ОТКРЫТЫЙ УРОК: «ПОСТРОЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ В ЛАДУ И ОТ ЗВУКА» Цель: Показать уровень теоретических знаний и практических навыков в работе с интервалами и аккордами в 5 классе музыкального отделения. Задачи: 1. образовательная - Показать умение и навыки, учащимися 5 кл., построения интервалов и аккордов в ладу и вне лада и умение анализировать нотные примеры. 2.развивающая - Способствовать формированию логического мышления, использование знаний на практике. 3. воспитательная - Воспитать интерес к предмету сольфеджио через игровые формы. Ведь сольфеджио – это занимательно и интересно. ХОД УРОКА: Тип урока : Урок- итог. 1. Количество учащихся в группе: 12 человек 2. По предмету сольфеджио 5 класс. Технические средства: интерактивная доска Теоретическая и практическая часть урока: 1. Организационный момент. Урок проводится в виде конкурса. Группа учащихся 5 кл. делится на две команды. Для каждой группы дается свое задание. За каждое правильное построение дается один балл. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. И соответственно все участники команды за урок получают оценку «отлично». 2. Озвучивание учащимся темы и цели урока. Перед проведением каждого конкурса дать объяснение задания. В конце каждого конкурса подводится итог. 3. Первое задание: Капитаны команд (выбираются заранее) тянут жребий, в котором указан вариант построения первого задания. Одна команда работает у доски, а вторая команда отвечает на теоретический материал, пройденный за прошедший год. Затем команды меняются. Теоретические вопросы, которые задает педагог каждой команде . Команды должны ответить на 7 вопросов. Вопросы: - что такое тональность - что такое простые интервалы - назвать три вида мажора и минора. - как располагаются тональности - что такое трезвучие - назвать 4 вида трезвучий - интервальный состав каждого трезвучия - что такое тритоны, назвать их - что такое характерные интервалы - назвать характерные интервалы - назвать главные ступени - где строится D7 ,интервальный состав - назвать обращения D7 аккорда - интервальный состав обращения, их построение 4. Первое задание, работа на интерактивной доске: Работа в ладу. Построение и определение интервалов и аккордов в тональности. Каждая команда вытягивает свой вариант, в котором указано задание. 1 вариант D dur : построить - ув5, Ум5/3,D4/3; определить, построенные в задании преподавателем данные интервалы и аккорды. 2 вариант d moll: построить - ум7, Ув5/3, D2; определить, построенные в задании преподавателем данные интервалы и аккорды. После построение команды проверяют друг друга, а затем проигрывают на фортепиано данные примеры. 5. Второе задание: Работа в ладу. Каждая команда получает свое задание. Учащиеся команд по очереди определяют аккорды в гармонической последовательности (тональность указана). За каждый правильный ответ команды получает один балл. После определения аккордов все участники в командах по очереди пропевают трезвучия. Учитывается точное интонирование каждого трезвучия. 6. Третье задание: Слуховой анализ – определение на слух- главные гармонические функции. По очереди каждой команде преподаватель играет по 2 отрывка из произведений. Учащиеся определяют на слух звучание в произведении, где звучит Тоника, Субдоминанта и Доминанта. (муз. примеры подбираются на усмотрение преподавателя). За каждый правильный ответ дается 1 балл. 7. Четвертое задание: Командам дается отрывок мелодии (педагог заранее подбирает отрывок, например, из «Детского альбома» П. И. Чайковского), в котором нужно определить гармонические аккорды, т.е. подобрать аккомпанемент. В конце идет проверка и подсчет баллов каждой команды. 8. Пятое задание: Работа от звука. Учащимся предлагается задание, в котором надо построить интервалы и аккорды от разных звуков. Капитаны вытягивают свой вариант задания. От каждой команды, по очереди участники проводят построение. 1 вариант: м6 – звук «ре», Б6/4 - звук «до», ув4 – звук «фа», D4/3 – звук «ми», ч5 – звук «си». 2 вариант: М6 – звук «ре», ум5 – «си», D6/5 – звук «ля», б7 – звук «до», ч4 – звук «фа» В конце конкурса команды проверяют друг друга. Учитывается скорость и правильность построения интервалов и аккордов. После конкурса подводится итог, подсчитываются баллы. Заключение: 9. Подведение итогов. Подсчет баллов всего конкурса. 10. Выставление оценок за урок. Победившей команде выставляется оценка «отлично». Команда учеников, занявших второе место- оценка «хорошо». |