Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Музыкальные традиции грузинского народа"»
Класс:4 «Б»
Тема: «Музыкальные традиции грузинского народа»
Цель: продолжить знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке.
Задачи:
1)Образовательные: учить понимать особенности музыкального языка грузинского народа. Вызвать эмоциональный отклик на слушаемые произведения.
2)Развивающие: развивать вокально-хоровые навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление.
3)Воспитательные: воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре грузинского народа.
Музыкальный материал:
• «Лезгинка»
• «Сулико»
• «Школа»
• «Аист на крыше»
• «Если с другом вышел в путь»
Ход урока
I.Организационный момент:
1) Музыкальное приветствие:
«Прозвенел звонок,
Начался урок,
-Здравствуйте, ребята
-Здравствуйте!»
2) Позитивный настрой:
- Сегодня хороший день, солнечно, как я вижу и у вас хорошее настроение, давайте подарим друг другу это настроение. Повернемся и улыбнемся друг другу. С таким настроем мы сделаем еще один шаг по пути к музыке.
3) Целевая установка:
- Мы продолжаем говорить о музыкальных традициях разных народов, о*каком народе сегодня будем говорить вы постараетесь сказать сами, но перед этим мы повторим изученный материал:
II. «Оживление опорных знаний»
1) «Виртуоз большой скрипки» 1) «Гаянэ»
2) Духовой 2) музыканты-певцы
3) Балет 3) ударный
4) Ашуги 4) А.Хачатурян
5) Доол 5) дудук
- Правильно, молодцы!
- Ребята, скажите существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?
- Да, это язык музыки. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный.
- Сейчас я вам скажу несколько слов, относящихся к нашей теме, а вы попробуйте назвать тему нашего урока и цель нашего урока:
«Этот народ очень музыкален. Столица этой страны Тблиси, в современной эстраде известны такие певцы как Coco Павлиашвили, Тамара Гварцетели»
- О каком народе идет речь?
- Правильно, грузинского, (запись темы урока)
- Начать нашу тему хочу с грузинской пословицы: «Только среди своих сердце отдыхает»
- Как вы понимаете? (ответы детей)
- У грузинского народа, как и у любого другого народа есть свои нацоинальные инструменты. Все они имеют мелодичные названия:
Например: Саламури-флейта
Доли- барабан показываю рисунки инструментов
Пандури (3 струны)
Чонгури (4 струны)
- Грузинская традиционная музыкальная культура, как народная, так и духовная-это прежде всего певческое искусство. Испокон веков она является многоголосной. Поют ее только мужчины или только женщины хором. Обычно исполняется в 3 голоса. Исполнители словно соревнуются между собой в певческом искусстве.
- В скромном и гораздо более редком сольном репертуаре можно выделить 3 категории:
• Мужские сольные - трудовые
• Женские - в основном колыбельные
• Лирические, исторические, героические, шуточные - исполняются и мужчинами, и женщинами.
- Особенностью грузинской народной музыки является то, что песни поются всегда под аккомпанемент.
III. Слушание музыки: «Сулико»
- О чем эта песня?
Сулико - грузинское женское и мужское имя, означающее «Душа». Это также название любовного стихотворения, написанное в 1895 г. Акакием Церетели, которое стало известно в Советском Союзе, как песня, исполняемая на музыку композитора Варенки Церетели. Текст переведен на русский, украинский, польский, английский, немецкий языки.
- Не осталось и в стороне искусство танца.
- Красота и изящность грузинского танца восхищает зрителя. Народные грузинские танцы делятся на 3 типа: сольные, групповые и парные.
- Популярным танцем грузинского народа какой является, как вы думаете?
- Совершенно верно «Лезгинка».
- Какому типу он относится?
Слушание музыки: «Лезгинка»
- Какой характер у прослушанного произведения? (ответы детей)
- Давайте сейчас попробуем станцевать свою «лезгинку» (выходят несколько пар и танцуют).
IV. Релаксация: «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все движения сопровождаются движением глаз.
♦ «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
♦ «Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом рисуем морковку.