В основе построения сюжета урока — озвучивание плаката «Оркестр русских народных инструментов» с помощью звучания русских народных инструментов, встреча с жителями музыкальной страны «Инструментальная», что очень близко детям начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Русские народные инструменты"»
Технологическая карта урока музыки
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Данные об учителе: Казанцева И.А. I квалификационная категория
Предмет: музыка класс2 УМК Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Тема урока: «Русские народные инструменты» Игровые технологии на уроках музыки
Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, музыкальный инструмент – аккордеон.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся 2 класса любят петь, проигрывать ситуации в играх, рассуждать о музыке, отвечать на заданные вопросы. Не могут долго заниматься одним видом деятельности, часто отвлекаются, необходимо заинтересовывать и часто менять виды деятельности.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижений результатов обучения
Предметные действия
Слушание русской народной музыки
«Светит месяц», «Калинка»
Исполнение игровой песни «Бояре, а мы к вам пришли»
Анализ музыки
У ученика формируется общее понятие о русских народных инструментах, о русском народном оркестре
Привести учащихся к пониманию русской народной музыки, ее тематики и жанровых особенностей
У учащихся появляется интерес к народному творчеству и различным видам музыкально-творческой деятельности
метапредметные
Познавательные УУД
Общеучебные УД
Логические УД
Учащиеся ориентируются в учебнике: определяют знания, которые будут сформированы при изучении данной темы.
Учащиеся отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике
Регулятивные УУД
Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
Саморегуляция
Развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных жанров
Учащиеся способны мобилизовать силу и энергию для преодоления препятствий
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Учащиеся умеют сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач
Учащиеся слушают и понимают речь других, отвечают на вопросы учителя
Личностные
Самоопределение
Нравственно-эстетическое оценивание
У учащихся формируется эмоционально-ценностное отношение к искусству.
Учащиеся реализуют творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального творчества.
У учащихся формируется позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции
В.А. Сухомлинский
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный – это значит важный, существенный для настоящего времени. И если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Современный урок – это урок, который творится учителем в соавторстве с детьми. Это не просто факт встречи ребёнка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребёнке.
Основой уроков музыки в классах, обучающихся в условиях введения ФГОС второго поколения, является взаимодействие учителя и учеников, а также взаимодействие самих учеников.
Форма проведения представленного урока – урок-путешествие.
В основе построения сюжета урока — озвучивание плаката «Оркестр русских народных инструментов» с помощью звучания русских народных инструментов, встреча с жителями музыкальной страны «Инструментальная», что очень близко детям начальной школы.
Процесс знакомства учащихся с русскими народными инструментами протекал в живой форме слухового и игрового общения с музыкой, дети включились в процесс исполнения, был организован «народный» оркестр с помощью несложного набора инструментов, игра на которых по силам практически каждому учащемуся.
Эмоционально-выразительная активность, любознательность, интерес к новому позволили каждому ребенку раскрыться на этом уроке.
Формы работы и виды музыкальной деятельности позволяли переключать внимание с одного задания на другое, быстро менять задания, придавали уроку динамичность.
Приятие цели учащимися состоялось в полной мере. Были использованы на уроке следующие методы:
1. «не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать»;
2. импровизации;
3. сопереживания;
4. музыкального обобщения;
5. размышления о музыке.
Верно сказано, что сладостные звуки народной музыки в живой человеческой душе ум пробуждают, и чувства высокие воспитывают. Урок музыки - это предмет искусства и художественного творчества.
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология: урок-путешествие
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование: музыкальный центр; плакат с изображением оркестра русских народных инструментов; раздаточный материал; музыкальные инструменты: бубен, баян, свистулька, балалайка, трещотки, ложки.
Музыкальный материал: русские народные песни «Светит месяц», «Калинка», «Бояре, а мы к вам пришли»; детская песня «Весёлый музыкант».
Тема урока: «Русские народные инструменты»
УМК под редакцией Критской Е.Д.
Цель урока: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами (свистулька, жалейка, балалайка, гармошка, трещотки, деревянные ложки), их тембровой окраской.
Задачи урока:
1. Содействовать знакомству обучающихся с русскими народными инструментами, развитию интереса к музыкальному творчеству русского народа на примере звучания музыкальных инструментов, русских народных песен.
2. Содействовать развитию творческих способностей, фантазии.
3. Содействовать воспитанию уважения к народным традициям и культуре русского народа, любви к родному краю.
Ход урока
I. Организационный момент
Вход под мелодию инструментальной русской народной мелодии «Русские наигрыши», дети создают хоровод, после завершения музыки садятся за столы, разделившись на 3 команды.
Музыкальное приветствие:
У. Здравствуйте, девочки,
Дев.: Здравствуйте!
У. Здравствуйте, мальчики,
Мальчики: Здравствуйте!
У. Здравствуйте, взрослые,
Взрослые: Здравствуйте!
Все вместе: Здравствуйте, Здравствуйте, ВСЕ!!!
У. На свете есть одна страна,
Морем звуков наполнена она,
И инструменты в ней живут,
Играют дружно и поют!
Ребята, как вы думаете, что же это за страна такая? (Ответ: Музыкальная!)
Правильно! Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты. Но что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем, когда откроем конверты, которые находятся у вас на столах.
II. Постановка цели и задач
Учащиеся достают картинки, которые находятся в конвертах и определяют тему урока
(Дети говорят тему урока) Молодцы! Значит, какая же цель нашего урока?
(Познакомиться с русскими народными музыкальными инструментами, их звучанием)
Правильно! Мы познакомимся с русскими народными инструментами, с их звучанием, а также с музыкальным творчеством русского народа.
III. Актуализация знаний
Скажите, ребята, а что такое русское народное творчество? (Это фольклор) Что относят к фольклору? (Сказки, поговорки, пословицы, частушки, танцы и песни)
Ребята, а какие пословицы о русском народном творчестве вы знаете?
(ответы детей)А как любил русский народ исполнять песни? (Без аккомпанемента, т.е. акапелла)
Да. Русский народ очень любил исполнять песни акапелла, но не меньше он любил исполнять их под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал. Ребята, а какие русские народные инструменты вы знаете? (Гусли, свирель, флейта)
Молодцы! Сейчас я расскажу вам сказку про то как умные и полезные вещи, стали музыкальными инструментами!
(Сказка и презентация)
Звучит русская народная песня «Калинка».
У. Что за музыка сейчас прозвучала?
Д. Народная.
У. какая музыка по характеру?
Д. Весёлая, радостная.
У. Какие инструменты услышали?
Д. Звучали дудочки и балалайки, баян…
У. А кто создаёт народную музыку?
Д. Народ.
У. А зачем?
Д. Чтобы весело было….
У. Ребята, если на тех инструментах, которые мы с вами уже разобрали, нужно долго учиться играть, то на инструментах ударной группы мы можем научиться играть прямо сейчас.
Учитель играет «Калинку», дети на шумовых инструментах подыгрывают.
3. Вокально-хоровая работа.
Подготовить певческий аппарат
Упражнение на дыхание.
Поговорка «Янтари», «Ой, тари, тари, тари,куплю Маше янтари», проговариваем букву «р», то тише, то громче, дети дирижируют себе.
Сейчас мы с вами исполним песню «Весёлый музыкант», обязательно показываем те инструменты, о которых поём.
У. Замечательно! Отлично справились с заданием! Похлопаем себе.
4. Ритмическая минутка:
Все движения разминки
Повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе — хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже, Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок?(дети хлопают) А теперь опять урок!
Русский народ поёт песни и во время отдыха и во время работы и на праздниках, т.е. всегда, а что ещё любит делать русский народ?
Обратите внимание на стр.55, русский народ любит не только петь песни, но и танцевать, на стр.55 люди танцуют в хороводе, а мы с вами знаем ещё один танцевальный приём, называется он «Стенка на стенку».
(Содействовать развитию творческих способностей, фантазии.)
Игровая песня «Бояре,а мы к вам пришли»
Бояре, а мы к вам пришли, Молодые, а мы к вам пришли. Бояре, вы зачем пришли, Молодые, вы зачем пришли. Бояре, мы невест выбирать, Молодые, мы невест выбирать. Бояре, вам какая мила, Молодые, вам какая мила. Бояре, нам вот эта мила, Молодые, нам вот эта мила.
Обобщение
Обобщить новые знания, полученные на уроке
Учитель просит отгадать загадки,
Итог урока
Рефлексия
Итак, ребята, как называлась страна, в которой много звуков и инструменты в ней звучат?
Что нового мы узнали ?
А с какие инструменты сначала были полезными, а затем стали музыкальными?
Звучание, какого инструмента вам больше всего понравилось?
Что особенно запомнилось с урока?
Какой деятельностью вам больше всего понравилось заниматься?
Ребята, мы с вами всегда в конце урока рисуем смайлик, улыбка, грустный, или нейтральный. А сегодня этот смайлик, который соответствует вашему настроению нарисуйте у себя на лице и покажите друг другу! Молодцы! Если понравилось на уроке – похлопайте, если нет – потопайте. До свидания!