kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему: Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему: Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения»

Кагальницкая детская школа искусств им.М.И.Глинки Азовского района Ростовской области











Открытый урок на тему:

Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения







Подготовила преподаватель

Синягина И.А.













с.Кагальник



Тема урока: «Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения».

Цели урока:

Образовательная - приобретение навыка осознанного распределения смычка.

Развивающая – развитие двигательной координации.

Воспитательная – формирование музыкальных и скрипичных навыков, развитие творческого интеллекта.

Задачи урока:

Образовательная – а) научить ученика различать элементы движений смычка (скорость, параллельность подставке, игровую точку, прикосновение к струне).

б) приучать его к зрительному контролю за движениями смычка.

Развивающая – а) развитие слухового контроля.

б) развитие двигательного контроля.

в) развитие взаимодействия слухового, двигательного и зрительного восприятия.

Воспитательная – а) воспитание свободы в овладении игрового движения.

б) формирование мышления учащегося в области поиска удобных движений.

















План урока:

1.Вступительная часть:

а) Подготовительные упражнения.

2. Основная часть:

а) Работа в отдельных частях смычка по открытым струнам.

б) Изучение правильного распределения смычка в простых комбинированных штрихах по одной открытой струне.

в) Распределение смычка в исполнении legato по одной струне с использованием пальцев левой руки.

г) Распределение смычка при переходах со струны на струну в разных простых ритмических вариантах по открытым струнам.

д) Работа над правильным распределением смычка при соединении 2-х, 3-х и 4-х открытых струн в legato.

е) Закрепление полученных навыков с использованием левой руки.

3. Домашние задание.

Содержание урока:

1а) Выполняем комплекс упражнений для расслабления плечевого пояса, корпуса и работаем с карандашом.

2а) Учащийся исполняет пьесу Т.Зебряк «Гром» рис.1 сначала в середине смычка, затем в верхней части, потом в нижней части смычка. Эта пьеса состоит из четвертных нот, т.е. однообразного ритмического рисунка, что является лучшим для воспитания зрительного контроля за движениями смычка в отдельных его частях. Побуждаем ребенка к зрительному контролю, чтобы смычок не выходил из необходимой зоны. Обращаем внимание на плавные смены движений смычка вверх и вниз и свободное сгибание и разгибание правой руки. Можно исполнить эту пьесу на всех струнах и подключить рулевое движение правого локтя. Исполняя пьесу, побуждаем ученика слушать звучание инструмента и обращаем его внимание на то, что при игре в верхней части смычка ведущее движение принадлежит предплечью, а при игре в нижней части смычка – плечу. После проработки частей смычка можно сыграть эту пьесу всем смычком и контролировать внимание учащегося на плавные смены смычка у колодки и доведение до конца смычка, на параллельность ведения смычка подставке и нажим на струну. Вся работа с учеником сопровождается показом педагога на инструменте.

б) Распределение смычка в комбинированных штрихах: предлагаем ученику исполнить пьесу «Как у нашего кота» В.Якубовская рис.2. Пьеса начинается с восьмых нот. Сначала пропеваем пьесу со словами, затем прохлопываем в ладоши. Усложняя ритмическую задачу, восьмые - хлопаем, а четверти – топаем. Теперь играем на скрипке. Начинаем пьесу с середины смычка и помним о зрительном и слуховом контроле. Четвертную доводим до конца и следующие восьмые играем в конце смычка. Происходит чередование движений: то весь смычок, то у конца, то у колодки. Побуждаем учащегося проверять свободу и плавность движений рук.

Еще одна пьеса для распределения смычка: «Барашеньки» рис.3. Эта пьеса начинается с четвертных, в отличии от предыдущей. Здесь необходимо следить за скоростью ведения целым смычком, игровой точкой, за свободой правого локтя при игре у колодки.

в) Чтобы научиться распределению смычка в legato, необходимо зрительно поделить смычок на то количество частей, сколько требуется соединить нот на одно проведение смычка. На начальном этапе обучения на одно проведение смычка играется, обычно, 2-4 ноты. На данном этапе урока задача усложняется применением пальцев левой руки. Пьеса «Зарядка» В. Якубовская. Изначально её нужно спеть со словами, потом нотами, далее прохлопать ритмический рисунок, представить движение 1-го пальца левой руки. Далее можно исполнять сначала по 2 ноты легато на одно проведение смычка, потом по 4 ноты. Следить за движениями пальца левой руки, за плавным соединением движений смычка. Пьеса « Солнышко просыпается» Т.Л.Гуревич, Н.Зимина рис.4. В этом произведение нужно следить за скоростью ведения смычка, соединять звуки без толчков, соблюдать метро-ритмическую организацию, слушать интонацию и следить за движением 1-го пальца левой руки (постепенным ускорением его движений). Здесь особенно важна координация между движениями правой и левой рук.

г) На предыдущем материале учащийся применял распределение смычка по одной струне. В пьесе «Солнышко» Синягина И. рис.5 ставится задача соединения струн и распределения смычка в ритме: четверть, две восьмые. Педагог показывает эту пьесу на инструменте и объясняет механизм действий правой руки. Обязательно надо спеть её со словами и с нотами, усвоить ритмический рисунок. При игре ученика побуждать его к одновременному зрительному, слуховому и двигательному контролю. Переносить смычок плавно, без толчка и ведущая роль принадлежит предплечью правой руки. Локоть правой руки занимает среднее положение по отношению к двум струнам. Еще одно полезное произведение «Про Машу и кота» рис.6 из сборника «Скрипичная азбука» Л.Гуревич, Н. Зимина. В нем точно такие же задачи, как и в предыдущем произведении, только начинается оно с восьмых нот.

д) «Слушай, мама!» Л.Гуревич рис.7. Задача: а) соединение струн в равномерном распределении смычка на две половины; б) при переходе смычка на другую струну не прекращать продвижения смычка и приближать его заранее к следующей струне. Главное добиваться цельности в сложном движении правой руки (сгибание-разгибание в локте и кисти и переносе руки в плоскость новой струны). Для соединения 3-х и 4-х открытых струн хорошо упражнение «Колесико» из сборника «Скрипичная азбука» Л.Гуревич, Н.Зимина рис.8.

е) Для закрепления полученных навыков может подойти пьеса «Мелодия после дождя» Е.Подгайц рис.9. В ней чередуется 2 струны legato, две - отдельно и ставятся задачи распределения смычка в legato на весь смычок и скоординированного движения то в верхней части смычка две струны отдельно, то в нижней. Важна координация в движениях правой руки: свобода кисти, которая перенося смычок на новую струну, опускается или поднимается вслед за предплечьем. Упражнение «За рулем» рис.10 поможет закрепить умение распределять смычок в legato с использованием 1-го пальца левой руки, применять рулевое движение локтей правой и левой рук, активизировать внимание к скорости ведения смычка, к зрительному, слуховому контролю и их взаимодействию.

3. Домашнее задание:

Повторять пройденные пьесы и закреплять приобретенные навыки, следя за свободой рук и корпуса, за звуком и плавными сменами движений смычка.



Рисунок 1



Рисунок 2



Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6



Рисунок 7

Рисунок 8



Рисунок 9

Рисунок 10

Музыкальное сопровождение концертмейстера:

1 «Гром» Т.Зебряк

2 «Как у нашего кота» В.Якубовская

3 «Барашеньки» В.Якубовская

4 «Зарядка» В.Якубовская

5 «Солнышко» Синягина. И

6 «Солнышко просыпается» из сборника «Скрипичная азбука» Л.Гуревич, Н.Зимина.

7 «Про Машу и кота» Л.Гуревич, Н.Зимина.

8 «Слушай, мама» Л.Гуревич

9 «Мелодия после дождя» Е.Подгайц

Методы, использованные на уроке:

1 Исполнительского показа.

2 Наблюдение.

3 Беседа.

4 Объяснительно-иллюстративный.

5 Сопоставление.

Учебная литература, использованная на уроке:

Гуревич Л., Зимина Н. «Скрипичная азбука»

Зебряк Т. «50 пьес на открытых струнах»

Якубовская В. «Вверх по ступенькам»

Использованная литература:

Берлянчик М. «О предпосылках перспективного обучения в классе скрипки» Статьи.

Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке.

Флеш К. «Искусство скрипичной игры»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Открытый урок на тему: Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения

Автор: Семенов Иван Александрович

Дата: 14.02.2017

Номер свидетельства: 391513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства