокофьева, послушали музыкальную тему охотников и Заключительное шествие. У.Правильно. А еще мы познакомились с такими музыкальными инструментами, как… Д.Большой барабан и литавры, У. которые относятся к группе… Д. ударных инструментов. У.Вы работали очень активно! Молодцы! (выставление оценок) Домашнее задание: нарисовать героев сказки «Петя и Волк». | Р.Подготовка и настрой на восприятие содержания урока. Анализ собственной музыкальной деятельности, оценка и исправление недостатков. К.Речевые высказывания учащихся, интерпретирующие собственные действия в процессе музицирования.
Л.Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и анализе музыкальных тем. П.Формирование умения различать звучание музыкальных тем персонажей сказки, выявлять различие характеров, анализировать средства музыкальной выразительности. Закрепление представлений учащихся о музыкальных тембрах отдельных инструментов симфонического оркестра (флейта, гобой, кларнет, фагот, валторны). Освоение особенностей жанра симфонической сказки. К.Совершенствование навыков речевого высказывания в процессе анализа музыки, участие в коллективном обсуждении познавательных вопросов. Р.Проявление способности к самоорганизации в процессе восприятия и анализа музыки.
Л.Привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе пластического изображения движений Кошки. Р.Планирование собственных действий, проявление способности к саморегуляции в процессе музыкально-творческой деятельности.
Л.Осознание жизненного смысла музыкальных образов сказки. Усвоение через анализ музыкальных образов моральных норм общества (трусость-смелость). П.Понимание содержания музыки через анализ средств музыкальной выразительности, интонационно-образный анализ. Определение чувств человека, выраженных в музыке. Формирование представлений о музыкальных тембрах ударных инструментов (большой барабан, литавры). К.Формирование умения выражать свои мысли, вступать в диалог с учителем и одноклассниками.
Л.Формирование личностного отношения к главному герою сказки – Пете, его смелому поступку. П.Понимание жизненно-образного содержания музыки через анализ средств музыкальной выразительности. Формирование способности различать чувства человека, выраженные в музыке. Приобретение навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. К.Участие в коллективном обсуждении поставленных вопросов, выдвижение предположений и их обоснование. Р.Формирование эмоционально-осознанного отношения к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности своих одноклассников в процессе пластического дирижирования, ее анализ и коррекция.
Л.Выявление жизненного содержания исполняемого произведения. Проявление эмоциональной отзывчивости при исполнении песни. Р.Составление исполнительского плана собственной музыкально-творческой деятельности, ее анализ и коррекция. Планирование собственных результатов в вокально-хоровой работе, нахождение способов их достижения. К.Участие в коллективной исполнительской деятельности.
К.Речевое выражение своих впечатлений об уроке, передача знаний, приобретенных в процессе учебной деятельности в устной форме. Р.Оценивание личностных знаний, умений, полученных на уроке.
|