kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Панорамный урок «Использование выразительных средств в работе над кантиленой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Панорамный урок

         «Использование выразительных средств в работе над кантиленой»

Цель:  Создание в музыкальном произведении художественного образа с помощью выразительных средств.

 Задачи:

1.Обучающие - сформировать навыки певучей каптиленной игры, научить работать над интонированием мелодичных линий.

2. Развивающие - развитие  эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем, развитие мелодичного слуха и координации движений.

3.Воспитательные - вырабатывание ощущения разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно- звуковой задачи.

Просмотр содержимого документа
«Панорамный урок «Использование выразительных средств в работе над кантиленой»»

Панорамный урок

«Использование выразительных средств в работе над кантиленой»

Цель: Создание в музыкальном произведении художественного образа с помощью выразительных средств.

Задачи:

1.Обучающие - сформировать навыки певучей каптиленной игры, научить работать над интонированием мелодичных линий.

2. Развивающие - развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем, развитие мелодичного слуха и координации движений.

3.Воспитательные - вырабатывание ощущения разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно- звуковой задачи.

На примере:

1) С.Майкапар- 20 педальных прелюдий №2(е),№5(Д).

2)Геллер- этюд h moll.

3) Б.Дальденбаев- Игра в лошадки. Сборник из 4-х пьес.

Ученица 2 класса Мухамбетжан Айым. Дипломант I-ой степени Международный фестиваль «АRT OF TALENT» -9 лет.

С.Майкапар. Прелюдия №2 –Е moll;

Прелюдия №6- Д Dur;

1. В музыке слово кантилена обозначает широкое, свободное, певучее , льющееся и связанное исполнение мелодической линии.

Используемая техника - при данном звукоизвлечение legato

Прелюдия №2- Е moll;

С.Майкапар-педагог, пианист, композитор, автор ряда фортепьянных пьес для детей. Его цикл - классика педализации ( прямая PED)

Я рассказывала Айыме, что происходит в этой прелюдии. Образное содержание прелюдия. (Приучаю ее мыслить образами, или явлениями природы). В этой прелюдии это «осень» - теплая, осень грустная, падает лист, выглянуло солнышко, сгустились тучи, сверкнула молния и снова все успокоилось.

1.) Тема- мелодия. В чем здесь смысл? Мелодия живая. У нее есть интонации, дыхание, пульс, движение.

2) Определяем границы фраз, прослеживание направление мелодии.

Детально смотрим каждую фразу:

-Мягкой свободной рукой, после «взятия дыхания», погрузиться в клавиши, хорошо ощущая дно, но не давить, опираясь на подушечку пальца.

Каждая фраза играется на одном дыхании, которую надо умело распределить на всю фразу. Обратить внимание на снятие кистью - эта работа требует постоянного слухового контроля. Добившись вызарительного звучания отдельных фраз, надо объединить их в единое целое предложение, -


-2-

которое надо увязать с динамичным развитием части предложения. При этом значительную роль играет эмоциональная сторона исполнения.

Собственно говоря эмоциональное отношение к мелодии - одна из самых важных сторон исполнения любого произведения.

Я обратила внимание ребенка на внутреннее представление о звуке, динамике, фразе. Учила Айыму слышать и вести мелодичную линию, исполняемую различными штрихами, стремиться к выразительной фразировке.

Вертикально высветлить голоса в левой руке, правой руке, поднять пальцы плотно в клавишу и другие легче, не до конца опорные ноты.

В кантилене важна мышечная работа- важно правильное давление на клавиатуру. В piano- интонирование мелодии, более подробно, нежели в F. Аппарат.

При звук извлечении рука должна быть полностью освобождена, пластична, особенно в запястье, а именно движение свободны, естественны как в жизни. Для выразительного исполнения кантилены очень важна- артикуляция звуков, т.е. четкое произношение мелодичной линии.

В исконной пианистической школе певучесть звучания является и остается одна из важнейших условий хорошего исполнения.

ВАЖНО!

Найти кульминацию в произведении и правильно рассчитать движение с самого начала.

Pedal- большое значение имеет Ped в работе над кантиленой, т.е. используя Ped мы раскрашиваем картинку, вносим в нее цвет. (Тембр, колорит звучания, гармоничный фон мелодии). т.е вдохнем в звук «жизнь». В этом есть основное значение запасавшейся Ped. Важно услышать звук, а потом его подхватить.

Важна и роль аккомпанемента.

Соотношение мелодии и аккомпанемента, глубины баса. В большинстве своем аккомпанемент имеет аккордовый или фигурационный характер.

То есть сопровождение не должно заглушать мелодию, не мешать ей «дышать», «литься», «петь». Между мелодией и аккомпанементам должна быть воздушная дистанция, чтобы мелодия свободно парила - этажи вверх и низ.

Роль баса, которая основа гармонии. Провести гармоническую вертикаль. Брать бас мягко, но гулко, полнозвучно. Бас играет большую роль, он должен звучать ярко и сочно.

Каждый из элементов музыкальной ткани - мелодия, гармония, бас –должны прослушиваться как самостоятельно, так и вместе. Главное - научить ребенка вниманию.

Прелюдия №5- Д Dur на запаздавшийся Ped- образ Вальса- кружение пар. Что-то радостно- весеннее.

Восемь тактов-1 фраза

-3-

1) Начинаем работу с проигрывания на инструменте темы- отдельно правой рукой

Главная задача качество звука. Для того, чтобы добиться глубокого звучания необходимы:

-гибкость, всего пианистического аппарата ( но не расслаблять).

- свободный вес (от тела до кончиков).

-регулировка веса.

-ВАЖНО!

Слуховой контроль и внимание.

2) Приступая к работе над произведением мы должны выбрать удобную апликатуру.

-это придает целостность музыкальным фразам и исключает остановку и толчок.

3) Роль аккомпанемента тоже важна-

а) Повышатель в аккордах;

б) Выстроить звучание - два звука звучит или три.

в) Два аккорда - ровных, мягких - без толчка. Удобство аппликатуры здесь обязательно. Тема переходит из правой руки в левую - про интонировать левую руку;

Руки пластичные. Весь аппарат- плечо-предплечье-кисть должны быть свободными. Ощущение свободы от спины.


Геллер- этюд h moll.

Обратить внимание, что в таких произведениях показ педагогам очень важная составляющая, какой импульс это дает ученику. То есть играть образно - эмоционально, у ребенка постепенно появляется желание запеть пальцами на фортепиано.

-Используется прием перекрещивания рук - гармоническая фактура распределяется между руками равномерно, а в партию правой руки включается основная мелодическая линия:

-смягчит атаку звука,

-дышащие руки,

-ввести фразу и объединить несколько фраз в целое. Но главное наверное- это спеть, создать на фортепиано образ.

Фраза напоминает волну – главное определить кульминационную точку. Это делает музыку более слитной, связывает первую с другим…
Единство рук здесь не должно быть нарушено никакими толчками, добавочными взмахами, движением плеч и т.д.,. Первая непрерывная волна, первая линия т.е учимся вырабатывать- legato «руки дышащие».


Цикл игра в лошадки Б.Дальденбаев.

-Образ расчесывания гривы, расчесывание гривы лошадки.

-4-

-Можно использовать прием «шалып алуқағасы» « кюй с движениями».

Движения зависит от образа произведения. Использовались эти движения у Дины Нурпеисовой, Курманғазы, Раимбергенова. Движения производит левая рука, изображая поглаживание жеребенка, а правая рука выстраивает вверх к пятому пальчику. Ped - прямая.

То есть фактура носит изобразительный характер. Нам нужно передать –образ маленькой лошадки.








































-5-

Заключение

Изложенные выше приемы работы над кантиленой - являются основными в моей педагогической работе: выразительное интонирование мелодии, темпо-ритмическая гибкость и динамическая выразительность, тонкое ощущение различных способов прикосновения к клавиатуре- подчинены художественно-звуковой задаче освоения кантиленной музыке.

Живой показ педагогам особенностей исполнения произведений канителеного характера- является основным.

В результате работы над произведением канителеного характера у детей развивается умение внимательно слушать свое исполнение, ( пред слышать необходимый звук и его воплощать), умение анализировать и осмысленно- от себя исполнять музыкальное произведение.

Важно руководствоваться известным высказыванием Г.Нейгауза:



«Овладение звуком есть первая и важнейшая задача среди других фортепианных технических задач, ибо звук есть сама мелодия музыки».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Панорамный урок «Использование выразительных средств в работе над кантиленой»

Автор: Наринская Евгения Витальевна

Дата: 07.11.2018

Номер свидетельства: 484036

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства