Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по классу саксофон "Овладение техникой звукоизвлечения"»
Конспект открытого урока по классу саксофон
преподавателя МБОУДОД Почепская детская школа искусств Теселкина А.В.
Тема урока: Овладение техникой звукоизвлечения.
Форма урока: индивидуальная.
Цель урока: постановка амбушюра и дыхания. Ознакомление с новым материалом (гамма, пьесы).
Задачи урока: Обучающая: добиться ровного, устойчивого звука и четкости атаки; ознакомление с гаммой До-мажор; разбор пьес: И.Берлин «Марширующие поросята» и В. Сумароков «Лесные картинки».
Развивающая: : развивать начальные технические способности, слуховое восприятие звука, эмоциональное отношение к исполнению музыкального произведения. Развивать мышление, умение анализировать. Воспитательная: воспитывать творческое отношение к работе над техникой, над искусством владения инструментом; воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Литература:
Хрестоматия для саксофона-альта. 1-3 годы обучения. Пьесы. Ч. 1/Сост. М. Шапошникова -М:Музыка
( Пьесы в диапазоне до-диез второй октавы - ре первой октавы).
План урока:
Организационный момент (2 мин.)
Проверка домашнего задания (2 мин.)
Освоение и закрепление нового учебного материала:
Объяснение темы (3 мин.)
- работа над атакой языка (2 мин.)
- работа над штрихами, при мягкой и жесткой атаке ( 5 мин.)
- техника дыхания (10 мин.)
- дыхательная гимнастика (2 мин.)
- работа над интонацией в диапазоне небольшого звукоряда (3 мин.)
3.2. Работа над гаммой (легато, деташе)
- исполнение и разучивание гаммы до – мажор (3 мин.)
- исполнение продолжительных звуков (3 мин).
3.3.Работа над пьесами.
- разучивание пьесы И.Берлина «Марширующие поросята» (4 мин.)
- разучивание пьесы В. Сумарокова «Лесные картинки» (4 мин.)
4. Подведение итогов и домашнее задание (2 мин.)
Содержание урока:
Организационный момент:приветствие, постановка корпуса и тела.
Освоение нового учебного материала:
Правильная и рациональная постановка инструмента, амбушюра. Совокупность взаимодействия (губ, пальцев, рук, гортани, корпуса тела, ног).
Атака звука – как начальная стадия звукоизвлечения. Надо следить за согласованностью действий языка с воздушным потоком и работой тростью. Атака является важнейшим выразительным средством исполнителя и влияет на манеру «произнесения» звука на саксофоне. Освоение твердой и мягкой атаки. Жесткий контроль за артикуляционным аппаратом (язык, губы, ротовая полость и гортань). Специфика адаптации дыхания у саксофонистов связана с некоторыми отклонениями от норм обычного дыхания человека. Работа над двумя фразами дыхания, быстрый вдох и медленный выдох, с искусственной задержкой дыхания.
Работа над двумя видами дыхания и комбинирование (диафрагмальное и грудобрюшное). Добиваемся игре звуков на дыхательной опоре в области живота, поясничной части и переходим к дыхательной гимнастике без инструмента.
Далее идет работа над интонационными упражнениями 4-5 нот. Добиваемся сглаживания нестройных звуков и неровностей звукоряда.
Разучивание гаммы до – мажор разными штрихами (легато и деташе). При игре следует избегать вибрато, разной атаки и призвуков. Звук должен быть ровным, ясным и интонационно устойчивым, воспроизводится штрихами detache или legato на хорошей дыхательной опоре. Исполняем гамму в трех динамических оттенках f, mf и р. Все исполняем очень медленно. Длинными звуками, со слуховым контролем.
Переходим к разучиванию пьес. Проигрываем пьесу ученику на инструменте. Прослушиваем ее на звуковом носителе. Анализируем совместно характер, ритм, технические трудности и приступаем к разбору по нотам. Играем очень медленно, четко следим за всеми длительностями, контролируем звук, обращаем внимание на указанные штрихи. Учим пьесу по частям. Затем целиком и создаем художественный образ, точнее его каркас. Главным приоритетом во время разучивания пьесы у нас является звукоизвлечение и дыхание. Но не забываем и о ритме.
Закрепление учебного материала:
Следить за качеством звука. Звук должен быть ровный. Саксофон среди других духовых инструментов выделяется не только своим внешним видом. Его отличает особенно красивый, певучий, богатый характерными оттенками звук. Твоя задача — познать секреты техники игры на саксофоне и стать настоящим саксофонистом, сделать так, чтобы он ожил в твоих руках, «заговорив» голосом, присущим его инструментальной природе, и согласно законам музыки.
Применение знаний и умений.
С первого дня обучения игре на саксофоне педагог должен следить за правильностью постановки амбушюра и дыхания, подборе инструмента, ремней. Все должно быть рассчитано на то, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно. Очень важно, чтобы ученик мог определить, в чем состоит трудность, выделить ее из контекста и разбить на отдельные элементы, над которыми следует поработать, педагог ему в этом помогает. При каждом повторении надо ставить перед собой определенную задачу, каждый раз изменяя и усложняя .
3.Подведение итогов и результатов занятия: обобщить урок и подвести итоги, сделать нужные выводы и рекомендации. Записать домашнее задание. Выставить оценку. Оценка в музыкальной школе — это хороший стимулирующий фактор обучения детей, поэтому считаю необходимо выставить её за урок:за домашнюю работу, работу на уроке и т. п.
4. Объяснение задания на дом: закрепить всё, что было дано на уроке, а к следующему уроку выучить наизусть пьесу «Марширующие поросята», и постараться придать ей индивидуально неповторимую окраску, используя личное воображение и индивидуальность.