Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русской классической музыке»
План-конспект урока по русской классической музыке
План урока:
Вступительное слово педагога.
Блиц – опрос. Беседа с учащимися.
История русского классического балета и его традициях на примере истории создания балета «Лебединое озеро».
Заключительное слово педагога.
Тип урока: обобщение и систематизация раннее изученного материала по теме «Балет».
Цель урока: расширение музыкального кругозора учащихся.
Задачи урока:
Образовательная:
закрепление творчества композитора П.И. Чайковского.р
Развивающая:
систематизация знаний полученных на уроках музыкальной литературы.
Воспитательная:
воспитание уважительного отношения к творчеству композитора.
Форма работы:
групповая с элементами индивидуальной.
методы обучения: фронтальная беседа, иллюстрированный показ.
Инструменты и оборудование:портреты знаменитых художников и композиторов, ноутбук, USB – разъем, флэш – накопитель.
Ход урока:
Звучит «Интродукция из балета «Лебединое озеро» Чайковского.
Педагог:
Дышать и жить,
Дышите, балерина,
Пусть лучше зритель задохнётся счастьем,
Следя за облаками кринолина,
Целующими тонкие запястья.
И жить во славу и на милость
Вам, замёршим дыханием в партере
И тем, кто в этот вечер tet-a-tet,
С бессмертием, потерянным в Эдеме,
Столкнулся в мире, названном
Балет
Педагог:Этот открытый урок мы посвящаем жанру балета.
1.Блиц – опрос. Из истории балета. Балет в 19 веке.
Что такое балет?
Где зародился балет?
Когда зародился балет?
Назовите две школы русского балета, сформировавшиеся в 60-х годах 18 века и их характерные черты.
Назовите имя ведущего балетмейстера в Петербурге конца 19- нач. 20 вв. и тенденции его творчества.
Какие известные балеты он поставил?
В творчестве каких русских композиторов сформировался жанр классического балета?
2. «Паутинка» (соединить стрелочками понятия и их определения):
Классический танец жесты, движения, мимика, которыми актёры как бы разговаривают друг сдругом.
Вариации танец троих героев
Адажио танец, основанный на движениях народных танцев
Па-де-де большая группа артистов,которая принимает участие в массовых сценах.
Па-де труа сольный танец в балете
Па- д- аксьон система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций рук, ног, корпуса и головы
Либретто действенный танец
Кордебалет танец двух героев
Пантомима сольный медленный танец
Характерный танец полный словесный текст музыкально- сценического произведения(содержание балета).
3.Звучит тема лебедя из балета «Лебединое озеро».
1.Ребята,из какого балета этот фрагмент и кто является автором музыки к нему?
Дети рассказывают биографию П. И. Чайковского(и о его работе над созданием балета «Лебединое озеро»
2.Расскажите, пожалуйста, сюжет балета «Лебединое озеро».
3.Скажите, пожалуйста, какой принцип музыкального драматургического развития использовал композитор в этом балете?
4.Охарактеризуйте тему девушки-лебедя. Где и в каком виде она встречается?
5.Какую роль играет жанр вальса в балете?
6.Символ идеальной, но трагически-обреченной любви, образ Одетты подготовлен и продолжен в галерее женских образов Чайковского в самых разных по жанру произведениях-Джульетты, Ундины, Катерины, Франчески, Татьяны. Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Образом Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального русского национального балета.
4.Далее следует рассказ педагога.
Конечно, вы знаете мелодию, которой начинается балет «Лебединое озеро». Она, словно музыкальный поводырь, вводит нас в мир, где на берегу таинственного озера родилось чувство прекрасной королевы лебедей Одетты и юного принца Зигфрида, а злой волшебник Ротбарт и его дочь Одиллия-двойник Одетты изо всех сил стараются погубить их любовь.
Легенда? Конечно, но Пётр Ильич Чайковский, сочиняя балет «Лебединое озеро», искал в этом сказочном сюжете мысли и настроения, близкие ему и его современникам. Так родилось произведение, где, следя за происходящим на сцене, вы видите во взаимоотношениях героев, в их отчаянии и надежде, в попытке отстоять своё право на счастье столкновение сил добра и зла, света и тьмы… Одетта и принц Змгфрид олицетворяют первые, Ротбарт и Одиллия - вторые.
О чём думал композитор, когда писал музыку «Лебединого озера»? О тех ли русских сказках, где живут «красны девушки- лебёдушки», что слышал в детстве. Или вспоминал стихи из «Царя Салтана», любимого своего поэта Пушкина: ведь и там величавая птица, спасённая князем Гвидоном, «полетела над волнами и на берег с высоты опустилася в кусты, встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась». А может быть, перед его мысленным взором возникли картины того счастливого времени, когда он гостил в Каменке- имении своей любимой сестры Александры Ильиничны Давыдовой и устраивал там с её детьми домашние спектакли, одним из которых было «Дебединое озеро» и к которому Чайковский специально сочинил музыку. Кстати, тема лебедей, написанная им тогда, вошла в партитуру его нового балета.
Наверное, воздействовало на композитора всё - и то, и другое, и третье: таково уже было в то время состояние его души. Но нам важно ещё одно обстоятельство - композитор- симфонист, он писал такую партитуру балета, где музыка не иллюстрировала эпизоды либретто, но организовывала сценическое действие, подчиняла себе мысль хореографа, заставляла его формировать развитие событий на сцене, образы их участников- действующих лиц, их взаимоотношения в соответствии с замыслом композитора. «Балет- та же симфония»,- скажет Пётр Ильич Чайковский позже. Но, создавая балет «Лебединое озеро», он уже тогда мыслил именно так- в его партитуре всё взаимосвязано, все лейттемы «сплетены» в тугой узел, называемой музыкальной драматургией.
Своего второго рождения «Лебединое озеро» ждало почти десять лет - до 1893 года. Оно состоялось уже после кончины великого автора: на вечере его памяти петербургский хореограф Лев Иванов показал второй «лебединый» акт в своей постановке.
Скромный балетмейстер Мариинского театра, всегда второй после всесильного мэтра Мариуса Петипа, он обладал поистине уникальной музыкальной памятью: по рассказам очевидцев, Иванов мог, прослушав один раз сложное произведение, тут же точно воспроизвести его на фортепиано. Но ещё более редким даром Иванова была его способность к пластическому видению музыкальных образов. И всем сердцем любя творчество Чайковского, он глубоко и тонко прочувствовал эмоциональный мир его балета и создал, действительно, зримую танцевальную симфонию - аналог «задушевным песням» Чайковского. Прошло уже более ста лет с того времени, а «лебединую картину», сочинённую Ивановым, всё ещё можно видеть в спектакле любого хореографа, независимо от его постановочной концепции в целом.
Ценность гениального решения Иванова сразу понял Мариус Петипа и предложил ему совместно поставить балет полностью. По его указанию, дирижёр Ричард Дриго подготовил новую музыкальную редакцию, а брат композитора Модест Ильич Чайковский переработал либретто. Так родилась знаменитая редакция М. Петипа и Л. Иванова, которая живёт на сцене до сих пор. Главный балетмейстер Московского Большого театра Александр Горский также неоднократно обращался к этому произведению Чайковского. Его последняя постановка 1922 года обрела признание и занимает своё достойное место на современной сцене.
В 1969 году в Большом театре зрители увидели ещё одну постановку «Лебединого озера» своеобразный итог раздумий над партитурой Чайковского выдающегося мастера Юрия Григоровича.
Сейчас «Лебединое озеро» - один из самых знаменитых и любимых зрителем балетов. Он обошёл, наверное, все балетные сцены мира. О нём размышляли и размышляют и, видимо, ещё будут размышлять, силясь постичь тайны и философские глубины музыки, сочинённой Чайковским, представители многих поколений хореографов разных стран. Но самый белый лебедь, рождённый фантазией великого композитора, всегда останется символом русского балета, символом его чистоты, величия, его благородной красоты. И не случайно именно русские балерины, выступая в роли королевы лебедей Одетты, остались в памяти людей, как прекрасные легенды- Марина Семёнова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Наталия Бессмертнова.
Мастерство артистов балета России признано во всём мире. Одной из лучших балетных трупп страны уже много лет является балет Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И, Немировича - Данченко. Этот самобытный, никому не подражающий коллектив имеет своё лицо и пользуется любовью зрителей, как в России, так и за рубежом.
Сейчас, когда балеты Чайковского составляют основу музыкальных театров мира, трудно даже представить себе, что его «Лебединое озеро» было принято в то время довольно сдержанно.
Знаменитый Петипа признавался, что ему было трудно работать над балетами Чайковского. Почему?
Чтобы понять это, надо немного углубиться в историю русского балета.
Из истории русского балета.
Первые балетные представления в России ещё не были в полном смысле этого слова. 17 февраля 1672г., на масленицу, такое представление состоялось при дворе царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы. После исполнения куплетов, восхваляющих свойства души царя- батюшки, выступила танцевальная группа. Вот с этого выступления и начался в Росси балет.
В дальнейшем развитию танцевального искусства способствовал Пётр 1, который даже издал указ, согласно которому танцы стали обязательной частью придворного этикета, а дворянская молодёжь обязана была обучаться танцам. Сухопутный okz[tnysq корпус, открытый в Петербурге в 1731г., стал колыбелью русского балета: его выпускники должны были занимать высокие государственные должности, поэтому светское обхождение, в том числе и бальные танцы, входили в программу их обучения.
Танцмейстером корпуса с 1734г., был Жан Батист Ланде, который и считается основоположником русского балетного искусства.
В 1738г., он открыл первую в России школу балетного танца «Танцевальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучать танцам 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании.
Новых высот русский балет достиг в царствование Александра I, этим балет обязан Карлу Дидло, приехавшему в Россию в 1801г.
В. Баранов «Портрет Дидло»- демонстрируется.
Балет в это время был очень популярен в России. Об этом мы узнаем и из романа Пушкина «Евгений Онегин», роман этот не зря назван Белинским «энциклопедией русской жизни». Самыми известными балеринами того времени были ученицы Дидло Истомина и Телешова.
Портрет П. Истоминой. Автор неизвестен - демонстрируется.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьёт, то разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», гл.1.
И вот в балет приходит П.И.Чайковский. Он сказал новое слово в каждом из жанров, в которых творил. И это новаторство часто было скрытым, поэтому и не сразу оцененным. Однако именно в балете реформаторская роль Чайковского является безусловной. Композитор обратился к балету в середине 70-х годов. К тому времени он был уже автором 4 опер,3 симфоний,2 квартетов и других сочинений. В письме к Римскому-Корсакову он признавался, что давно хотел попробовать себя в этого рода музыке, несмотря на то, что серьёзные композиторы смотрели на балет свысока, оценивая балетную музыку как «низший род музыки».
И действительно, ни один крупный русский композитор до Чайковского не обращался к сочинению балетов. Его балетные партитуры отличаются симфоническим развитием музыкальных образов, возможностью выражать сложные психологические состояния персонажей. Но балеты всё-таки были в его понимании и в его музыкальном наследии совершенно особым явлением. Если сказать кратко-это воплощённая мечта о победе любви и добра. Все три балета его ( «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик») основаны на сказочных сюжетах. Но в театральной практике его времени они были непривычны и новы.
«Лебединое озеро» стало уникальным явлением мировой художественной культуры. Балет воплотил в себе всё богатство романтического балета 19в. И во многом определил развитие балетного театра в дальнейшем. И сейчас он является одним из самых востребованных спектаклей во всём мире.
Итог: учащиеся расширили музыкальный кругозор, выходящий за пределы образовательной программы, закрепили знания, полученные на уроках музыкальной литературы.