kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по специальности баян с учащимся ДМШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: освоение исполнительских штрихов легато и стаккато

Цель урока: показать последовательную работу над произведением

                     выработать навыки исполнения штрихов легато и стаккато

Задачи урока:

  • воспитательная - воспитания внимания, умение слушать и запоминать
  • образовательная - закрепить практические навыки игры штрихами легато и стаккато
  • развивающая - работа над приемами звукоизвлечения
  • здоровьесберегающие :
  1. правильная посадка, установка инструмента, положение рук;
  2. динамическая пауза, включение игровых моментов, гимнастика для глаз на расслабления мышц;
  3. чередование различных видов учебной деятельности(упражнения сменяются повторением выученных пьес, игра гамм, разбором нотного материала и слушанием музыки)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по специальности баян с учащимся ДМШ »

Открытый урок по специальности баян

с учащимся 2-го класса Жариковым Димой.



Выполнила: Кулагина Г.Н.

преподаватель по классу баян

МОУ ДОД ЛДШИ г. Лагань


Тема урока:

  • Освоение исполнительских штрихов «legato» и «staccato».

Цель урока:

  • Показать последовательную работу над произведением;

  • Выработать навыки исполнения штрихов «legato» и «staccato».

Задачи урока:

  • Воспитательная – воспитание внимания, умение слушать и запоминать;

  • Образовательная – закрепить практические навыки игры штрихами «legato» и «staccato»;

  • Развивающая – работа над приемами звукоизвлечение. Выявление индивидуального подхода к использованию выразительных средств.

  • Здоровьесберегающие:

    1. правильная посадка, установка инструмента, положение рук;

    2. динамическая пауза, включение игровых моментов (развиваются мышцы пальцев), гимнастика для глаз на расслабление мышц.

    3. чередование различных видов учебной деятельности (упражнений сменяются повторением выученных пьес, игра гамм, разбором нотного материала и слушанием музыки)

Тип урока:

  • Комбинированный.

Форма урока:

  • Индивидуальная.

Методы обучения:

  • Словесная передача и слуховое восприятие;

  • Игра на инструменте;

  • Игровые методы;

  • Наблюдение;

  • Беседа.

Средства обучения:

  • Музыкальный инструмент (баян);

  • Нотная литература.




План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

  3. Гаммы:

- До-мажор – двумя руками, арпеджио (короткие, длинные), аккорды;

- Ля-минор (натуральная, гармоническая, мелодическая), арпеджио (короткие, длинные), аккорды.

4. Повторение выученных пьес:

- б.н.п. «Янка», Н. Лысенко «Песенка Вовчика»

- р.н.п. «Ах, ты береза», Б. Савченко «Песня кота Леопольда»

5. Проверка домашнего задания

- укр.н.п. «На улице скрипка играет»

6. Освоение нового учебного материала пьеса К. Листова «В землянке» .

7. Игра угадай сказочных персонажей.

8. Подведение итогов занятия.

9. Оценка за урок, домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент:

    • подготовка обучающего к работе;

    • психологическая настройка;

    • активизация внимания.

  2. Работа над техническим материалом

    • Исполнение упражнений для беглости пальцев. (Большое внимание должно быть уделено упражнением. Изучение нового материала и повторение пройденных пьес без предварительной подготовки неизбежно ведет к целому ряду ошибочных движений. Упражнения, концентрируя внимания учащегося на новых движениях, повышают эффективность занятий и сокращают период усвоения);

  • Исполнение гамм:

- До-мажор (двумя руками), арпеджио, аккорды.

- Ля-минор правой рукой (натуральная, гармоническая, мелодическая), разными штрихами и динамическими оттенками, арпеджио, аккорды.

  • Повторение выученных пьес. Исполнение с правильном движением меха, аппликатурой и динамическими оттенками.

- б.н.п. «Янка»;

- Н. Лысенко «Песенка Вовчика»;

- р.н.п. «Ах, ты береза»;

-Б. Савченко «Песня кота Леопольда».

3. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: Освоение исполнительских штрихов «legato» и «staccato».

Теоретическая часть. В зависимости от характера музыки (спокойного, напевного или бодрого, шутливого, плясового) звуки могут исполнятся плавно, тягуче или же коротко, отрывисто.

Легато – способ игры, при котором звуки исполняются связно, плавно переходя один в другой. При этом пальцы плавно «переступают», ощущая легкую нагрузку руки. Каждая следующая клавиша нажимается в момент отпускания пальцев предыдущей. Ноты, исполняемые легато, объединяются дугообразной чертой – лигой. При «legato» атака звука всегда начинается без акцента, широкое дыхание, звуки как бы переходят в один в другой, исключая при этом наползание. «Legato» свойственно – широкое дыхание, связанная игра.

Стаккато - это отрывистое исполнение звука, при котором пальцы коротко, бодро и энергично прикасаются к клавишам. Стаккато обозначаются точкой над или под нотами. Для того чтобы аккомпанемент не заглушал мелодию. Базы и аккорды нередко исполняются стаккато. В то время как такие же длительности партии правой руки выдерживаются полностью.

Практическая работа. Пьеса укр.н.п. «На улице скрипка играет»: игра двумя руками по нотам. Анализ средств музыкальной выразительности. Работа над штрихами «legato» и «staccato».

Необходимо объяснить учащемуся методику исполнения штрихов «staccato», которая состоит из 3 основных частей:

  • замах пальца;

  • удар пальца;

  • отскок от клавиатуры.

На примере одной ноты необходимо добиться нужного исполнения штриха и закрепить его на примере двух тактов пьесы.

Д/з отработка технически трудных мест. Соблюдая нужную аппликатуру и смену меха через два такта.


Здоровьесберегающая. Упражнение для глаз: подвигать глазами вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмёрку глазами. Упражнения на развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Для большего интереса упражнение выполняются со словами:

Как-то в лодке плыли нотки

До ре ми фа соль ля си

А за лодкой, вслед за лодкой

Тихо плыли караси

«Что за чудная погодка

Говорили караси,

Но не слышали их в лодке

До ре ми фа соль ля си

Песни в лодке распевали

До ре ми фа соль ля си

А под лодкой танцевали

Озорные караси

Раскачалась сильно лодка

И пошли нырком на дно.

Караси спасали нотки

Си ля соль фа ми ре до.


Освоение нового учебного материала.

Пьеса К. Листова «В землянке». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. было написано много песен. В феврале 1942 года Константин Листов на стихи А. Сурикова «Бьется в тесной печурке огонь» написал новую песню, и назвал её «В землянке». Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдат, и сердцами тех, кто ждал его дома.

При первом ознакомлении с пьесой К. Листова «В землянке» необходимо разобрать ее теоретически: сначала выясняем тональность произведения, по знакам это может быть сиb – мажор или соль - минор. По последней ноте и аккомпанементу в левой руке выясняем тональность соль – минор. Далее переходим к размеру 3/8. Считать будем на раз – два – три.

Далее смотрим на штрихи. Мелодия исполняется штрихом «legato»(плавно, связно). Прохлопав ритм со счетом, можно переходить к проигрыванию, партии правой руки со счетом, соблюдая указанную аппликатуру.


Закрепление нового материала.

На одном уроке невозможно выучить всю пьесу, поэтому необходимо на примере первой фразы добиться исполнения штриха «legato», показав, как пальцы должны двигаться – плавно связно с глубоким нажимом без промежутков, и в тоже время не наползая, нота на ноту.


Технология формирования мотивации или игровая технология.

Хорошо ее использовать в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов ( Игра «Угадай сказочных персонажей») повышает интерес учащегося к занятиям на баяне, активизирует его творческую деятельность. Попробуй угадать ряд сказочных персонажей и животных и покажи их на картинках.

Звучит Г. Галынина «Медведь»;

В. Витлина «Кошечка»;

р.н.п «Зайчик».

Подведение итогов и результатов занятия:

- как прошел урок?

- со всеми ли задачами справился ученик на уроке?


Домашнее задание.

  • Упражнение правой рукой;

  • Гаммы:

- До – мажор двумя руками;

- Ля – минор (натуральная, гармоническая, мелодическая) правой рукой;

- Арпеджио (короткие, длинные);

- Аккорды.

  • В укр.н.п. «На улице скрипка играет»:

- продолжить работать над штрихами, акцентами. Динамическими оттенками, меховедением;

- учить на память плохо запоминающие места.

  • В пьесе К. Листова «В землянке» отработать в первых четырех тактах штрих «legato». Соблюдая нужную аппликатуру;

  • Повторять наизусть выученную пьесу бел.н.п. «Янко».



Список литературы:

    1. П. Говорушко «Начальная школа игры на баяне» 1988г.

    2. Н. Ветлушина «Музыкальный букварь» 1986г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по специальности баян с учащимся ДМШ

Автор: Кулагина галина Николаевна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 175976


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства