kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Тула - земля моя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям необходимо знакомиться с народными промыслами разных городов, тем самым обогащая внутреннюю культуру. Необходимость сопоставлять проникновение литературы в историю народных промыслов, характеризующее единство творения рук и пера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Тула - земля моя"»

Тема урока: «Тула – земля моя»

Цели:

• познакомить детей с историей русского самовара;

• учить детей чтить и уважать традиции русского народа.

Задачи:

  • повышать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух времени и богатство традиций, обстановку ушедших лет;

  • формировать ведущие качества личности в рамках компетентностного образования: способность к сотрудничеству, знание культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

  • дать детям и посетителям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;

  • пробуждать интерес к творческой деятельности;

  • прививать культуру поведения.

Тему урока считаю, актуальной, потому что детям нужно знакомиться с народными промыслами разных городов, тем самым обогащая внутреннюю культуру. Необходимость сопоставлять проникновение литературы в историю народных промыслов, характеризующее единство творения рук и пера.

Орг.момент. Здравствуйте, меня зовут Мария Игоревна! Ребята, давайте мы с вами широко улыбнемся и поприветствуйте друг друга словами: «Доброе утро людям и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!».

Ход урока:

Стоит на свете Тула – городок, стоит не слишком низок, не высок,

Но только тот, кто в Туле не бывал, тот матушки – России не видал!

Город славный, город добрый, и конечно трудовой,

Самовары и гармони прославляют город мой!

Здесь живет народ рабочий. Велики его дела,

Подковать блоху сумели наши чудо – мастера!

Мудрецам давно известно: там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки, мастера там на все руки,

Шить, варить и рисовать, чисто петь и танцевать!

Эй, послушайте, друзья! Приглашаю к чаю я!

Мы не просто чай попьем, мы беседу проведем.

Где, когда и почему? Чай прославился в миру!

Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согре­вающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохра­нился и до наших дней. За чаем отогревались примерзшие ямщики, семи потами обливались купцы, толкуя о торговых делах, и в горе, и в радости самовар был другом бедноты, обретавшей за чаепитием утешение, бодрость.

А сейчас послушайте загадку, если вы от­гадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития.

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –Всем пить чай велит.

Конечно, это самовар.

Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского об­щения - занимал почетное место в каждом жилище.

У нас говорят, «В Тулу со своим самоваром не ездят», но когда едут в гости, то берут с собой самовар. Вот и я приехала к вам со своим самоваром. (Достать самовар)

Давно на белом свете живет,

Годами стар,

Поэтами воспетый пузатый самовар.

Сиянье излучая,

Морозным зимним днем

Он сердце согревает

Особенным теплом.

А как вы думаете, что подают к чаю в Туле? (Тульский пряник)

А вот и наш знаменитый тульский печатный пряник, который имеет богатую историю, хранит давние славные традиции и получил всемирное признание.

Тула не знала недостатка в мастеровых людях. Хотя им жилось не очень-то сладко, но они умели и в кандалах смеяться. Не оттого ли сложилось придание, будто бы кузнец-художник, прикованный к верстаку, сделал цепь цвета ночи и звезд, что виделось ему во время работы? А тут как раз царица приехала. Увидела изумительную красоту и – взяла себе вместо ожерелья. Начальство души не чаяло от радости. А про умельца все забыли. Только когда государыня уехала, чиновники спохватились. Глянули, а он ходит от одной наковальни к другой. Кто-то в сердцах:

- Куда же ты кандалы подевал?

- Царица на шею надела…

Должно быть, такой кузнец и смастерил первый на свете самовар, чудо-изобретение своего века. Уже тогда слова «Тула» и «самовар» становились рядом.

Туляки прославили свой город многими замечательными изделиями, но особенно гордятся самоварами.

В середине 18 века самовары назвали сбитенниками: в них варили сбитень – медовый напиток с шалфеем и пряностями. К горячему напитку подавался бублик.

Л.Н. Толстой в своем рассказе «Севастополь в декабре» писал: «Бабы продают булки, мужики с самоварами кричат: «Сбитень, горячий сбитень!»

Ай да сбитень – сбитенек,

Кушай, девка-паренек!

Кушайте и пейте,

Денег не жалейте!

Тогда же появились и другие самовары, самовары-кухни. Поддувало и трубы в них были, а кранов еще не было. Они разделялись на две части, в одной варили щи, в другой чай или кашу. Содержимое вычерпывалось черпаком.

Изначально самовар был изобретен людьми как устройство, предназначенное для кипячения воды, а также приготовления ароматного, согревающего чая. Старинные самовары нагревали воду исключительно при помощи топки углями, но позже были изобретены керосиновые самовары, а затем – электрические. Сегодня самовар – это, скорее, диковинная редкость, нежели предмет повседневного использования.

Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили.

Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары – «банки», «рюмки», «шарики», у которых есть несколько подвидов: «арбуз», «дыня», «груша». Одни из самых красивых – самовары «ваза» и «цветок лотоса».

Как любую новинку, самовары сначала делали мастера-одиночки. В 1778 году на улице Штыковой слесарь-кустарь Иван Лисицын открыл первую мастерскую. Она и положила начало Тульскому фабричному производству самоваров. А в 1808 году насчитывалось восемь таких предприятий.

Послушайте, что поэты писали о самоварах:

Самовар раздула Тула –

Тула Родина моя –

Белой скатертью взмахнула

От Заречья до Кремля.

Самовар гудит,

И топчет тропку в небе

Белый дым.

Где б ты ни был

Днем ли, ночью –

Словно дома

Рядом с ним.

Вся страна знала именитую фирму братьев Баташевых. А самовары братьев Ломовых имели право носить высшую награду – государственный российский герб. Они награждены иранским орденом Льва и Сердца, а на Московской мануфактурной выставке отмечены серебряной медалью.

Художественная фантазия мастеров не знала границ. В искусных руках даже краник, ножки, ручки становились нарядными. Им придавалась форма рыб, дельфинов, царских корон и даже наполеоновских треуголок.

В течении столетий менялись фасоны самоваров. К концу 20в.их число доходило до 165. Фасоны самоваров переходили по наследству.

О самоварах мы достаточно узнали, пришла ваша очередь поучавствовать в викторине и ответить на вопросы.

1. Кувшин, круг, ручка, шейка… Какая связь между этими существительными? (это все части русского самовара)

2. Шар, ваза, рюмка, бочонок… Что объединяет эти слова? (Формы или фасоны самоваров)

3. Кто по обычаю, которому россияне придерживались в 1-й половине 19 века, должен был разливать чай? (Хозяйка дома или старшая дочь)

4. Почему герой сказа Н. Лескова Левша морщился, когда англичане поили его чаем? (Левша любил пить чай по-русски, вприкуску, англичане же подали ему сладкий чай).

5. Смеркалось, на столе блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал.

Из какого произведения А.С. Пушкина этот отрывок? («Евгений Онегин»)

6. Форма самовара обладает резонатором звука. Самовар «поет» - первая, «шумит» - вторая… .назовите третью стадию кипения самовара? (Самовар - «бурлит»)

А теперь я вас приглашаю в театр, в котором мы с вами будем актерами. Мне нужно 9 человек, которые готовы разыграть сценку. (Раздаю атрибуты и тексты)

Иван Иваныч Самовар

Иван Иваныч Самовар

Был пузатый самовар,

Трехведёрный самовар.


В нем качался кипяток,

Пыхал паром кипяток,

Разъярённый кипяток;



Лился в чашку через кран,

Через дырку прямо в кран,

Прямо в чашку через кран.


Утром рано подошел,

К самовару подошел,

Дядя Петя подошел.

Дядя Петя говорит:

«Дай-ка выпью, говорит,

Выпью чаю», говорит.


К самовару подошла,

Тетя Катя подошла,

Со стаканом подошла.

Тетя Катя говорит:

«Я, конечно, говорит,

Выпью тоже», говорит.


Вот и дедушка пришел,

Очень старенький пришел,

В туфлях дедушка пришел.


Он зевнул и говорит:

«Выпить разве, говорит,

Чаю разве», говорит.


Вот и бабушка пришла,

Очень старая пришла,

Даже с палочкой пришла.


И подумав говорит:

«Что-ли, выпить, говорит,

Что-ли, чаю», говорит.


Вдруг девчонка прибежала,

К самовару прибежала —

Это внучка прибежала.


«Наливайте!— говорит,

Чашку чая, говорит,

Мне послаще», говорит.


Тут и Жучка прибежала,

С кошкой Муркой прибежала,

К самовару прибежала,

Чтоб им дали с молоком,

Кипяточку с молоком,

С кипяченым молоком.


Вдруг Сережа приходил,

Всех он позже приходил,

Неумытый приходил.


«Подавайте!— говорит,

Чашку чая, говорит,

Мне побольше», говорит.


Наклоняли, наклоняли,

Наклоняли самовар,

Но оттуда выбивался

Только пар, пар, пар.


Наклоняли самовар,

Будто шкап, шкап, шкап,

Но оттуда выходило

Только кап, кап, кап.


Самовар Иван Иваныч!

На столе Иван Иваныч!

Золотой Иван Иваныч!


Кипяточку не дает,

Опоздавшим не дает,

Лежебокам не дает.


Всё


Все участники получают самую высокую награду зрителя – это наши громкие аплодисменты.

С шумом самовара связана чайная церемония. В России чай стали употреблять с 1638 года. Его завез из Монголии русский посол Старков. Сначала чаем пользовались как лекарством, затем он вошел в моду как экзотический напиток. Для крестьян чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине 19 века о чае написана шуточная песня «Раз прислал мне барин чаю». Давайте разучим с вами припев, а затем я буду петь вам куплеты, а вы поможете мне в припеве. Готовы? (на столах текст)

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.


Припев: Барыня ты моя, сударыня ты моя.


Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок.

И приправил перцу, луку

Да петрушки корешок.


Припев:

Розлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остуди в его немножко,

На господский стол подал.


Припев:


Гости с барином плевались,

Сам ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.


Припев:


Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом я догодался,

Что забыл я посолить.



Молодцы ребята, а сейчас я предлагаю побыть вам дизайнерами и оформить эскизы самоваров. Чтобы самовар был ещё красивее, его можно украсить ягодами, цветами, травкой, как народные умельцы. (Детям раздаются контуры самоваров, они их расписывают под музыку).


Итог занятия: Наше занятие подошло к концу. Без самовара нельзя было обойтись ни в праздники, ни в будни, ни в жару, ни в холод. Самовар был просто необходим.

А сейчас я предлагаю вам наполнить чашки сахаром.

Если вы сегодня на мероприятии узнали много нового, и вам всё понравилось, тогда наполните сахаром чашку красного цвета.

Если вы уже что-то знали, но вам всё равно понравилось, то заполните сахаром чашку зелёного цвета.

Если вы ничего для себя нового не усвоили, вам не понравилось, тогда наполните сахаром чашку синего цвета.

Когда приедут в гости хорошие друзья,

Когда сияет солнце и хмуриться нельзя,

Над белою салфеткой клубится легкий пар,

На стол Россия ставит – Тульский самовар –

И говорит она: Отлично, Тула! С тобой не пропадешь.

Отлично, Тула! Спасибо, Тула! Я знаю: ты не подведешь!

На память я дарю вам открытки с самоварами. Пусть этот маленький сувенир напоминает вам о нашей встрече.

До новых встреч!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытый урок "Тула - земля моя"

Автор: Агеева Мария Игоревна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339875


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства