kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему «Работа над программой в средних классах общего фортепиано».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок с ученицей пятого класса по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства "Хоровое пение" по предмету "Общее фортепиано".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему «Работа над программой в средних классах общего фортепиано».»


      Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» Балтасинского муниципального района












Открытый урок по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение»

по предмету «Общее фортепиано».


Тема урока: «Работа над программой в средних классах общего фортепиано».



























пгт Балтаси, 2021г.





Тема урока: «Работа над программой в средних классах общего фортепиано».


      Цель урока: формирование исполнительских навыков, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, интонационная выразительность, кульминации, устойчивость темпа.

      Задачи урока:

      Образовательные: развитие навыков полифонического мышления.

      Развивающие: развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения. Расширение кругозора по теме «полифония».

      Воспитывающие: воспитывать творческое отношение к работе над полифонической музыкой, формировать умение ученика работать самостоятельно.

      Тип урока: закрепление полученных навыков, совершенствование исполнительского мастерства.

      Форма: индивидуальная.

       Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

       Оборудование: рояль, ноты, наглядные пособия, компьютер.

      План урока

1.   Организационный момент (объявление темы урока, сообщение целей и задач, введение в тему урока).

 2. Практическая часть урока (организация работы учащегося по осмыслению и усвоению материала, применение знаний и умений).

  3. Обобщение занятия, подведение итогов.

 

      Ход  урока.

Добрый день. Сегодня мы представляем урок с ученицей пятого класса по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» Нуриевой Фирузой по предмету «Общее фортепиано».

Каждый урок у нас начинается с проигрывания подготовительных упражнений французского музыканта, композитора и музыкального педагога Шарля Луи Ганона. В данном сборнике находятся упражнения, которые требуются для достижения беглости, независимости, силы и совершенно равномерного развития пальцев, а также гибкости запястья — всех тех свойств, которые необходимы для хорошего исполнения; кроме того, эти упражнения рассчитаны на то, чтобы левая рука достигла такой же беглости, как и правая.

Прошу исполнить первое упражнение. (3 раза). Следует отметить, что левая рука
достигает той же легкости, что и правая: трудности, преодолеваемые левой рукой при восходящем движении, повторяются теми же пальцами правой руки при нисходящем движении. Этот новый вид пальцевых упражнений ведет к совершенно равномерному развитию обеих рук.

Хорошо, сыграем второе упражнение. (3 раза). Так как 4-е и 5-е пальцы слабы от природы, то наша задача - это сделать их такими же сильными и ловкими, как 2-е и 3-и пальцы.

Отлично, третье упражнение (3 раза).

Когда упражнение уже получается хорошо, следует переходить к разучиванию четвертого и пятого, и когда они полностью усвоены — играть все три по меньшей мере четыре раза без перерыва.

Молодец, Фируза. Дома продолжай заниматься, ежедневно повторяй эти упражнения.

Далее, изучение маленьких прелюдий И.С.Баха является обязательной частью полифонического репертуара, изучаемого в ДШИ. Воспитание элементов полифонического мышления и навыков исполнения полифонии является одним из важнейших условий развития пианиста. Своеобразие образного строя, лаконизм формы этих миниатюр дают педагогу возможность для решения многообразных задач музыкально – слухового развития и пианистического воспитания ученика.

Чему мы учим, задавая ученику определенную пьесу из этого сборника?

Во-первых, осознанию мотивного строения баховских мелодий;

Во- вторых, правильному интонационному и артикуляционному произнесению ямбических, хореических и трехчленных мотивов;

В-третьих, умению соединять отдельные выразительные мотивы и фразы, не нарушая целостности произнесения темы, длинного мелодического построения;

И конечно же навыкам игры двух, трёхголосия в различной артикуляции, ритмике, инструментовке, фразировке, динамике.

Отвечая на вопрос – как мы учим:

-всячески активизируя мыслительную деятельность учащегося на уроке;

-анализируя форму, тональный план, структуру построения фраз, сравнивая, отвечая на вопросы, пытаясь сделать выводы – ученик выполняет большую аналитическую работу, без которой невозможно усвоение закономерностей и свойства музыкального языка.

Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста является клавирное наследие И.С. Баха.

Исполнение «Маленькой прелюдии №8» Фа мажор.

При знакомстве с полифоническим произведением мы с учеником всегда выясняем к какому жанру относится данное произведение и в какую эпоху оно было написано. В данном случае Прелюдия. Фируза, скажи, пожалуйста, что такое прелюдия?

Ответ ученика. В переводе с латинского языка слово «прелюдия» означает - делаю вступление. В ХVII - ХVIII веках прелюдиями были небольшие поступления импровизированного характера перед основным произведением. Начиная с XVIII века, в творчестве И.С.Баха прелюдия становится самостоятельным жанром. Каждая прелюдия воплощает один образ, одно настроение. Бах в своих произведениях выступает не просто как композитор, а как настоящий драматург.

Скажи, пожалуйста, какой характер у нашей прелюдии?

Ответ ученика. радостный, озорной, танцевальный.

Прошу дать определение словам: полифония, гомофония.

Ответ ученика. Полифония - это многоголосье, одновременное звучание нескольких самостоятельных мелодических голосов. Гомофония - склад музыки, в котором один голос главный, а другие его сопровождают.

Работа над полифонией. 

                При работе над полифонией важно добиться, чтобы ученик реально услышал сочетание двух голосов. С этой целью полезно сыграть ему первые изучаемые образцы полифонии, попеть и поиграть их вместе с учеником (один голос исполняет ученик, другой — педагог). Если имеются два инструмента, полезно поиграть оба голоса одновременно на двух фортепиано – это придаёт каждой мелодической линии большую рельефность. Необходимо добиваться того, чтобы ученик с самого начала возможно лучше услышал требуемое полифоническое сочетание. Если два голоса проходят одновременно в партии какой-нибудь руки, можно рекомендовать ученику поиграть вначале эти построения двумя руками: таким путём ему будет значительно легче добиться нужной звучности и станет яснее цель работы. После того как полифоническое задание будет осознано и нужное сочетание по возможности ясно услышано, следует поработать над отдельными голосами. После тщательного изучения отдельных голосов их полезно учить попарно. Основное требование при этом — внимательнейшим образом слушать, чтобы была достигнута нужная звуковая цель и не оказался утраченным характер каждой мелодической линии. Весьма эффективный способ работы для подвинутых учеников — петь один из голосов, в то время как другие исполняются на фортепиано. Полезно также петь многоголосные полифонические произведения хором. Иногда полезно поучить два голоса, играя поочерёдно в каждом из них только те отрезки, которые должны преобладать по своему смысловому значению при двухголослом исполнении. При наличии трёх и большего количества голосов целесообразно поработать не только над смежными мелодическими линиями, но и над каждой парой голосов. Необходимо, чтобы ученик время от времени проигрывал отдельные голоса и наиболее трудные в полифоническом отношении сочетания

– в первую очередь те, где в партии одной руки проходят два или несколько голосов. Без этого обычно с течением времени возникают неточности в голосоведении. Очень полезно также проигрывать все голоса, сосредотачивая своё внимание на каком-нибудь одном из них. Очень полезно, кроме того, проигрывать всё сочинение целиком, следя преимущественно за развитием одного какого-нибудь элемента.

Способы работы над полифоническим произведением:
1.    Отдельно каждой рукой, по голосам
2.    Один голос играет учитель, другой – ученик.
3.    Один голос петь, а другой одновременно играть.
4.    Петь на два голоса. Один поет учитель,  другой – ученик.
5.    Сосредоточить внимание на одном голосе.
6.    Знать наизусть каждый голос.
7.    Играть один голос на f, другой на p
8.    Игра голосов «вслух»  и «про себя».
9.    Игра с разных мест «вразброс».

10.  Играть в разных регистрах и на разных инструментах.     

Молодец, Фируза. Дальше мы хотим предложить вашему вниманию Сонату соль мажор Доминеко Чимарозы. Что ты знаешь об этом композиторе?

Ответ ученика.   Это итальянский оперный композитор, один из ведущих представителей подлинно итальянской оперы. Важнейшими достоинствами музыки Чимарозы являются ее живость, изобретательность, искрящееся веселье и блестящая инструментовка.

Исполнение сонаты.

В какой форме написана соната?

Ответ ученика.  Соната Соль мажор написана в двухчастной сонатной форме.

Правильно, первая часть - сонатная экспозиция с ясным разделение на две сферы - главную и побочную партии, в которых излагаются две разные темы в главной и побочной тональностях... Материал главной партии имеет нструментальное начало : фактурные ячейки (мелодические и гармонические фигурации, гаммообразные пассажи, разнообразная мелизматика.

Исполняя музыку барокко и классицизма, очень важно чувствовать и выдерживать сочинение в одном темпе с четким соблюдением ритма. Для этого нужно чувствовать пульсацию коротких длительностей внутри более длинных . В сонате мелодическая линия правой руки в основном записана 16-ми, но встречаются и 32-ые. 32-е не должны звучать как глиссандо к главной ноте. Их
нужно мысленно распределить под 16-ые, проучить медленно, проартикулировать. В быстром темпе играть легко, не «увязая» в клавише. Внутри четвертей, восьмых (в партии правой и левой руки), в паузах в процессе разучивания нужно «пульсировать» 16-ми. Затем можно взять за основу ритм 8-х,
то есть «подстраивать» 16-ые правой руки под 8-ые в левой руке. Необходимо обратить внимание на триоли в конце П.П. Играть их ровно, легко, без утяжеления, чувствуя пульс 8-х в левой руке. Также внимательно нужно разобрать пульсацию в пунктирном ритме. Для выработки ровности звучания 8-х, 16-х: - можно простучать ритм каждой руки на столе; - играть правую руку, а ритм левой стучать на колене; - играть с метрономом.

В сонате фактура гомофонно-гармонического склада. Чаще всего ученики играют не достаточно ярко партию правой руки, заглушая ее стучащей левой. Поэтому важно найти баланс звука между руками. Можно поиграть партию правой руки в удвоении (верхнюю строчку играет ученик и учитель в две октавы) и т.п. способами. Чтобы услышать гармоническую основу и красивую мелодику в басовом голосе, можно также поиграть нижний голос левой руки в удвоении. Нужно обратить внимание на появление аккордов и октав в левой руке и играть их не утяжеляя фактуру, не заглушая верхний голос. Еще один способ - поиграть с преувеличенно громким верхним голосом, и наоборот. В итоге, важно прийти к хорошему слышанию обеих партий, чувствовать подчинение аккомпанемента
мелодии.
Особое внимание нужно обратить на способ звукоизвлечения. Если мы будем исполнять, подражая звуку клавесина, то играть нужно точным движением пальца, с легким уколом прикасаясь к клавише. Не вязнуть в клавиатуре, играть как бы «из клавиши». Важна здесь скорость реакции, быстрая смена пальцев. Но не помешает здесь и возможность тембрально раскрасить звучание сонаты.
Например, начало очень похоже на звучание струнных или тутти всего оркестра. Да и вообще, вся пьеса слышится в оркестровом звучании. Выбор характера звука зависит от способностей ученика и даже от его физических данных. Сложные фрагменты в правой руке отрабатываются отдельно, в медленном темпе с верной аппликатурой. Можно поучить на стаккато, с пунктирным ритмом.
Моменты подмены пальцев на одном звуке отрабатывать с пониманием опорного
пальца.
Работа над сонатой.

И следующая пьеса на сегодняшнем уроке, это произведения Назиба Жиганова «Над Казанью вновь пурга».

Фируза, расскажи мне, что ты знаешь о Назибе Жиганове?

Ответ ученика. Это выдающийся композитор, основоположник татарской профессиональной музыки, первый председатель Союза композиторов Татарстана, секретарь Союза композиторов СССР и РСФСР,  народный артист СССР, обладатель многочисленных орденов и медалей, лауреат Государственных премий, педагог, музыкальный и общественный деятель, Герой Социалистического труда. Он является крупнейшей фигурой татарской музыкальной культуры XX века,   выдающимся деятелем   не только татарской, но и российской культуры, «аксакалом» музыки.  Жиганов стал классиком еще при жизни, создателем фундаментальных основ и опоры музыкальной культуры Татарстана XX века. Он основатель и первый ректор Казанской консерватории, инициатор создания при консерватории специальной музыкальной школы-десятилетки для одаренных детей. Назиб Жиганов более 40 лет руководил Казанской государственной консерваторией, которая сейчас носит его имя. Творчество композитора, исчисляемое не одним десятком сочинений, до сих пор остается самым масштабным в музыкальном искусстве Республики Татарстан. 

Очень широко в годы войны была представлена песенная лирика татарских композиторов. По сравнению с довоенным периодом в этой области также произошли заметные изменения: они стали сюжетными. Впервые переживания героев связывались уже с каким-либо конкретным поводом: прощание бойца с родными; грусть разлуки влюбленных перед уходом юноши на фронт; радость, вызванная письмом с фронта от любимого и т.д. Некоторые из них стали подлинно народными, по сей день продолжая бытовать в среде народа. Своеобразно решена тема войны в лирической песне Н.Жиганова «Над Казанью вновь пурга...» на слова М.Тазетдинова, где с большой нежностью и лаской поется о матери, не дождавшейся своего сына с фронта. Песенная лирика композитора-самая сильная, самая яркая область его творчества. Как известно, музыкальное содержание песен концертируется больше в вокальной мелодии напева, ибо песня допускает исполнение без аккомпанемента или в сопровождении инструмента, порой в аранжировке. Поэтому самой ёмкой формой песни является мелодия. Ну, а душа мелодии – это интонация, которая делает песенную мелодию живой, говорящей.

Исполнение произведения. Работа над пьесой.

При звукоизвлечении рука должна быть полностью освобождена, пластична, особенно в запястье, а движения должны быть естественными и свободными. Ладонь лучше располагать над нажимаемой клавишей, а не сбоку от нее. Пальцы следует держать по возможности собранными вместе, готовыми к игре в любую секунду. В кончиках пальцев необходимо ощущение крепости, цепкости; это важно не только в forte, но и в piano. Певучесть звука достигается особым способом нажима клавиш. Не толкать, не ударять по ней, а сперва «нащупать» ее поверхность, «приклеиться» к ней не только пальцем, но и – через посредство пальца – всей рукой, всем телом, и затем, не «отлипая» от клавиши, держа ее на «подушечке» длинного, словно от плеча тянущегося пальца, постепенно усиливать давление, пока рука не погрузится в клавиатуру «до дна» -- таким движением, каким опираются на стол, нажимают на чужие плечи, вдавливают печать в сургуч». Одним из лучших сравнений является высказывание Г.Г. Нейгауза, стремившегося передать собственные ощущения при исполнении, о «…прорастании пальца в клавиатуру до дна».

                   Обобщение урока, подведение итогов, задание на дом.

1. Ученику необходимо отработать выразительную фразировку каждого голоса.

2. Научиться контролировать одновременное  звучание двух голосов, чтобы каждый голос сохранил своё «лицо».

3. Слушать динамическое развитие и кульминации в каждом голосе.

Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать её, с удовольствием работать над ней.



Список использованной методической литературы

  1. Г. Нейгауз “Об искусстве фортепианной игры”.

  2. Б. Милич “Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ”.

  3. А. Артоболевская “Первая встреча с музыкой”.

  4. Н. Любомудрова “Методика обучения игре на фортепиано”.

  5. Н. Калинина “Клавирная музыка Баха в фортепианном классе”.

  6. А. Алексеев “Методика обучения игре на фортепиано”.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок на тему «Работа над программой в средних классах общего фортепиано».

Автор: Кадырова М.Н.

Дата: 07.11.2022

Номер свидетельства: 616839

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Открытый урок "Средства музыкальной выразительности" "
    ["seo_title"] => string(52) "otkrytyi-urok-sriedstva-muzykal-noi-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "236881"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444176595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства