План-конспект открытого занятия на тему: Интерактивная беседа, посвященная Дню Конституции. Развитие внутреннего и ладового слуха. Ступени в ладу. Элементы двух- и трехголосия в упражнениях и произведениях репертуара.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
12.12.22, 15.00
3 год обучения
Вокальная группа «ЛиК»
Педагог дополнительного образования Сайфуллина Н.И.
Форма занятия – он-лайн.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Интерактивная беседа, посвященная Дню Конституции. Развитие внутреннего и ладового слуха. Ступени в ладу. Элементы двух- и трехголосия в упражнениях и произведениях репертуара.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Актуализировать знания по теме «Конституция Российской Федерации». Совершенствовать внутренний и ладовый слух, ощущение ступеней в ладу. Развивать навык пения в унисон с фортепиано. Закрепить
ЗАДАЧИ: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Дать представление о Конституции, как основном законе государства, правах и обязанностях гражданина РФ. Повторить музыкальные термины, связанные с темой занятия. Продолжить формирование представления о взаимосвязи между развитием ладового слуха и чистотой интонирования. Добиться осознанного исполнения партий в песне «Самый лучший день», особенностей мелодического движения по сравнению с другими голосами. Добиваться точности интонирования музыкального материала. Повторить песню «Русские матрешечки».
- РАЗВИВАЮЩАЯ: Развивать ладовый слух, совершенствовать ощущение и интонирование ступеней лада. Развивать навык многоголосного пения. Развивать навык контроля за исполняемым музыкальным материалом.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Воспитывать патриотизм и гражданственность, чувство сопричастности к истории и современности Российского государства. Воспитывать настойчивость и внимание к деталям в работе над упражнениями и репертуаром; воспитывать навык самостоятельной работы, умение верно оценивать ее результаты.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: компьютер или телефон с выходом в интернет
ХОД РАБОТЫ:
1. Организационный момент. Обеспечение безопасности. Представление гостей.
Добрый день, ребята!
Наше с вами открытое занятие совпало со знаменательной датой.
Сегодня, 12 декабря, мы отмечаем День Конституции Российской Федерации!
Далее - интерактивная беседа, посвященная Дню Конституции, просмотр клипа.
Вопросы по материалу:
- Что такое конституция?
- Какие еще символы государства вы знаете?
- Когда был принят основной закон Российской Федерации (1993)
- Почему мы тоже отмечаем его?
- Что значит слово «федерация»?
- Почему РФ – демократическое государство?
- Какие права гражданина представляются вам наиболее важными? Почему?
Подводя итоги, отмечу, что каждый гражданин должен знать и уважать Конституцию государства, знать свои обязанности, знать и уметь отстаивать свои права. При этом нужно помнить, что у других людей – такие же права!
Переходим к нашему учебному материалу.
РАСПЕВКА
Тема нашего открытого занятия связана с одним из важнейших музыкальных понятий – ЛАДОМ. Знания по этой теме, умение слышать ступени лада и правильно петь их – залог чистого пения – как мелодии, так и многоголосия.
Но начнем мы занятие с нашей традиционной дыхательной гимнастики.
1. Дыхательная гимнастика –
Напоминаю:
- все упражнения делаются с резким вдохом через нос и шумным выдохом через рот, воздух выталкивается с помощью пресса;
- каждое упражнение выполняется 8 раз.
2. Упражнения на укрепление голосового аппарата («Э-ге-гей», «Жаворонки», «Купала») – исполняем свободно, расслабленно;
3. № 11 «Мы перебегали берега» - поем с фортепиано. Точно совпадаем по высоте и темпу с оригиналом. Активно произносим слова.
? - Сколько ступеней звукоряда используется в одном фрагменте распевки?(5)
? – какой тип мелодического движения в этой распевке? (поступенное движение)
4. № 15 «Диги дон» - поем с фортепиано.
Текст упражнения: Диги дон дон дон
Диги дон дон дон
Диги дон дон
Диги диги дон дон дон (последний слог повышаем на полтона)
? - Сколько ступеней звукоряда используется в одном фрагменте распевки?(5)
? – какие типы мелодического движения в этой распевке? (скачкообразное и поступенное движение)
Прежде чем продолжить работу, давайте ответим на вопросы:
? - что такое звукоряд? (Ряд звуков, расположенных по высоте вверх или вниз)
? - как называются звуки звукоряда? (ступени)
Если музыкальные звуки чередовать в определенном порядке, повторяя это чередование через каждые 7 ступеней, получатся ЛАДЫ.
? - мы с вами знаем 2 самых распространенные лада. Это…(мажор, минор)
В каждом из ладов есть ТОНИКА.
? - тоника это…… (самая устойчивая ступень, I ступень).
Действительно, тоника – самая устойчивая ступень, все остальные звуки в большей или меньшей степени «тянутся к ней». Тоника – заключительная точка в любом музыкальном произведении.
3. Давайте проверим это утверждение. Все вы помните песенку «Андрей-воробей, не гоняй голубей». Возьмем только эту строчку и попробуем спеть ее с фортепианными примерами:
андрей- воробей l ступень.
андрей-воробей lll ступень
андрей-воробей V ступень
Обратите внимание! В каждом примере только одна ступень. Она должна быть на постоянной высоте!
Какая из ступеней более устойчивая, уверенная? Это l ступень, тоника.
Запомните звучание каждой из ступеней.
А теперь попробуйте каждую из ступеней (поочередно) спеть при одновременном звучании всех 3 партий и удержать ее на одной высоте: андрей-воробей трезвучие
Для сравнения прослушайте и спойте эту же фразу на ll ступени.
Андрей-воробей ll cтупень
Слышите, как неустойчиво она звучит?
4. Упражнение 0 Ступени Триоль 8 поем, точно следуя образцу. Это гамма от ноты до с возвратом к ней (ноте до, тонике, l ступени).
Когда освоитесь, попробуйте вместо нот гаммы называть ступени:
до-ре-до – первая, до-ре-до-вторая, до-ре-до –третья и т.д.
и сверху: до-си-до-первая, до-си-до – седьмая, до-си-до – шестая и т.д.
РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ:
«Самый лучший день» - продолжаем работу над песней.
- повторяем текст песни
- повторяем весь музыкальный материал по частям,- уточняем партии сначала отдельно с фортепиано, потом в «пачках».
Каждый фрагмент - куплет, припев, скет - отрабатываем по схеме:
1. повторяем свою партию с фортепианным примером;
2. повторяем партию с фонограммой «пачки» - где прописаны все голоса. Удерживаем партию.
3. поем партию с фонограммой +
4. поем партию с минусовкой.
Напоминаю: ритм ОЧЕНЬ острый. Синкопированный. Поем точно с примерами. Вспоминаем прошлое онлайн-занятие!
Собираем весь материал с фонограммой – плюс. Поем свои партии точно. Не перескакиваем на другие!
Отнеситесь критически к тому, насколько хорошо вы выучили песню. Пожалуйста, не отмахивайтесь от фрагментов неуверенного исполнения партий! Если путаете слова или партию – доучите. Рекомендую в процессе работы записывать и прослушивать материал. Вы сами услышите недостатки.
Только потом работаем с минусовкой, которую выкладываю сегодня.
«Русские матрешечки» - повторяем песню!
- повторяем слова. Обратите внимание на припев! Имена матрешек нужно знать уверенно. Проговорите их несколько раз. Окончания припева - разные! Их нужно запомнить.
- повторяем материал песни по частям (куплет, припев) с фортепианными примерами. Порядок работы такой же, как и в песне «Самый лучший день».
Добиваемся уверенного исполнения.
С фонограммами пока не поем! Плюсовку выкладываю для того, чтобы вы сориетировались в тексте песни.
Задание:
1. Давайте проверим, как вы запомнили звучание ступеней лада. Выполните упражнение, следуя рекомендациям в треке
ступени в ладу
Называем ступени цифрами! Записываем свой голос вместе с упражнением.
2. Записываем видео работы над дыхательной гимнастикой, упражнениями и песнями, высылаем для контроля.