План - конспект урока сольфеджио в 1 классе на тему "Трёхдольный Ре-мажор"
План - конспект урока сольфеджио в 1 классе на тему "Трёхдольный Ре-мажор"
Данная работа представляет собой развёрнутый план - конспект учебного занятия по сольфеджио в 1 классе и имеет целью развитие ладоинтонационного слуха и метроритмических навыков на примере изучения тем «Тональность Ре-мажор» и «Размер 3/4». Конспект занятия подразумевает активное использование игровых и компьютерных технологий, сопровождается слайдовой презентацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приветствие. Настрой на общение с музыкой. В школе устали. Пришли на музыкальное занятие – значит, пришли за здоровьем, ведь ритм. упражнения, пение, хорошее настроение, которое мы постараемся подарить друг другу – это и есть здоровье!
Вопросы:
О чём говорят наглядные пособия, карточки?
Как бы вы обозначили тему? (предположения детей, разные варианты)
Остановимся на названии «Трёхдольный Ре-мажор». Две знакомые нам темы заложены в названии занятия. Как вы думаете, какие упражнения сегодня помогут нам закрепить эти две темы? (дети предлагают разные варианты, педагог записывает их на доске).
2 этап «Теоретическая разминка»
Вопросы:
Сколько долей в размере 3/4?
А какой длительности равна каждая доля?
Сколько сильных долей?
А какие ритмические группы могут встречаться в размере ¾?
Давайте все вместе простучим трёхдольный метр?
Практическое задание: педагог раздаёт карточки с ритмами, под минус «Вальса Тортиллы», дети по цепочке тактируют ритмические группы.
3 этап «Вокально-интонационная работа»
Работа Ре-мажоре.
Вопросы:
Каково расположение тональности Ре-мажор в системе тональностей? (слайд «Квинтовый круг).
Пение гаммы в размере 3/4 в ритме половинка с четвертью сначала одноголосно, затем в терцию (Слайды с гаммой Ре-мажор). Один из обучающихся показывает ручными знаками ступени Ре-мажора, а остальные поют по руке.
Сюрпризный момент: корзинка с секретом. Педагог предлагает вынуть из мешочка карточки с «именами»: «Я – гамма Ре-мажор», «Я – Тоническое трезвучие Ре-мажора», «Я – субдоминантовое трезвучие Ре-мажора», «Я – доминантовое трезвучие», «Я – опевание V ступени Ре-мажора», «Я – вводные ступени Ре-мажора», «Я – дорожка от V к I ступени», и т.д. Дети поют. Оценивают чистоту исполнения.
Песня - упражнение «Про главные аккорды» под минус, записанный на цифровом пианино.
Проверка творческого домашнего задания:
Исполнение №176 из учебника «Сольфеджио» наизусть сначала индивидуально, затем всей группой.
Пение номера группой под минус, записанный на цифровом пианино, с ритмическим сопровождением, сочиненным детьми дома. (Педагог раздаёт шум. инструменты).
Физминутка «Танцуем с «анимашками»
(на озвученных слайдах презентации изображены пляшущие в двух и трёхдольном метре анимашки-человечки). Дети повторяют движения.
4й этап Слушание музыки. «Вальс» А. Глазунова, написанный в тональности в Ре-мажор. Дети слушают произведение, делятся впечатлениями о характере музыки, тихо тактируют метр вальса.
Далее педагог предлагает определить музыкальный размер фрагментов, озвученных в слайдах презентации: «Венский вальс», «Полька Трик -трак», Вальс «Голубой Дунай», «Регтайм».
5й этап Подведение итога, самооценка, оценка педагога, задание на дом.
Дети работают с «волшебными линеечками Цукермана», оценивают себя.
Дом. задание:
Придумать свою собственную партитуру в размере ¾ для 3х шумовых инструментов.