МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35 г.СУРГУТА
Урок младшего хора «Созвучие»
Педагог дополнительного образования:
Трухина Инна Ивановна
Тема урока:
«Анализ хоровых произведений
с помощью средств музыкальной
выразительности»
Цель урока:
Применение теоретических знаний в работе с хоровыми произведениями
Задачи урока:
1) познавательные:
продолжить формирование и развитие
- компетенции в области вокально-хорового искусства (анализа хоровых произведений, выразительного исполнения);
- общих учебных умений и навыков (работы с литературным и музыкальным текстами, усвоения объяснений учителя, самостоятельной работы);
- учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
2) развивающие:
- развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать);
- развитие творческих способностей учащихся через хоровое пение;
3) воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитание творческой активности, эмоционального, деятельностно-практического отношения к музыке;
- воспитание вокально-технической культуры учащихся.
Тип урока – урок комплексного применения знаний и умений
Применяемые технологии:
- технология развития креативного мышления;
- личностно-ориентированный подход в обучении;
- методика поэтапного усвоения знаний.
Формы организации работы детей: индивидуальная, групповая, полным составом.
Приемы активного обучения:
- развитие навыков группового пения, совместной работы;
- анализ собственной деятельности;
- игровые методы (методика музыкальной драматургии, ролевые игры);
- метод моделирования художественно-творческого процесса.
Методы, применяемые на уроке:
- словесный
- творческий
- междисциплинарных взаимодействий
- метод стимулирования и мотивации учения
- метод «пластического интонирования»
- объяснительно-иллюстративный
- метод эмоционального воздействия
- метод контраста и сравнения
Этапы урока:
1) распевание (6мин)
2) актуализация знаний по теме «Средства музыкальной выразительности» (6мин)
3) анализ хоровых произведений, вокально-интонационная работа, исполнение (1 7 мин)
4) хоровое сольфеджио по методике Г.Струве (5мин)
5) игровая деятельность (3мин)
6) закрепление (самостоятельный анализ) ( 6 мин)
7) подведение итогов урока ( 2 мин)
1. Распевание
(методика М. Лазарева)
- подготовка голосового аппарата к пению на одном
звуке, на слоги, на закрытый рот
(методика Д.Огородного)
- пение дикционных упражнений
- болгарская столбица
- попевки на развитие диапазона голоса
(методика В.Емельянова)
ДЫХАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА ПО М. Л. ЛАЗАРЕВУ
- «Шарик» - обучение диафрагмальному дыханию. Выдох. На вдохе живот свободно выпячивается в прежнее положение. Повторить 4-8 раз. Темп очень медленный. Ладони лежат на передней брюшной стенке.
- «Запах моря» - упражнение выполняется с закрытыми глазами. Дети втягивают медленно воздух, пытаясь уловить тончайшие ароматы природы. Тело расслаблено. Повторить 4-8 раз. Темп медленный.
- « Натуживание» - глубокий вдох. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Пытаемся выдохнуть воздух. Щеки раздуваются.
Упражнения и попевки на развитие дикции и артикуляции
- упражнения
- попевки
тадита – тадитя
тадито – тадитё
тадиту – тадитю
тадиты – тадити
тадитэ – тадите
- Барашеньки-крутороженьки
- Андрей -воробей
Звукоряд и болгарская столбица
Фрагменты распевания:
2. Актуализация знаний по теме Средства музыкальной выразительности»
Основные принципы:
- Наглядность
- Принцип сходства и различия
- Последовательности
- Сознательности и активности
- Связи теории с практикой
Беседа с учащимися (фронтальный опрос)
1.Вводный рассказ учителя: «Ребята, давайте мы с вами сегодня немножко пофантазируем. Представьте себе, что я сочинила мелодию, но не знаю, как сделать, чтобы она прозвучала красиво и всем понравилась. Помогите мне украсить мое музыкальное творение.
2.Вопросы к учащимся:
- Что мне поможет сделать мелодию красивой ?
- (средства музыкальной выразительности)
- Какие вы знаете музыкальные средства выразительности?
(ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр, штрихи – беседа с учащимися о каждом понятии)
Собираем по лепестку музыкальный «Цветик-семицветик».
«Цветик-семицветик»
цель - сочетание наглядных и словесных методов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся
3. Анализ хоровых произведений
Учитель: «Вот мы с вами и подошли к теме сегодняшнего урока. А называется она так - «Анализ хоровых произведений с помощью средств музыкальной выразительности». На этом уроке мы будем с вами учиться анализировать сначала вместе, а затем самостоятельно песни, которые вы исполняете. Обычно на уроках я вам рассказываю, как лучше спеть ту или иную песню и почему. Но сегодня мне хочется послушать вас, научить вас давать полный, грамотный ответ, чтобы знания сегодняшнего урока вы применяли бы при разучивании любого музыкального произведения.
Вопрос к учащимся: «Послушайте и угадайте, отрывок из какой песни сейчас прозвучит?»
Произведение Г.Струве «Музыкальный корабль»
- по небольшому музыкальному отрывку (куплет) учащиеся вспоминают название песни, её характер
- анализ произведения (вопрос-ответ)
- работа над штрихом легато (запев)
Фрагменты работы над произведением
полным составом
по партиям
4. Хоровое сольфеджио Г.Струве
- Пение ступеней с помощью ручных знаков
- Пение терциями (деление на два голоса)
Произведение Г.Струве «Бабушкины сказки»
- анализ произведения (совместно с учителем)
- работа по партиям (припев)
Рисунки учащихся к произведению Г. Струве «Бабушкины сказки»
Работа над произведением
Учитель: «Ребята, посмотрите на доску и скажите, к какому произведению эти рисунки? Правильно, это произведение Г.Струве на стихи С.Есенина «Бабушкины сказки». И, обращаясь к теме нашего урока, мы приступаем к анализу этой песни. Будьте внимательны, откройте свои тетради с текстом песни, это вам поможет вспомнить все, что мы с вами делали на предыдущих уроках. Можно тихонечко посовещаться друг с другом»
(ответы учащихся, поощряются полные ответы).
Учитель: «А теперь ответьте мне на такой вопрос: почему композитор так часто меняет в песне темп, динамику и штрихи?»
Предполагаемые ответы детей:
- композитор отталкивается от литературного текста
- для лучшего восприятия картины деревенской жизни
- показывает образы разных персонажей (бабушка, дети)
- смена действий и событий (привести примеры)
(Далее идет вокально-интонационная работа над произведением)
5. Игровая деятельность
В. Емельянова (упражнения на
мимику лица)
Небылицы к произведению В.Кулева «В одной стране»
- На рынке соседская кошка Купила духи и расчёску, Массажку для спинки, Для стрижки машинку, Заколку и бант для причёски.
- Две важные белые курицы, Как дамы, гуляют по улице. По пейджеру звонят цыплятки: "Целуем, у нас всё в порядке". И мамы за них не волнуются.
Учащимся по желанию предлагается прочитать небылицы с выражением, меняя интонацию и используя жесты и мимику.
Вопросы к учащимся:
- Ребята, скажите, такие чудеса могут происходить на самом деле?
- Чем отличается шутка-прибаутка от небылицы?
- Кто из вас догадался, какое произведение мы сейчас будем анализировать?
Словарик
Небылицы – то, чего не бывает на самом деле, фантастическое выдумка, нелепица.
6. Закрепление (самостоятельно проанализировать произведение)
Учитель: «Я попрошу вас сделать самостоятельный анализ произведения, используя «Цветик-семицветик» (закреплен на доске), и дать, повозможности, полный и последовательный ответ. Все слушаем внимательно и дополняем или высказываем свою точку зрения, если вы не согласны с отвечающим.
(ответы учащихся)
Дальнейшая работа над произведением (повторение):
- пластическое интонирование
- музицирование
- декламация
Исполнение песни «В одной стране»
( концертный вариант).
Фрагменты исполнения песни
7. Итоги урока:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Нужно ли анализировать хоровые произведения и почему?
- Кроме хоровых произведений, что можно еще анализировать с помощью музыкальных средств выразительности?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!