kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по предмету "Музыкальная литература". Тема: Оркестровые произведения Римского-Корсакого Н.А. на примере симфонической сюиты «Шехеразада».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

По предмету Музыкальная литература VI7.

Преподавателя МБУДОД «ДМШ № 7» – Скребковой К.Ю.

Тема: Оркестровые произведения Римского-Корсакого Н.А. на примере симфонической сюиты «Шехеразада».

 

Урок смешанного типа.

Задача урока: Закрепить и обобщить изученный материал.

 

Характеристика группы:

      В группе  шестого класса, по семилетнему обучению, дети 12-13 лет. Обучаются на разных отделениях. Учащиеся с разными музыкальными способностями и уровнем эмоциональной активности, но все с интересом относятся к урокам  музыкальной литературы.

 

Ход урока:

  1.  Повторение и закрепление пройденного материала:

- Блиц – опрос по биографии композитора с использованием

  дидактического       материала.

- Работа с датами.

  - Кроссворд.

2. Опера «Князь Игорь» контрольный опрос:

использование дидактического материала

параллели с творчеством М.И.Глинки.

3. Музыкальная викторина (аудио и видеоматериал)

  4. Оценка за работу на уроке.

  5. Объяснение домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по предмету "Музыкальная литература". Тема: Оркестровые произведения Римского-Корсакого Н.А. на примере симфонической сюиты «Шехеразада». »

Открытый урок

По предмету

Музыкальная литература VI7.

Преподавателя МБУДОД «ДМШ №» Скребковой Кристины Юрьевны

Тема:

Оркестровые произведения Римского-Корсакого Н.А. на примере симфонической сюиты «Шехеразада».


























Красноярск 2013г.

Открытый урок

По предмету Музыкальная литература VI7.

Преподавателя МБУДОД «ДМШ № 7» – Скребковой К.Ю.


Тема: Оркестровые произведения Римского-Корсакого Н.А. на примере симфонической сюиты «Шехеразада».


Урок смешанного типа.

Задача урока: Закрепить и обобщить изученный материал.


Характеристика группы:

В группе шестого класса, по семилетнему обучению, дети 12-13 лет. Обучаются на разных отделениях. Учащиеся с разными музыкальными способностями и уровнем эмоциональной активности, но все с интересом относятся к урокам музыкальной литературы.


Ход урока:

1. Повторение и закрепление пройденного материала:

- Блиц – опрос по биографии композитора с использованием

дидактического материала.

- Работа с датами.

- Кроссворд.

2. Опера «Князь Игорь» контрольный опрос:

использование дидактического материала

параллели с творчеством М.И.Глинки.

3. Музыкальная викторина (аудио и видеоматериал)

4. Оценка за работу на уроке.

5. Объяснение домашнего задания.


Отзыв:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24 марта 2008 г.

Ф.И.О._____________________________ Подпись______________________

Ход урока.


1.Приветствие гостей.

Добрый день уважаемые гости, коллеги. Здравствуйте ребята. Сегодняшнее наше занятие пройдёт не совсем в обычной форме, это – урок - концерт. Тема занятия звучит так, «Оркестровые произведения Римского-Корсакого на примере симфонической сюиты «ШЕХЕРАЗАДА»».

Для начала мне хотелось бы немного рассказать о Николае Андреевиче Римском-Корсакове. И показать вам эти ДАТЫ 1844-1908гг. Как вы думаете, ребята, случайно ли мы здесь сегодня собрались? Ведь тема РИМСКИЙ-КОРСАКОВ обычно проходится в конце третьего года обучения по музыкальной литературе?

Дети: не случайно со дня смерти прошло 100 лет.

Правильно 8 августа этого года исполнилось 100 лет со дня смерти композитора. Сегодняшний наш концерт-урок приурочен к этой дате.

Итак, Николай Андреевич родился в 1844 году в городе Тихвин. Он был поздним ребёнком у зрелых родителей. Отцу, Андрею Петровичу шёл седьмой десяток, когда родился его младший сын НИКА. Он сравнительно мало внимания уделял мальчику, зато мать НИКИ, Софья Васильевна учила сына грамоте, арифметике, астрономии. Она же первая познакомила его с творчеством Глинки. Музыка давалась Нике легко. Да и если вспомнить биографии знаменитых музыкантов почти всегда узнаём, что талант их проявился в раннем детстве. Семилетний (а иногда даже 4-5) ребёнок поражал необычайным, ярко выраженным дарованием, и родители понимали, что его будущее – музыка.

О Р-К ничего такого не известно. Ни сам мальчик, ни его родные не думали, что он станет музыкантом. У Ники было 3 учительницы музыки, но ни одна из них не смогла вызвать у мальчика настоящий интерес к занятиям. Он мечтал о путешествиях и плаваниях по далёким морям. В 13 лет Николай стал кадетом Морского корпуса. Учился он хорошо. В течение 6 лет обучения в корпусе он неизменно числился среди первого 10-ка. Свободное от занятий время он всё чаще заполнял музыкой: учился играть на рояле, посещал концерты и оперные спектакли. Самое яркое впечатление на Р-К произвела опера Глинки «Иван Сусанин», а позднее «Руслан и Людмила».

В 15 лет начались занятия Р-К с Среди первых руководителей Р.-Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М. А. Балакиреву. Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале Думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали «Садко» — симфоническая музыкальная картина, и «Сербская фантазия»; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Р.-Корсаков проявил большой талант колориста. Опера Р.-Корсакова «Псковитянка», на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 году он присоединил к ней пролог, под названием «Боярыня Вера Шелога». Получив в 1871 году место профессора специального теоретического класса композиции в Санкт-Петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 год инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 год, и занимая с 1883 по 1893 год место помощника управляющего придворной певческой капеллой Р.-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. На сцене Мариинского театра в 1880 году появилась опера Р.-Корсакова «Майская ночь», а в 1882 году — «Снегурочка», в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной «Дубинушки» в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом. Оперы «Млада» (1892) и «Ночь перед Рождеством» (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 году Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу «Садко», в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене, опера «Садко» имела несомненный успех, в 1898 году повторившийся и в Петербурге. Небольшая опера «Моцарт и Сальери», на текст Пушкина, поставлена Московской частной оперной труппой в 1898 году в Москве, в 1899 году — в Санкт-Петербурге. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: «Царская невеста». Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он переработал и переоркестровал оперу «Борис Годунов» Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского. Ему же принадлежит «Практический учебник гармонии» (1886). Новые его произведения оперы «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-лебеди», по Пушкину (1900); «Сервилия», по Мею (1902); «Кощей Бессмертный» (1902) — осенняя сказочка; «Пан воевода» в 4 действиях; «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Долголетняя педагогическая деятельность Р.-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность; таковы Бернгардт (в настоящее время директор Петербургской консерватории), Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Р.-Корсакова особенно выделился А.К. Глазунов.






Инструмент, звуком которого мы будем наслаждаться, представит нам Фёдоров Егор. Выходит Егор рассказывает стихи о скрипке и начинает играть.

Итак,

Итак, сегодня мы пройдем с вами новую тему, оркестровые произведения Римского-Корсакого на примере симфонической сюиты «Шехеразада».


Ну а сейчас вашему вниманию я хочу предложить кроссворд.

  1. Название оперы – фарс.

  2. В вокальном творчестве Бородина есть небольшой мужской хор исполняющийся a, capella он посвящён прославлению просветителей и называется «Слава Кириллу». здесь зашифровано имя второго просветителя. Мефодий.

  3. Окончательное название Бородинской симфонии №2 (фа-минор), которую кучкисты предлагали назвать «Славянская героическая», «Львиная».

  4. здесь зашифрована фамилия русского музыкального критика, вдохновителя «Могучей кучки».

  5. Первый акт этой оперы написал Кюи, 2-3-й Мусоргский и Р-К, а 4-й Бородин. Жанр опера-балет.

  6. 1877 Бородин находился в Веймаре, там он знакомится венгерским пианистом и композитором. А в 1880 этому же композитору он посвящает симфоническую картину «В средней Азии».

  7. В 1867 г Бородин написал романс-сказку на собственный текст и посвятил этот романс Р-К. Продолжите «Спящая…….».


Ну а сейчас перейдём собственно к теме нашего урока опере «Князь Игорь».

И меня интересуют следующие вопросы:

1. портрет Стасова. Что предложил Стасов Бородину?

2. Когда началась работа над оперой?

3. Кому была посвящена опера «Князь Игорь»?

4. Портреты Р-К и Глазунова. Кто закончил оперу?

5. Когда состоялась премьера оперы и где?

6. Жанр?

7. Литературная первооснова?

8. Кем была найдена летопись «Слово о полку игореве»?(Мусиным-Пушкиным, в 1795г.)

9. Что произошло с литературным первоисточником? (1800г. публикация, в 1812г. рукопись сгорела).

10. События каких лет были описаны в летописи? (1185г.)

11. Основная идея летописи «Слово о полку игореве»?

12. Чем руководствовался Бородин когда решил написать оперу на исторический сюжет?

13. кто написал либретто к опере?

14. Действующие лица в опере?

по плану:

русские половцы

14. Сколько действий в опере и их строение?

15. Критик Стасов не раз говорил об опере «Князь Игорь». что это родная сестра «Руслана». Перечислите основные параллели связывающие эти две оперы.

1. Жанр. Обе оперы эпические. (В «Руслане 5 действий»).

2. Образы востока.

16. А если сравнить «К.И.» с Оперой Глинки «И.С.» мы можем найти какие-то общие черты?

1. «К.И.» 2. «И.С.»

обрамлены хоровыми сценами

прол. «Солнцу красному слава» интродукция «Хор Родина моя»

эпилог« Славься

Использование колокольного звона в финальных сценах.

1д. лагерь русских русские

2д. лагерь поляков половцы

И половцы, и поляки представлены танцевальными сюитами.

мазурка половецкие пляски

полонез краковяк

Схема на доске. Выделить центральный эпизод арии Игоря обозначить её форму.


3. Музыкальная викторина.

В музыкальной викторине я могу включить некоторые номера из пройденного материал, поэтому внимательнее.


1.Видео материал оп. «К.И» пролог сцена солнечного затмения.

2.Глинка опера «Р.и Л.» сцена умыкания Людмилы. (найти сходные моменты:

динамика РР затаённая мелодия). Вывод: Бородин использует сходные средства музыкальной выразительности.

3. Вова Глинка хор «Славься»

4. Гоша Бородин «Князь Игорь» пролог хор «Солнцу красному СЛАВА».

(ещё раз вспомнить о параллели).

5.Света Мусоргский «Б.Г.» 1д.2к.

6.Песня Галицкого «Только б мне …»1д.1к.

7.Хор бояр «Мужайся княгиня» 1д.2.

8.Хор половецких девушек 2д.

9. о каком номере оперы идёт речь?


Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны,

Над могучим телом наклонясь.

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка кличет на юру:


Оценка за работу на уроке.

Объяснение домашнего задания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Скребкова Кристина Юрьевна

Дата: 12.07.2015

Номер свидетельства: 222698

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства