kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первые уроки на блокфлейте. К вопросу о рациональной постановке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Блокфлейта – это инструмент, который прост в обращении, не требует чрезмерных усилий ученика, любим многими за мелодичное звучание и доступен для обучения детей 5–7 летнего возраста. Именно с блокфлейты начинается обучение детей по классу духовых (как деревянных, так и медных инструментов). Очень не просто маленьким непоседам рассказывать о дыхании, работе языка, постановке пальцев. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первые уроки на блокфлейте. К вопросу о рациональной постановке. »

Первые уроки на блокфлейте.

К вопросу о рациональной постановке.

Вариант урока – игровая форма.

С.А. Высоцкий

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

города Дубны Московской области

«Хоровая школа мальчиков и юношей «Дубна»,

Преподаватель по классу духовых инструментов


First lessons of recorder.

Rational positioning.

Lesson variation – playing and learning.

S. Vysotskiy

Municipal autonomous educational institution

of additional education for children,

Dubna, Moscow region

Choral school for boys “Dubna”

Teacher of wind instruments


Блокфлейта – это инструмент, который прост в обращении, не требует чрезмерных усилий ученика, любим многими за мелодичное звучание и доступен для обучения детей 5–7 летнего возраста. Именно с блокфлейты начинается обучение детей по классу духовых (как деревянных, так и медных инструментов). Очень не просто маленьким непоседам рассказывать о дыхании, работе языка, постановке пальцев. Начнем с дыхания. Обычно я на первом уроке рассказываю «сказку» о двух братьях – теплом «южном» и «северном» холодном ветре. Смысл этой «сказки», придуманной мной – о правильном «тёплом» выдохе. Холодный ветер характеризует резкое и визгливое звучание блокфлейты. Тёплый – нежное и мелодичное звучание. Если приставить ладонь во время выдоха ко рту, как мы выдыхаем обычно – это «холодный» воздух и для исполнительского дыхания он не пригоден. Тёплый воздух идет на ладонь, при мысленном произнесении как бы слога «ха» или просто «а». При этом гортань обычно опускается вниз, давая широкую и объемную подачу «теплого» воздуха. После вопроса «кого нам выбрать в помощники?» 100% детей отвечают: «Братца южного ветра!» И если ребёнок извлекает резкие и визгливые звуки, стоит произнести кодовые слова «тёплый ветер», как звучание ученика тут же выравнивается.

Опустим пока уроки постановки правой и левой руки, а коснёмся правильного положения инструмента при игре. Некоторые дети слишком высоко «задирают» инструмент, где блокфлейта держится почти параллельно полу класса. Это происходит из-за того, что у детей нет пока устойчивой связи в тактильных ощущениях при закрывании дырочек инструмента, ведь движения пальцев должны быть точными и слаженными. Дети хотят видеть и контролировать движения пальцев при закрывании – открывании отверстий инструмента. При этом ноты ми, ре и до I октавы блокфлейты при данной постановке извлечь невозможно, так как воздух не проходит полностью через канал инструмента и эти ноты передуваются на октаву выше при правильном закрытии соответствующих дырочек. Существует ли критерий правильного наклонного инструмента для каждого? Да, он есть и достаточно универсален. И вот правило его нахождения.

  1. Производим выдох, при котором губы находятся в положении прижима мундштука блокфлейты (Фото 1).

  2. Берём ладонь руки и «ловим» струю воздуха в центр ладони. Когда находим перед собой в центре ладони устойчивую струю воздуха, это и будет искомый наклон (Фото 2).

  3. Берём блокфлейту, ставим в центр ладони и берём мундштук губами (Фото 3).

Просьба запомнить, это и есть правильная постановка при игре, так как воздух точно продувается через канал инструмента. Чтобы закрепить данную постановку, советую ученикам заниматься для контроля перед зеркалом. Для более продвинутых учеников более сложным заданием является занятие дома на блокфлейте в полной темноте. Это усиливает тактильные ощущения пальцев.

Теперь на первый план выходит постановка пальцев левой и правой рук. Если с постановкой левой руки ясно более или менее, то с постановкой правой руки могут возникнуть некоторые трудности. Большой палец правой руки выполняет лишь функцию поддержки инструмента, то есть кроме губ, поддерживающих мундштук блокфлейты, и большого пальца правой руки инструмент более ничем не удерживается при игре. Постановка правой руки зависит от положения большого пальца под каналом самого инструмента и должен располагаться между третьим и четвёртым отверстием (считая от мизинца правой руки). Правильность его положения проверяется упражнением:

и т. п.





Если большой палец правой руки стоит правильно, три звуковых отверстия будут закрываться слаженно и точно, в противном случае пальцы будут стоять выше или ниже дырочек и не будут перекрывать их. Для ориентира большого пальца на инструменте каждого ученика я делаю между третьим и четвёртым отверстием метку (или зарубку). Подобную метку делаю шероховатой, чтобы метку можно было легко найти пальцем при корректировании. Со временем ученики привыкают к ощущению шероховатости метки и это положение закрепляется.

Стоит ещё обратить внимание на постановку пальцев при закрытии отверстий при игре на блокфлейте. Как справедливо замечено в школах начального обучения для блокфлейты ([1], [2]), постановка пальцев блокфлейтистов отличается от постановки пианистов или, допустим, скрипачей. Связано это с тем, что закрывание происходит не кончиком, а подушечкой пальца. Важным моментом является полное (герметичное) закрытие дырочек, иначе велика вероятность извлечения фальшивого звука. При этом является ошибкой игра на так называемых «прямых» негнущихся пальцах. Правильной постановкой, найденной экспериментальным путем, можно считать позицию «бинокль» как назвали её мои ученики. Я же называю её «театральная маска». Вот как её выполнить:

  1. Складываем руки «колечком», будто мы готовимся смотреть в «бинокль» (Фото 4).

  2. Запоминаем положение рук и берём блокфлейту, располагая левую руку сверху, правую снизу. Если всё выполнено правильно, то при взгляде сверху получается позиция «бинокль» или «театральная маска». Я разделяю два положения «театральной маски»:

  • «весёлая» маска (правильная постановка) (Фото 5);

  • «грустная» маска (неправильно) (Фото 6).

«Грустная» маска получается в случае, если ученик забывает и закрывает отверстия «прямыми», негнущимися пальцами. При «грустной маске» нет и не может быть ни беглости, ни рациональной техники из-за скованности и определённой зажатости пальцев. Дети легко запоминают разницу между этими «масками» и сами поправляют друг друга, способствуя закреплению рациональной постановки.

Здесь освещены базовые проблемы начального периода обучения на блокфлейте. Если все «подводные камни» преодолены, то обучение проходит без особых трудностей, дети проникают в мир музыки.


Библиография


  1. И. Пушечников «Азбука начинающего блокфлейтиста». М.: Музыка, 2007 г.

  2. А. Кискачи «Блокфлейта. Школа для начинающих» Выпуск 1. Санкт-Петербруг, Комозитор, 2009 г.

Автор:

Высоцкий Сергей Александрович

Тел. (903) 122-16-85

(49621) 5-05-18

Аннотация

На основе опыта работы с учениками в хоровой школе автор рассказывает о начальном периоде обучения на блокфлейте. Статья поможет избежать некоторых проблем, связанных с освоением данного инструмента. Ключевым моментом является нахождение рационального положения инструмента при игре, постановки пальцев и закрепление исполнительского «тёплого» выдоха.



Abstract

The author tells about the initial period of training at the recorder based on the experience of working with children in the choral school. The article will help avoid some of the problems associated with the development of this instrument. The key point is to find a rational instrument position for the playing, positioning the fingers and to fix “warm” exhalation.



Иллюстрации к тексту

Фото 1


Фото 2

Фото 3


Фото 4


Фото 5


Фото 6


9






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Первые уроки на блокфлейте. К вопросу о рациональной постановке.

Автор: Высоцкий С.А.

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164986


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства