kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект занятия «Формирование певческого дыхания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект занятия "формирование певческого дыхания" 

Цель: сформировать навыки певческого дыхания.

Задачи:

Образовательные:

- дать понятие термина дыхание;

- рассказать о нижнереберно-диафрагмальном дыхании.

Развивающие:

- развить технику взятия нижнереберно-диафрагматического дыхания с помощью различных упражнений.

Воспитательные:

- повышение стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- воспитать любовь к музыке и вокальному творчеству.

Форма организации занятия: групповая.

Методы и приемы: словесный (объяснение, беседа), наглядный (практический показ), практический.

Оборудование: музыкальный инструмент (синтезатор), зеркало, 2 кубика (красный, зеленый)

Время занятия: 40 минут

План занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.
  2. Подготовительный этап. Беседа по теме занятия. Изложение новых знаний (типы дыхания, использование нижнереберно-диафрагматического дыхания)
  3. Основная часть. Упражнения на дыхание.
  4. Подведение итогов. 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия «Формирование певческого дыхания»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» г. Бийск









Тема: «Формирование певческого дыхания»

план-конспект занятия по эстрадному вокалу

возраст 10-13 лет

педагог: Синдяшкина М.С.





























Бийск 2016

Цель: сформировать навыки певческого дыхания.

Задачи:

Образовательные:

- дать понятие термина дыхание;

- рассказать о нижнереберно-диафрагмальном дыхании.

Развивающие:

- развить технику взятия нижнереберно-диафрагматического дыхания с помощью различных упражнений.

Воспитательные:

- повышение стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- воспитать любовь к музыке и вокальному творчеству.

Форма организации занятия: групповая.

Методы и приемы: словесный (объяснение, беседа), наглядный (практический показ), практический.

Оборудование: музыкальный инструмент (синтезатор), зеркало, 2 кубика (красный, зеленый)

Время занятия: 40 минут

План занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

  2. Подготовительный этап. Беседа по теме занятия. Изложение новых знаний (типы дыхания, использование нижнереберно-диафрагматического дыхания)

  3. Основная часть. Упражнения на дыхание.

  4. Подведение итогов.



























Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, дети!

Ответ детей.

Я рада видеть вас на занятии по эстрадному вокалу. Тема нашего занятия «Формирование певческого дыхания». Задумывались ли вы как мы дышим? Какие органы участвуют в процессе дыхания?

Примерные ответы: легкие, нос, рот.

Педагог: Верно, чтобы наш голос звучал звонко и был красиво окрашен тембрально мы познакомимся с вами с певческим дыханием. Певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники и от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Для того, чтобы избавиться от различных дефектов в голосовом аппарате, нужно соблюдать правильною певческую установку, так как она создаёт благоприятные условия для правильных, естественных движений как дыхательных органах, так и в голосовом аппарате. Часто ребёнок поднимает плечи и напрягает шею при вдохе потому, что он не умеет приготовиться к пению. Эти лишние движения мешают спокойной работе дыхания, которое должно происходить незаметно. Когда ребёнок выпрямляет свой корпус / прямая спина, слегка отведённые назад плечи, свободная шея/ его грудная клетка уже принимает положение вдоха и самый вдох делается незаметно, бесшумно, без напряжения, без перегрузки.

  1. Подготовительный этап. Изложение материала.

Педагог: Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые окраски.

Различают следующие типы дыхания:

Грудное дыхание. При нём наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные упражнения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно её верхнесреднего отдела. Диафрагма мало подвижна. Живот при вдохе втянут. Этот тип дыхания был распространён в староитальянской школе пения (до начала 19-го века). Разновидностью грудного дыхания является ключичное, или верхнее  грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно не приемлемо для пения, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограниченны движения гортани и потому затруднено голосообразование.

Смешанное, грудобрюшное (косто-абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращается диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами          мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки.

Деление дыхания на отдельные типы является условным, в значительной мере теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно-диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное дыхание при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти не подвижна. Активна диафрагма и мышцы брюшной полости.

Диафрагматическое дыхание или нижнерёберно-диафрагмальное дыхание – это основное певческое дыхание, которое имеет опору на диафрагму. Почему мы называем его нижнерёберно-диафрагмальным? (Так во время осуществления вдоха задействованы нижние, плавающие рёбра, которые не объединены между собой и являются своего рода, рычагом, для натяжения диафрагмы во время вдоха).

  1. Основная часть. Практическая работа.

Педагог: Ребята, для начала выполнять некоторые упражнения лучше около большого зеркала. Следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты, дышите легко и свободно, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались, бесшумный вдох через нос, выдох долгий и эластичный.

  1. Упражнение «Насос»

Представьте, что Вы накачиваете насосом шину колеса:

- наклонитесь глубоко, расслабьтесь, руки держат ручку насоса; выдохните (через рот);

- сделайте вдох на «дно колодца», не выпрямляясь;

- при подъеме тяните руками ручку насоса, представляя, что у Вас образуется «нейтральный» звук на поршне насоса;

- наклон с быстрым, легким, глубоким вдохом (в конце наклона);

- подъем с «нейтральным» звуком.

2) Упражнение «Шарик»

Представим, что у нас в животе находится воздушный шарик. Прокалываем его тонкой иголочкой и очень медленно с звуком «С»  выдыхаем воздух. Затем повторяем это же самое упражнение на гласный звук «А». Запоминаем ощущения,  которые сопровождают момент выдоха и задержки дыхания.

  1. Упражнение «Свеча»

Это упражнение выполняется в положении стоя. При произведении полного вдоха расширяются нижние ребра, а мышцы нижней части брюшного пресса напрягаются. Выдыхать следует ровной концентрированной струей через узкую щель губ. Представьте, как вы дуете на горящую свечу, стараясь погасить огонь. Работу межреберных мышц нужно контролировать ладонями рук.

Игра с кубиками разного цвета.

Эта игра развивает не только дыхательный аппарат детей, но и их чувство ритма. В игре используют 2 кубика. Один – красного цвета, другой – зелёного. У каждого кубика своя функция: красный кубик означает 1 долгий выдох, зелёный – 2 коротких выдоха. Показывая кубики поочерёдно, меняя их произвольно, педагог следит за ритмичностью выполнения упражнения детьми. Педагог предлагает детям каждый раз новый ритм, можно изобразить даже ход поезда с ускорением и замедлением в конце. А также можно предложить детям по ритму, выполненному выдохами, используя кубики, знакомую песню. В этом упражнении выполняются сразу несколько задач: развитие чувство ритма, дыхательного аппарата, внимания, музыкальной памяти.

Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог: Ребята, о каких видах дыхания вы узнали?

Ответ детей.

Педагог: А какой вид дыхания мы используем при пении?

Ответ детей – нижнереберно-диафрагмальное.

Педагог: Правильно, молодцы! Спасибо всем! Я считаю, что все сегодня очень плодотворно поработали. Все поставленные задачи выполнены. На следующем занятии мы продолжим работу над техникой певческого дыхания и будем применять его в работе над музыкальными произведениями. До новых встреч!





Используемая литература

1.​ Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности/Л.Л. Бочкарев. – М.: Институт психологии «РАН», 1997. – 352 с.

2. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению/ Г.П. Стулова. – М.: Прометей, 1992. – 270 с.

3. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой/ М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, 2004.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
План-конспект занятия «Формирование певческого дыхания»

Автор: Синдяшкина Мария Сергеевна

Дата: 22.03.2016

Номер свидетельства: 308788

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства