kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект открытого урока по дисциплине "Фортепиано"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ведется работа над поиском музыкального образа в пьесе В. Калинникова "Русское интермеццо". Делается разбор музыкальных средств, которые выбрал композитор, ведется работа над ними.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по дисциплине "Фортепиано"»

План – конспект открытого урока по дисциплине «фортепиано»


МБУ ДО ДШИ №2 г.Брянск. Преподаватель Щелокова Валентина Васильевна.


Тема: Работа над музыкальным образом в пьесе В. Калинникова «Русское интермеццо».

Цель урока: формирование представления о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

Задачи урока:

образовательные – формировать пианистические навыки и умения с помощью интегрированных образных впечатлений. Продолжить освоение приема звукоизвлечения легато,

развивающие – развивать познавательный интерес к изучению классической музыки, расширять общий кругозор учащегося,

воспитательные – воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки. Воспитывать положительное отношение к решению творческих задач при работе над музыкальным произведением.

Методы: словесный, практический, наглядный.


План урока.

Организационный момент: сообщение темы и поставленных задач.

Основной этап: теоретическая часть обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности.

Практическая часть: работа над произведением.

Заключение: рефлексия, оценивание, домашнее задание.



Урок проводится с учеником 4го класса Павлютиным Матвеем.

Учебный материал — пьеса В. Калинникова «Русское интермеццо».

Урок начинается с приветствия. Педагог сообщает ученику тему занятий, показывает портрет В. Калинникова, пейзажи русской природы. Далее следует небольшой рассказ о композиторе, эпохе, в которой он жил, о его творчестве. Педагог объясняет ученику значение слова «интермеццо». Учитель просит ученика сыграть пьесу, после чего идет анализ произведения. Это песня — широкая, вольная и абсолютно русская — натуральный минор, вариативность мелодии, повторы в интонации, выдержанный бас. Педагог сообщает ученику некоторые особенности стиля композитора. Калинников никогда не использовал в своем творчестве оригинальные русские мелодии, т. к. он настолько был проникнут русским духом, что все его мелодии звучат, как истинно народные. Также композитор не был сторонником программной музыки. Он считал, что музыка неадекватна слову, какой-то идее. Толкований музыки множество. Он был убежден, что музыка — это язык наших чувств и настроений.

Педагог объясняет ученику, что в пьесах такого типа есть, так называемый, скрытый образ. Далее делается анализ пьесы. Пьеса трехчастная со вступлением. Разбирается тональный план. Тональность фа-минор. Бемольные тональности всегда темнее. Минор придает музыке оттенок грусти. Вторая часть в параллельном мажоре — ля бемоль мажор — кульминация всей пьесы, яркая, со сложной фактурой. Третья часть — реприза произведения.

Ученик вместе с педагогом выбирают образ зарождающейся, развивающейся, обрастающей гармониями и подголосками, а потом постепенно угасающей песни. Возникает ассоциация с природой, со всем живым на земле. Какие же средства выбрал композитор, чтобы выразить такую глубокую мысль?

Вступление все на доминанте. Короткие мотивы, паузы, повторяющиеся интонации - вздохи. Это как бы ожидание, предчувствие рождения песни. Перед учеником ставится задача объединить все в единое целое. Здесь помогает динамика. Определяется кульминация вступления. Ведется работа над интонацией в коротких мотивах, чистой педализацией. Педагог добивается обязательного включения слухового контроля и бережного отношения к ремаркам композитора. Песня — это кантилена. Главный принцип кантилены — текучесть, игра «длинным» звуком. Педагог объясняет ученику прием звукоизвлечения: брать звук мягко, глубоко, опираясь в клавишу, переносить вес руки с пальца на палец без толчков, объединяя кистью фразу — рука как бы рисует мелодию.

Первая часть — это уже сама песня. Здесь идет работа над фразировкой, звуком, расставляются точки — главные звуки, к которым идет мелодия. Педагог объясняет ученику, что фраза состоит из внутренних мотивов, как предложений и слов. Ощущение и правильное исполнение мотивов придают мелодии движение и интонационную выразительность. Учитель обращает внимание ученика на появление в левой руке выдержанного»до», которое вступает в противоречие с мелодией и сопровождением, советует хорошо вслушаться в звучание. Снова обращается внимание ученика на чистую педализацию. Педагог предлагает сначала играть легато без педали, несмотря на неудобную аппликатуру, и только потом подключить педаль. Педагог ставит задачу добиваться ясного звукового контраста между мелодией и сопровождением, создания тембровой окраски в мелодии. Ведется работа над объединением басовой линии, выписанной октавами. Уделяется внимание нижнему звуку в октавах — игра в окраске нижнего звука.

Вторая часть — кульминация в ля бемоль мажоре. Фактура яркая сложная, насыщенная гармониями, подголосками, с широким диапазоном — почти в четыре октавы. Педагог советует ученику тщательно, аккуратно и чисто проучить это место без педали, точной аппликатурой, вовремя выбирая и выдерживая все звуки, предельно фиксируя свое внимание на ощущениях кончиков пальцев. Вслушиваться в звучание мелодии, баса, гармонии, подголосков. Работа ведется над мелодией, динамикой, над постепенным подходом к кульминационному звуку — логическому завершению всего подъема. Нельзя брать его открытым звуком, «выпячивать» его.

В репризе композитор применяет те же художественные приемы. Внимание ученика вновь обращается на фразировку, динамику, чистоту педализации, аккуратное завершение каждой фразы. Динамика сложная, пьеса как бы угасает, уходит в пианиссимо на левой педали. Педагог просит добиваться ровного диминуэндо, сохраняя при этом интонационную выразительность. Пьеса как начинается, так и заканчивается на доминанте — это снова ожидание чуда рождения новой песни, новой жизни.

После контрольного исполнения педагог выносит положительную оценку работе ученика и дает рекомендации к выполнению самостоятельной домашней работы.


Голубовская Н.Н. О музыкальном исполнительстве. Л: Музыка 1985г.

Нейгауз Г. Об исскустве фортепианной игры. М: Музыка 1987г.

Фейнбернг. Мастерство пианиста. М: Музыка 1978г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
План-конспект открытого урока по дисциплине "Фортепиано"

Автор: Щелокова Валентина Васильевна

Дата: 30.05.2017

Номер свидетельства: 419633


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства