kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по предмету "Музыкальная литература" Тема: Бородин А.П. опера «Князь Игорь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

По предмету Музыкальная литература VI7.

Преподавателя ДМШ № 7 – Скребковой К.Ю.

Тема: Бородин А.П. опера «Князь Игорь»

Урок смешанного типа.

Закрепление и обобщение умений и навыков на примере пройденного материала.

Задача урока: Закрепить и обобщить изученный материал.

Характеристика группы:

В группе  шестого класса, по семилетнему обучению, дети 12-13 лет. Обучаются на разных отделениях. Учащиеся с разными музыкальными способностями и уровнем эмоциональной активности, но все с интересом относятся к урокам  музыкальной литературы.

Ход урока:

  1.  Повторение и закрепление пройденного материала:

- Блиц – опрос по биографии композитора с использованием

  дидактического       материала.

- Работа с датами.

  - Кроссворд.

2. Опера «Князь Игорь» контрольный опрос:

использование дидактического материала

параллели с творчеством М.И.Глинки.

3. Музыкальная викторина (аудио и видеоматериал)

  4. Оценка за работу на уроке.

  5. Объяснение домашнего задания.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по предмету "Музыкальная литература" Тема: Бородин А.П. опера «Князь Игорь» »






Открытый урок

По предмету

Музыкальная литература VI7.

Преподавателя МБУДО «ДМШ № 7» г.Красноярска

Скребковой Кристины Юрьевны


Тема:

Бородин А.П. опера «Князь Игорь»



















Красноярск 2014

Открытый урок

По предмету Музыкальная литература VI7.

Преподавателя ДМШ № 7 – Скребковой К.Ю.


Тема: Бородин А.П. опера «Князь Игорь»


Урок смешанного типа.

Закрепление и обобщение умений и навыков на примере пройденного материала.


Задача урока: Закрепить и обобщить изученный материал.


Характеристика группы:

В группе шестого класса, по семилетнему обучению, дети 12-13 лет. Обучаются на разных отделениях. Учащиеся с разными музыкальными способностями и уровнем эмоциональной активности, но все с интересом относятся к урокам музыкальной литературы.


Ход урока:

1. Повторение и закрепление пройденного материала:

- Блиц – опрос по биографии композитора с использованием

дидактического материала.

- Работа с датами.

- Кроссворд.

2. Опера «Князь Игорь» контрольный опрос:

использование дидактического материала

параллели с творчеством М.И.Глинки.

3. Музыкальная викторина (аудио и видеоматериал)

4. Оценка за работу на уроке.

5. Объяснение домашнего задания.


Отзыв:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19 марта 2007 г.

Ф.И.О._____________________________ Подпись______________________

Ход урока.


1.Приветствие гостей.

Добрый день уважаемые гости, коллеги. Здравствуйте ребята. Займите пожалуйста свои места, приготовьтесь к уроку.

Итак, сегодня мы обобщаем пройденную нами тему, опера «Князь Игорь» А.П. Бородина. И сегодня наша задача, . Но сначала, как всегда в блиц-опрос, по биографии Бородина.

Итак, ребята, я вам показываю репродукции, а вы рассказываете с каким событием в жизни композитора она связана.

Начали.

1. Петербург.

- 1833г. 31 октября рождение Бородина в городе Петербург. Он был внебрачным сыном князя Имеретинского. Старый князь распорядился записать новорождённого «законным» сыном своего камердинера Порфирия Бородина. Так Александр Порфирьевич получил свою фамилию и отчество.

2. Медико-хирургическая академия в Петербурге.

- Медико- хирургическую академию Бородин закончил в 1854 году, в 1858 г. он защитил докторскую диссертацию на степень доктора медицины.


- Как так получилось, что Бородин решил заниматься химией, а не музыкой? Ведь нам известны такие факты из жизни композитора, что он ещё в 8 лет научился играть на флейте, брал уроки игры на фортепиано и скрипке, а затем учился играть на виолончели и позже даже на гобое. Известно также, что в 9 лет он написал польку «Хелен», а в 14 – концерт для флейты с фортепиано. Как получилось так, что он выбрал химию?


- Дело в том, что одарённость мальчика проявилась ещё в раннем детстве. Ученье давалось ему очень легко. Постепенно проявились его увлечения химией. Вся квартира бедующего композитора была наполнена ретортами, колбами, химическими смесями. И его мать даже ругала Александра за его увлечение, потому что весь дом был пропитан запахами химических препаратов, и к тому же она боялась пожара, который мог произойти по неосторожности.


- В 1850-е годы Академия была центром, в котором педагогическая работа шла на ряду с исследовательской, и студенты принимали участие в опытах и открытиях. А Бородин стремился к изучению законов жизни и строения вещества, поэтому и пошел учиться в Академию.


3. Гейдельберг.

После того, как Бородин защитил диссертацию и стал доктором медицины, он отправляется за границу на 3 года, для научного усовершенствования.

4. Русские химики.

Эта фотография была сделана в Гейдельберге. На ней изображены Русские химики Боткин, Сеченов, Менделеев и Бородин. Именно там химиками было сделано открытие такого элемента, как пластмасса. Там же Бородин сочиняет струнный квартет, тарантелле для ф-но в 4-ре руки.


5. Италия.

В Италии Бородин знакомится со своей будущей женой Екатериной Протопоповой, которая была талантливой пианисткой.


  1. Петербург.

По возвращению в Петербург Бородин женится на Протопоповой. В это же время в 1862 г. происходит его знакомство с членами «Могучей кучки».


А что ещё происходит в 1862 году в культурной жизни Петербурга?


Открывается первая русская консерватория. Её директором становится Антон Григорьевич Рубинштейн, а через 3,5 года в Москве брат Антона Григорьевича, Николай Григорьевич Рубинштейн открывает московскую консерваторию.



Далее, чтобы не занимать много времени, давайте пробежимся по датам.

1862-1867гг. 1 симфония создаётся в течении 5-и лет

1869 – исполнение 1-й симфонии Бородина, под управлением Балакирева. (сказать о Даргомыжском).

1869- работа над оперой «Князь Игорь»(18 лет).

1881 Романс «Для берегов отчизны дальной» памяти Мусоргского.

1886 Работа над 3-й симфонией. 14 февраля в масленицу он умирает от сердечного приступа.


Ну а сейчас вашему вниманию я хочу предложить кроссворд.

  1. Название оперы – фарс.

  2. В вокальном творчестве Бородина есть небольшой мужской хор исполняющийся a, capella он посвящён прославлению просветителей и называется «Слава Кириллу». здесь зашифровано имя второго просветителя. Мефодий.

  3. Окончательное название Бородинской симфонии №2 (фа-минор), которую кучкисты предлагали назвать «Славянская героическая», «Львиная».

  4. здесь зашифрована фамилия русского музыкального критика, вдохновителя «Могучей кучки».

  5. Первый акт этой оперы написал Кюи, 2-3-й Мусоргский и Р-К, а 4-й Бородин. Жанр опера-балет.

  6. 1877 Бородин находился в Веймаре, там он знакомится венгерским пианистом и композитором. А в 1880 этому же композитору он посвящает симфоническую картину «В средней Азии».

  7. В 1867 г Бородин написал романс-сказку на собственный текст и посвятил этот романс Р-К. Продолжите «Спящая…….».


Ну а сейчас перейдём собственно к теме нашего урока опере «Князь Игорь».

И меня интересуют следующие вопросы:

1. портрет Стасова. Что предложил Стасов Бородину?

2. Когда началась работа над оперой?

3. Кому была посвящена опера «Князь Игорь»?

4. Портреты Р-К и Глазунова. Кто закончил оперу?

5. Когда состоялась премьера оперы и где?

6. Жанр?

7. Литературная первооснова?

8. Кем была найдена летопись «Слово о полку игореве»?(Мусиным-Пушкиным, в 1795г.)

9. Что произошло с литературным первоисточником? (1800г. публикация, в 1812г. рукопись сгорела).

10. События каких лет были описаны в летописи? (1185г.)

11. Основная идея летописи «Слово о полку игореве»?

12. Чем руководствовался Бородин когда решил написать оперу на исторический сюжет?

13. кто написал либретто к опере?

14. Действующие лица в опере?

по плану:

русские половцы

14. Сколько действий в опере и их строение?

15. Критик Стасов не раз говорил об опере «Князь Игорь». что это родная сестра «Руслана». Перечислите основные параллели связывающие эти две оперы.

1. Жанр. Обе оперы эпические. (В «Руслане 5 действий»).

2. Образы востока.

16. А если сравнить «К.И.» с Оперой Глинки «И.С.» мы можем найти какие-то общие черты?

1. «К.И.» 2. «И.С.»

обрамлены хоровыми сценами

прол. «Солнцу красному слава» интродукция «Хор Родина моя»

эпилог« Славься

Использование колокольного звона в финальных сценах.

1д. лагерь русских русские

2д. лагерь поляков половцы

И половцы, и поляки представлены танцевальными сюитами.

мазурка половецкие пляски

полонез краковяк

Схема на доске. Выделить центральный эпизод арии Игоря обозначить её форму.


3. Музыкальная викторина.

В музыкальной викторине я могу включить некоторые номера из пройденного материал, поэтому внимательнее.


1.Видео материал оп. «К.И» пролог сцена солнечного затмения.

2.Глинка опера «Р.и Л.» сцена умыкания Людмилы. (найти сходные моменты:

динамика РР затаённая мелодия). Вывод: Бородин использует сходные средства музыкальной выразительности.

3. Вова Глинка хор «Славься»

4. Гоша Бородин «Князь Игорь» пролог хор «Солнцу красному СЛАВА».

(ещё раз вспомнить о параллели).

5.Света Мусоргский «Б.Г.» 1д.2к.

6.Песня Галицкого «Только б мне …»1д.1к.

7.Хор бояр «Мужайся княгиня» 1д.2.

8.Хор половецких девушек 2д.

9. о каком номере оперы идёт речь?


Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны,

Над могучим телом наклонясь.

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка кличет на юру:


Оценка за работу на уроке.

Объяснение домашнего задания.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Скребкова Кристина Юрьевна

Дата: 12.07.2015

Номер свидетельства: 222699


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства