Поступила в школу в сентябре 2014года (8(9)курс обучения по прогромме ФГТ.
Результаты прослушивания при поступлении: - Слух - хорошо - Память -хорошо - Ритм –хорошо
Юлия справляется с программой. Старательна, внимательна на уроках. Эмоциональная, музыкальная девочка. Открытая, общительная,
доброжелательная. Хорошистка в общеобразовательной школе.
Технические навыки развиваются не так легко и быстро, как хотелось бы. Изабелла, в силу своего возраста, не может надолго концентрировать свое внимание.
План урока.
1.Организационный момент. 2. Посадка. Постановка инструмента. 3. Постановка правой руки. Положение медиатора.
4. Постановка левой руки. Функции пальцев левой руки.
формировать позитивно – значимое отношение к занятиям творческой деятельностью;
создать ситуацию успеха для учеников, ситуацию новизны, актуальности;
Воспитательные
способствовать осознанию важности общих ценностей;
содействовать упрочению внутренних духовных связей в коллективе;
повышение уровня воспитательной работы в ДШИ.
Здоровьесберегающие
соблюдение правильной посадки, постановки рук.
План урока:
Введение.
Представление сказки.
Работа над каждым произведением.
Совместный поиск путей решения художественно-творческих задач.
Итог урока. Рефлексия.
Заключение.
Введение.
Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Но он не умеет рисовать картины и рассказывать истории. Как же так? Ведь мы уже знаем много музыкальных картин, музыкальных сказок. Но обратите внимание: для того чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы, например «Утро». Но это слово направляет нашу фантазию. Мы можем услышать в музыке настроение покоя, чувство радости, мелодию, похожую на наигрыш пастушьего рожка, а название подскажет нам, что это картина утра.
Все названия и словесные пояснения к музыкальным произведениям называются программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой.
Музыкальные «сказки» и «рассказы» обычно укладываются в более крупную форму. Там, как правило, несколько музыкальных тем, которые соответствуют разным событиям сюжета, и более разнообразное развитие этих тем. Но, рассказывая интересную историю, можно и «картинку нарисовать». Поэтому в музыкальных произведениях, написанных по мотивам какого-либо сюжета, мы часто можем встретить смешанный (картинно-сюжетный) тип программности.
Мы хотим представить вам один вариант музыкальной сказки. Его необычность заключается в том, что эта сказка является синтезом двух разных сюит разных композиторов, но, имеющих одну тему. В своей работе мы используем произведения Е. Дербенко и Л. Ивановой. А также рисунки детей. То как они сами представляют своих персонажей.
Представление сказки.
Прежде всего необходимо исполнить всю сказку целиком. Это завлекает слушателя. А также даёт возможность педагогу оценить весь объём предстоящей работы. Самым трудоёмким является работа над передачей в звучании выразительных средств музыкального текста.
Работа над каждым произведением.
Задачи домриски:
- вести мелодию legato. Соблюдать указанную аппликатуру. Для этого мелодическая линия проигрывается отдельно;
- проанализировать развитие музыкального образа, выявить кульминацию, определить форму. Анализ фактуры: какими музыкальными средствами композитор передаёт своё настроение? С одной стороны, плавная мелодия (лирическое повествование, жалобные вздохи), с другой стороны – волнение передаётся усилением динамики, исполнением аккордов.
Задачи домристов:
- отработать приёмы игры апояндо, глиссандо, исполнение форшлага – восходящее legato;
- развить навыки мелкой техники левой руки, отработать штрихи legato и staccato;
- добиться точного исполнения тремоло.
2) Совместный поиск путей решения художественно-творческих задач.
В результате совместной деятельности усилиями ребят создаётся творческий продукт в виде музыкальной сюиты.
В процессе музыкальной деятельности развитие ребенка должно осуществляться в разных направлениях: слух и мышление, развитие фантазии, воспитание человеческих качеств, таких, как любовь, доброта, честность, сострадание. Самый оптимальный вариант воспитать ребенка эмоционально раскрепощенным, чувствующим себя в «своей тарелке» человеком среди незнакомых людей и научиться обходить чрезмерную боязнь не понравится или стеснительности – это пройтись по направлению игры. Все это возможно с помощью фантазирования, что может обеспечить музыкальная деятельность.
3) Итог урока. Рефлексия
– Как вы чувствовали себя в ходе урока, было ли вам комфортно, с каким настроением вы работали, довольны ли вы собой. Что у вас не получилось?
Учитель предлагает проанализировать впечатления учеников от урока: радость, удовольствие, безразличие или грусть.
Заключение.
На занятиях использовались методы развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребёнка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств, с помощью которых решали стоящую перед нами учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкального искусства.
Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Залогом успеха данной работы является интерес детей к персонажам известной и любимой сказки Игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует для своей реализации, не только высокой степени личностного развития в целом, но и отлаженную работу психических процессов – воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречную согласованность тонких физических движений. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если обучающийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и передает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства.
Для подготовки умелого, образованного исполнителя необходимо с первых шагов обучения юного музыканта разносторонне и гармонично развивать его музыкально-исполнительские способности, технические навыки и навыки игры на инструменте в тесной взаимосвязи с его музыкальным образованием и воспитанием.
Именно на начальном этапе музыкального обучения дети овладевают сложными навыками постановки, усваивают в элементарном виде почти все основные приёмы домровой техники, вырабатывают начальные технические навыки игры на инструменте, основанные на тонких двигательных ощущениях и требующие координации сложных действий той и другой руки. Этот процесс усвоения первоначальных технических навыков игры на инструменте взаимосвязан с развитием у обучающихся многообразных слуховых, метроритмических и музыкально-художественных представлений, которые они приобретают на занятиях с педагогом по специальности и в музыкально-теоретических классах. Образно говоря, в первые два-три года обучения музыканта начинается закладка фундамента его музыкальных представлений, умений, исполнительских и технических навыков.
Третий способ удержания инструмента является самым эффективным. Основные требования к посадке домристов продиктованы необходимостью обеспечения следующих моментов:
- удобства звукоизвлечения правой рукой;
- удобства работы левой рукой во всех позициях;
- сохранения зрительной связи с играющими руками;
- свободы, а одновременно и собранности всего организма ученика.
3.Постановка правой руки.
Правая кисть должна работать без напряжения, при помощи незначительного вращения кисти и использования естественной силы тяжести самой кисти.Положение пальцев и медиатора.
4.Постановка левой руки.
Чтобы найти правильное начальное положение пальцев и кисти левой руки, необходимо расставить пальцы на струне «ля» следующим образом:
Пальцы необходимо ставить на струну так, чтобы они как бы слегка ударяли ее, подобно молоточкам. Не следует сильно прижимать струны, так как это мешает развитию беглости, легкости. Рука становиться зажатой. Все учащиеся моего класса играют упражнение «полутон», которое, как я считаю, обеспечивает правильную постановку пальцев на грифе, учит освобождаться от лишних движений (при игре от первого до четвертого пальца, они последовательно стоят на месте друг за другом на тех же ладах, а при игре обратной – от 4-го к 1-му пальцу – последовательно поднимаются друг за другом) . Это упражнение также способствует развитию беглости пальцев.
Во время исполнения упражнений Шрадика необходимо внимательно следить за тем, чтобы не зажимать гриф большим пальцем и не убирать его под гриф. Следует обратить внимание на работу слабых пальцев – 3-го и 4-го (Упражнения Шрадика ).
Функции пальцев левой руки
Большой палец левой руки выполняет следующие функции: 1.Поддерживает гриф инструмента. 2.Противопоставляет свое давление снизу вверх при нажатии струн пальцами на грифе. 3.При смене позиций скользит вдоль шейки инструмента, облегчая перемещение руки. 4.Участвует в исполнении аккордов и т.д. С первых шагов обучения на домре приходиться уделять большое внимание тому, чтобы большой палец не был сильно прижат к грифу. Указательный палец (первый) выполняет различные движения и функции (прижатие струны на ладах, движение вдоль грифа и т.д.) Средний палец (второй), а так же безымянный (третий) в основном выполняют те же функции, что и первый: так же, как и он, эти пальцы поддаются физическому развитию и самостоятельности движений. Мизинец (четвертый) самый слабый из всех пальцев. Он с трудом поддается развитию. Поэтому с первых шагов обучения учащимся своего класса я задаю упражнение на развитие и укрепление четвертого пальца: КИТАЙСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Пальцы должны быть активными, в то время, как кисть и сама рука находятся в состоянии относительного покоя:
Но может быть и наоборот. Активно работают кисть и предплечье, в то время, как пальцы делают мало движений.
5.Ю.Забутов «Полька» (работа над штрихами, динамикой, свободным исполнением)
Работа по частям в медленном и более быстром темпе. Отрабатывание сложных мест (легато тремоло с переходом с одной струны на другую, тремоло с акцентом, плавное крещендо, плавное скольжение по струне в исполнении скачков, выделение сильной доли). Проигрывание с начала до конца.
6.Краткий анализ проделанной работы совместно педагога и учащейся (что удалось, что не очень; какая работа предстоит, чтобы «Полька» получилось целостным произведением; чем помог учащейся сегодняшний урок; понравился ли учащейся сегодняшний урок в целом).
7. Домашнее задание: работа над упражнением Шрадика №1;2;3;4;5. Игра гаммы Ля мажор на тремоло (акцент, легато). Следить за свободой исполнения. «Полька» - отрабатывать переходы со струны на струну на тремоло, акценты на тремоло, скачки.