Цель урока: формирование целостного представления у школьников о первой удмуртской опере, и её авторе.
Задачи урока:
Повысить компетентность школьников в вопросах музыкального искусства через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности, создание условий для свободного творческого развития ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Первая опера Удмуртии»»
Урок музыки во 2 классе
Тема: «Первая опера Удмуртии»
Цель урока: формирование целостного представления у школьников о первой удмуртской опере, и её авторе.
Задачи урока:
Повысить компетентность школьников в вопросах музыкального искусства через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности, создание условий для свободного творческого развития ребёнка.
Пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.
Развивать внимание и способность понимать суть текста в опере.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
2. Принимать учебную задачу, планировать необходимые действия,
действовать по плану;
3.Оценивать результаты собственной деятельности.
Познавательные:
1. Понимать информацию, представленную в музыкальной форме;
2. Анализировать средства музыкальной выразительности.
Коммуникативные:
1. Отвечать на поставленные вопросы полно и грамотно;
2. Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное
участие в различных видах музыкальной деятельности;
3. Осуществлять совместную деятельность в группах.
Личностные:
1. Формировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки;
2. Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к
мнению другого.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока:
музыкальный центр;
компьютер и проектор;
распечатанные тесты.
Музыкальный материал:
Ария Наталь из оперы Германа Корепанова «Наталь»;
Хор «Хоровод девушек» из оперы Германа Корепанова «Наталь»;
Минусовка песни «Я живу в России, где дубы и клёны…».
- Скажите, а вы знаете, какой сегодня праздник? (100-летие Удмуртской Республики)
- Правильно, 2020 год – это год столетия государственности Удмуртии.
- В Удмуртии есть различного вида музыка. Есть та, которую создаёт народ. Вы знаете, как она называется? (народная)
- Правильно. Также существует авторская музыка. Кто создаёт авторскую музыку? Как называется профессия человека, который сочиняет музыку? (композитор)
- Да, вы правы. А знаете ли вы, кто является первым композитором Удмуртии? (нет)
- Корепанов Герман Афанасьевич – великий удмуртский композитор, основоположник национальной профессиональной музыки. Он родился 30 июля 1924г. в селе Селты, а умер в 1985г. в Ижевске. На тот момент ему был 61 год. Образование Герман Афанасьевич получал в Ижевском музыкальном училище в отделении хорового дирижирования, а потом в Казанской консерватории.
- Давайте попробуем предположить, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке. (о композиторе, его работе)
- А что является работой композитора? (создание музыки)
- А вы знаете, как называется музыкально – драматическое произведение, где все действующие лица поют? (опера)
- Сформулируйте тему урока на основе ваших ответов. (опера первого удмуртского композитора Германа Корепанова)
- Молодцы, сегодня мы будем говорит о работе Германа Афанасьевича – первой удмуртской опере «Наталь».
2. Ориентировочный этап.
- Ребята, а вы знаете, где в Удмуртии можно послушать оперу? (театр оперы и балета, драматический театр)
- Правильно, и именно в Удмуртском драматическом театре в Ижевске состоялась премьера оперы «Наталь» 21 января 1961 года.
- Эта опера состоит из трёх действий, а сюжет её построен на любовном треугольнике. Действие происходит в удмуртском селе в 1910-х годах. Главными героями являются Наталь и два молодых человека – Максим и Педор.
- В первом действии Максим признаётся в любви, осиротевшей в детстве Наталь. Но на сельском гулянии кулацкий сын Педор со своими друзьями похищает Наталь и избивают Максима.
- Во втором действии Наталь сбегает из дома Педора и встречает Максима на берегу реки. Позже Максима с его друзьями призывают на начавшуюся войну, а Педор и остальные кулацкие сыновья избегают призыва.
- В третьем действии Максим возвращается с войны. Друзья Педора развязывают драку, а сам он с ножом бросается на Максима, но Наталь закрывает собой любимого и погибает от удара.
(рассказ сюжета оперы сопровождается презентацией)
- Понравился ли вам сюжет оперы? Почему? (ответы детей – большинству понравился)
3. Поисково-исследовательский этап.
- В опере есть сольные номера. Один из сольных номеров в этой опере – ария Наталь, давайте послушаем её. Слушаем внимательно, чтобы понять о чём поёт героиня, потом я вас спрошу об этом.
( слушаем арию Наталь в исполнении Маргариты Суворовой)
- Скажите о чём пела героиня? Какие слова и фразы вы запомнили? (ответы детей)
- Помимо сольных номеров в опере есть дуэты и хор.
- Скажите, пожалуйста, что такое хор? (ответы детей)
- В опере хор – это массовая сцена.
- Самый известных хор из этой оперы – «Хоровод».
- Что такое хоровод? Любите ли вы принимать в нём участие? (да)
- А теперь давайте встанем со своих мест, и построим хоровод. Будем водить его под хор, который называется «Хоровод девушек». Здесь тоже нужно слушать внимательно, потому что потом я буду задавать вопросы.
( водим хоровод под «Хоровод девушек»)
- Что вы запомнили из песни? О чём пели девушки? (ответы детей)
4. Практический этап.
- А теперь давайте вернёмся к теме столетия Удмуртии. Что вы можете сказать об Удмуртии? Что она из себя представляет? (ответы детей)
- А что вы знаете о нашей стране? (ответы детей)
- Помните, вы учили песню « Я живу в России, где дубы и клёны…»? (да)
- Давайте споём с вами эту песню. Петь будем стоя, можно пританцовывать.
(поём песню «Я живу в России, где дубы и клёны…»)
«Я живу в России»
1 куплет.
Я живу в России Где дубы и клены Где белые березы и сады зелены Где жара и стужа После ливня лужи Где в сугробы снега Окунусь с разбега
Припев. Где-то, где-то, где-то, где-то Круглый год лишь лето Где-то, где-то, где-то, где-то Круглый год зима А в России есть и то и это А в России от веселья кругом голова Где-то, где-то круглый год лишь лето Где-то, где-то круглый год зима А в России есть и то и это
А в России от веселья кругом голова
2 куплет. Зимние гулянья и блины с икрою Да баранки с маком я люблю, не скрою Развернись гармошка и не понарошку Самовары с чаем с медом нас встречают
Припев. Где-то, где-то, где-то, где-то Круглый год лишь лето Где-то, где-то, где-то, где-то Круглый год зима А в России есть и то и это А в России от веселья кругом голова Где-то, где-то круглый год лишь лето Где-то, где-то круглый год зима А в России есть и то и это А в России от веселья кругом голова
- Молодцы, ребята. Давайте похлопаем себе и вернёмся на свои места.
5. рефлексивно – оценочный этап.
- Понравился ли вам урок? Что больше всего понравилось?
- Что нового вы узнали?
- В закрепление нашего урока, я предлагаю вам решить небольшой тест. Потом вы поменяетесь тестами со своими соседями и мы вместе проверим их.
( осуществляем проверку задания все вместе, ребята ставят «+» или «-» напротив ответов, указывают количество правильных ответов.
Позже выставляются оценки в журнал)
- Вы хорошо поработали сегодня, спасибо за урок.
Тест по музыке на тему «Опера».
1. Как называют человека, который сочиняет музыку:
а) композитор;
б) писатель;
в) поэт.
2. Как называется массовая сцена в опере:
а) дуэт;
б) хор;
в) хоровод.
3. Как звали первого композитора Удмуртии:
а) Пётр Ильич Чайковский;
б) Герман Корепанов;
в) Михаил Глинка.
4. Из скольких действий состоит опера «Наталь»:
а) из 4-х действий;
б) из 2-х действий;
в) из 3-х действий.
5. В каком городе состоялась премьера оперы «Наталь»: