Панорамный урок «Использование выразительных средств в работе над кантиленой»
Панорамный урок «Использование выразительных средств в работе над кантиленой»
Панорамный урок
«Использование выразительных средств в работе над кантиленой»
Цель: Создание в музыкальном произведении художественного образа с помощью выразительных средств.
Задачи:
1.Обучающие- сформировать навыки певучей каптиленной игры, научить работать над интонированием мелодичных линий.
2. Развивающие- развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем, развитие мелодичного слуха и координации движений.
3.Воспитательные- вырабатывание ощущения разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно- звуковой задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Панорамный урок «Использование выразительных средств в работе над кантиленой»»
Панорамный урок
«Использование выразительных средств в работе над кантиленой»
Цель: Создание в музыкальном произведении художественного образа с помощью выразительных средств.
Задачи:
1.Обучающие- сформировать навыки певучей каптиленной игры, научить работать над интонированием мелодичных линий.
2. Развивающие- развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем, развитие мелодичного слуха и координации движений.
3.Воспитательные- вырабатывание ощущения разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно- звуковой задачи.
На примере:
1) С.Майкапар- 20 педальных прелюдий №2(е),№5(Д).
2)Геллер- этюд h moll.
3) Б.Дальденбаев- Игра в лошадки. Сборник из 4-х пьес.
Ученица 2 класса Мухамбетжан Айым. Дипломант I-ой степени Международный фестиваль «АRT OF TALENT» -9 лет.
С.Майкапар. Прелюдия №2 –Е moll;
Прелюдия №6- Д Dur;
1. В музыке слово кантилена обозначает широкое, свободное, певучее , льющееся и связанное исполнение мелодической линии.
Используемая техника - при данном звукоизвлечение legato
Прелюдия №2- Е moll;
С.Майкапар-педагог, пианист, композитор, автор ряда фортепьянных пьес для детей. Его цикл - классика педализации ( прямая PED)
Я рассказывала Айыме, что происходит в этой прелюдии. Образное содержание прелюдия. (Приучаю ее мыслить образами, или явлениями природы). В этой прелюдии это «осень» - теплая, осень грустная, падает лист, выглянуло солнышко, сгустились тучи, сверкнула молния и снова все успокоилось.
1.) Тема- мелодия. В чем здесь смысл? Мелодия живая. У нее есть интонации, дыхание, пульс, движение.
2) Определяем границы фраз, прослеживание направление мелодии.
Детально смотрим каждую фразу:
-Мягкой свободной рукой, после «взятия дыхания», погрузиться в клавиши, хорошо ощущая дно, но не давить, опираясь на подушечку пальца.
Каждая фраза играется на одном дыхании, которую надо умело распределить на всю фразу. Обратить внимание на снятие кистью - эта работа требует постоянного слухового контроля. Добившись вызарительного звучания отдельных фраз, надо объединить их в единое целое предложение, -
-2-
которое надо увязать с динамичным развитием части предложения. При этом значительную роль играет эмоциональная сторона исполнения.
Собственно говоря эмоциональное отношение к мелодии- одна из самых важных сторон исполнения любого произведения.
Я обратила внимание ребенка на внутреннее представление о звуке, динамике, фразе. Учила Айыму слышать и вести мелодичную линию, исполняемую различными штрихами, стремиться к выразительной фразировке.
Вертикально высветлить голоса в левой руке, правой руке, поднять пальцы плотно в клавишу и другие легче, не до конца опорные ноты.
В кантилене важна мышечная работа- важно правильное давление на клавиатуру. В piano- интонирование мелодии, более подробно, нежели в F. Аппарат.
При звук извлечении рука должна быть полностью освобождена, пластична, особенно в запястье, а именно движение свободны, естественны как в жизни. Для выразительного исполнения кантилены очень важна- артикуляция звуков, т.е. четкое произношение мелодичной линии.
В исконной пианистической школе певучесть звучания является и остается одна из важнейших условий хорошего исполнения.
ВАЖНО!
Найти кульминацию в произведении и правильно рассчитать движение с самого начала.
Pedal- большое значение имеет Ped в работе над кантиленой, т.е. используя Ped мы раскрашиваем картинку, вносим в нее цвет. (Тембр, колорит звучания, гармоничный фон мелодии). т.е вдохнем в звук «жизнь». В этом есть основное значение запасавшейся Ped. Важно услышать звук, а потом его подхватить.
Важна и роль аккомпанемента.
Соотношение мелодии и аккомпанемента, глубины баса. В большинстве своем аккомпанемент имеет аккордовый или фигурационный характер.
То есть сопровождение не должно заглушать мелодию, не мешать ей «дышать», «литься», «петь». Между мелодией и аккомпанементам должна быть воздушная дистанция, чтобы мелодия свободно парила - этажи вверх и низ.
Роль баса, которая основа гармонии. Провести гармоническую вертикаль. Брать бас мягко, но гулко, полнозвучно. Бас играет большую роль, он должен звучать ярко и сочно.
Каждый из элементов музыкальной ткани- мелодия, гармония, бас –должны прослушиваться как самостоятельно, так и вместе. Главное - научить ребенка вниманию.
Прелюдия №5- Д Dur на запаздавшийсяPed- образ Вальса- кружение пар. Что-то радостно- весеннее.
Восемь тактов-1 фраза
-3-
1) Начинаем работу с проигрывания на инструменте темы- отдельно правой рукой
Главная задача качество звука. Для того, чтобы добиться глубокого звучания необходимы:
-гибкость, всего пианистического аппарата ( но не расслаблять).
- свободный вес (от тела до кончиков).
-регулировка веса.
-ВАЖНО!
Слуховой контроль и внимание.
2) Приступая к работе над произведением мы должны выбрать удобную апликатуру.
-это придает целостность музыкальным фразам и исключает остановку и толчок.
3) Роль аккомпанемента тоже важна-
а) Повышатель в аккордах;
б) Выстроить звучание - два звука звучит или три.
в) Два аккорда - ровных, мягких - без толчка. Удобство аппликатуры здесь обязательно. Тема переходит из правой руки в левую - про интонировать левую руку;
Руки пластичные. Весь аппарат- плечо-предплечье-кисть должны быть свободными. Ощущение свободы от спины.
Геллер- этюд hmoll.
Обратить внимание, что в таких произведениях показ педагогам очень важная составляющая, какой импульс это дает ученику. То есть играть образно - эмоционально, у ребенка постепенно появляется желание запеть пальцами на фортепиано.
-Используется прием перекрещивания рук- гармоническая фактура распределяется между руками равномерно, а в партию правой руки включается основная мелодическая линия:
-смягчит атаку звука,
-дышащие руки,
-ввести фразу и объединить несколько фраз в целое. Но главное наверное- это спеть, создать на фортепиано образ.
Фраза напоминает волну – главное определить кульминационную точку. Это делает музыку более слитной, связывает первую с другим… Единство рукздесь не должно быть нарушено никакими толчками, добавочными взмахами, движением плеч и т.д.,. Первая непрерывная волна, первая линия т.е учимся вырабатывать- legato «руки дышащие».
-Можно использовать прием «шалып алуқағасы» « кюй с движениями».
Движения зависит от образа произведения. Использовались эти движения у Дины Нурпеисовой, Курманғазы, Раимбергенова. Движения производит левая рука, изображая поглаживание жеребенка, а правая рука выстраивает вверх к пятому пальчику.Ped- прямая.
То есть фактура носит изобразительный характер. Нам нужно передать –образ маленькой лошадки.
-5-
Заключение
Изложенные выше приемы работы над кантиленой - являются основными в моей педагогической работе: выразительное интонирование мелодии, темпо-ритмическая гибкость и динамическая выразительность, тонкое ощущение различных способов прикосновения к клавиатуре- подчинены художественно-звуковой задаче освоения кантиленной музыке.
Живой показ педагогам особенностей исполнения произведений канителеного характера- является основным.
В результате работы над произведением канителеного характера у детей развивается умение внимательно слушать свое исполнение, ( пред слышать необходимый звук и его воплощать), умение анализировать и осмысленно- от себя исполнять музыкальное произведение.
Важно руководствоваться известным высказыванием Г.Нейгауза:
«Овладение звуком есть первая и важнейшая задача среди других фортепианных технических задач, ибо звук есть сама мелодия музыки».