kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему: "Особенности исполнения произведения кантиленного характера на примере фортепианной пьесы Р. Хасанова "Цветы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет пример пошагового разбора произведения лирического характера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Особенности исполнения произведения кантиленного характера на примере фортепианной пьесы Р. Хасанова "Цветы"»

Открытый урок.

Тема: «Особенности исполнения произведения кантиленного характера на примере фортепианной пьесы Р. Хасанова «Цветы».



Цель урока: Художественное исполнение лирической пьесы.

Задачи:

- использование приемов кантиленной игры

- понятие педализации

- применение средств выразительности

Первое, что мы делаем на уроке – выявляем вместе с учеником характер исполняемого произведения. В данном случае название говорит само за себя – «Цветы». Какие они, «цветы»? Даем ученику самому подумать над этим вопросом, поразмышлять. Цветы нежные, красивые, благоухающие, растут летом (когда тепло), хрупкие. Соответственно и прикосновения к инструменту должны быть мягкие, ласковые, плавные. Никаких резких движений, грубого нажатия, ударов по клавишам быть не должно.

Преобладающий прием туше – legato. Частая ошибка детей при игре этим приемом – оставление нажатой предыдущей клавиши, так называемое «слипание» звуков. Этого необходимо избегать при помощи слухового контроля. Одной из главных задач при исполнении данного произведения является ведение певучей мелодии. Необходимо объяснить ученику значение понятия – «кантилена». Слово происходит от итальянского «cantare», что означает «пение». То есть, главное в этой пьесе – «пение» на рояле. Для начинающего музыканта исполнение кантиленной мелодии является определенной сложностью, так как все пальчики на руке разной длины, толщины и силы. К примеру «3» пальчик сыграет гораздо громче «5го». Во избежание подобных проблем обязательно ставим руку, наглядно показывая как. Пальцы должны быть округлые, кисть мягкая на уровне клавиш, локти приподнятые, плечи опущены. Это происходит в процессе долгого обучения, путем различных упражнений и заслуживает отдельной темы для урока. Но главное, что бы при игре, ученик контролировал процесс с помощью слухового восприятия. Необходимо на уроке добиться от ребенка исполнения плавной, легатной, певучей и ровной мелодии.

Так же в этой пьесе встречаются аккорды. Ученик может задать вопрос: «А как же сыграть аккорды певуче?». Мы достигаем мягкости аккордов с помощью простого приема «невысокого поднятия руки» с клавиатуры. То есть, при отпускании аккорда мы оставляем пальцы буквально лежать на клавишах, не нажимая на них. А в момент взятия аккорда опускаем руку вглубь клавиатуры.

Важным моментом является разграничение и распределение по важности музыкальных пластов. Проще говоря, соотношение мелодии и аккомпанемента. Для этого педагог может сам сыграть пьесу. А так же, поиграть ансамблем: один играет мелодию, другой – аккомпанемент. Соответственно, на mf и mp, а затем нужно поменяться ролями. Это поможет ребенку нагляднее услышать разницу.

Кроме прочего, особым средством выразительности в данной пьесе является – педаль. Существует два приема взятия педали:

  1. Прямая

  2. Запаздывающая.

Прямая педаль берется таким образом: нога и рука опускаются одновременно. То есть, педаль берется напрямую вместе со взятием звука. Для нее характерна большая динамика, например f, ff; решительный характер произведения или его эпизода.

В данном произведении, конечно, используется запаздывающая. Она характеризуется нажатием после того, как прозвучал звук. Стоит отметить, что здесь происходит момент координации между руками и ногами. Необходимо потренироваться. Так же движения ноги не должны быть размашистыми, то есть, мы не топает ногой, а аккуратно кладем ее на педаль и кончиком стопы плавно ее нажимаем.

Подводя итог, можно сказать, что «Цветы» Рима Хасанова произведение очень атмосферное. В задачи ребенка входит сыграть его, представляя цветущий луг с прекрасными цветами. Для этого игра требует неспешного темпа, плавного движения, мягкой звучности и не громкой динамики от p до mf.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Фатыхова Дина Раилевна

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 367067


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства