Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Путешествие по группам инструментов симфонического оркестра»»
«Путешествие по группам инструментов симфонического оркестра»
Цель: обогатить музыкальные впечатления и теоретические знания детей.
Задачи:
а) образовательная: расширить знания учащихся о музыкальных инструментах,симфоническом оркестре, а так же обогатить музыкальный багаж произведениями из мировой музыкальной культуры.
б) развивающая:развить познавательный интерес у учащихся, умение правильно слушать музыкальный материал.
в) воспитательная:интерес и любовь к музыке, предмету, устойчивость внимания.
Оборудование и дидактический материал:
1. Компьютер.
2. Компакт-диск с презентацией групп симфонического оркестра.
3. Компакт диски с записью музыкального материала (фрагменты популярных произведений мировой музыкальной классики).
Ход мероприятия:
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодняшнее наше занятие будет посвящено путешествию в волшебный, сказочный мир музыки. А перед тем, как начать наше путешествие, послушайте музыкальный фрагмент
(Звучит фрагмент Симфонии №40 В. А. Моцарт)
Ребята, кто исполняет эту музыку? Для того чтобы вам проще ответить на этот вопрос, послушайте и дополните стихотворение:
А на сцене будто праздник:
серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных
-трудно рассмотреть.
Кто - то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке,
он как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света,
Не найти свободных мест
Мы, ребята знаем, это.. .симфонический оркестр!
(Иллюстрация симфонического оркестра)
Педагог:Когда - то в древнегреческом театре был такой обычай: пением и танцами
пояснять зрителям, что происходит на сцене. Спустя много веков, группа людей в Италии, решила создать спектакль, похожий на древнегреческий, но чтобы действие сопровождали не человеческие голоса, а музыкальные инструменты. С тех пор, большое собрание музыкальных инструментов, играющих вместе, называется оркестром.
Ребята, с какими инструментами вы знакомы? (Ответы детей)
Педагог:А сейчас, давайте внимательно рассмотрим иллюстрацию и скажем, какие
инструменты вы видите на картинке? (Ответы детей)
Все инструменты симфонического оркестра делятся на 4 группы: струнная, деревянно-духовая, медно - духовая, ударная. Давайте внимательно рассмотрим изображения инструментов и попытаемся разделить их на группы. Не очень получается. Тогда слушайте.
Как же появились эти инструменты? Существуют небольшие истории -легенды.
Вы сейчас услышите историю про стрелу, раковину, тростинку и камень.
1. Давным-давно наши предки стреляли из лука, натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива красиво и звонко поёт. Так появились на свет струны и струнные инструменты. Давайте послушаем музыкальный отрывок, где солирующим инструментом будет скрипка
(отрывок из симфонической сюиты «Шехеразада») (Показ слайдов струнных-смычковых инструментов)
2. А сейчас, вы услышите и увидите фрагмент из сказки «Золотая антилопа»где мальчик из тростника сделал дудочку ,если поднести ее к губам то зазвучит волшебная мелодия так появилась флейта , а затем и другие деревянно-духовые инструменты, очень похожие на неё. Давайте послушаем музыкальный фрагмент, где соло исполняет флейта.
(В. Глюк опера «Орфей» тема флейты) (Показ слайдов деревянно-духовых инструментов)
5. Давным-давно человек увидел морскую раковину, поднёс её к уху и услышал звуки моря, а если в неё подуть, то звук менялся. Именно от морской раковины появились на свет медно — духовые инструменты.
Сейчас мы послушаем музыкальный отрывок, где соло исполняет труба.
(Н. Паганини «Ла вивида») (Показ слайдов медно - духовых инструментов) \. Осталось послушать историю о возникновении ударных инструментов. Раньше люди в пещерах жили большими группами. Они любили собираться вместе и отмечать удачную охоту. Но танцевать без музыки было неудобно. Тогда они взяли камень и стали им бить о землю, отбивать такт, потом бить камень о камень, или били по какому-нибудь плоскому предмету.
Отсюда и появились ударные инструменты.
Послушайте музыкальный отрывок, где с самого начала произведения звучат литавры.