Открытый урок по предмету "Музыкальная литература" Тема: Бородин А.П. опера «Князь Игорь»
Открытый урок по предмету "Музыкальная литература" Тема: Бородин А.П. опера «Князь Игорь»
Открытый урок
По предмету Музыкальная литература VI7.
Преподавателя ДМШ № 7 – Скребковой К.Ю.
Тема: Бородин А.П. опера «Князь Игорь»
Урок смешанного типа.
Закрепление и обобщение умений и навыков на примере пройденного материала.
Задача урока: Закрепить и обобщить изученный материал.
Характеристика группы:
В группе шестого класса, по семилетнему обучению, дети 12-13 лет. Обучаются на разных отделениях. Учащиеся с разными музыкальными способностями и уровнем эмоциональной активности, но все с интересом относятся к урокам музыкальной литературы.
Ход урока:
1. Повторение и закрепление пройденного материала:
- Блиц – опрос по биографии композитора с использованием
дидактического материала.
- Работа с датами.
- Кроссворд.
2. Опера «Князь Игорь» контрольный опрос:
использование дидактического материала
параллели с творчеством М.И.Глинки.
3. Музыкальная викторина (аудио и видеоматериал)
4. Оценка за работу на уроке.
5. Объяснение домашнего задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по предмету "Музыкальная литература" Тема: Бородин А.П. опера «Князь Игорь» »
Открытый урок
По предмету
Музыкальная литература VI7.
Преподавателя МБУДО «ДМШ № 7» г.Красноярска
Скребковой Кристины Юрьевны
Тема:
Бородин А.П. опера «Князь Игорь»
Красноярск 2014
Открытый урок
По предмету Музыкальная литература VI7.
Преподавателя ДМШ № 7 – Скребковой К.Ю.
Тема: Бородин А.П. опера «Князь Игорь»
Урок смешанного типа.
Закрепление и обобщение умений и навыков на примере пройденного материала.
Задача урока: Закрепить и обобщить изученный материал.
Характеристика группы:
В группе шестого класса, по семилетнему обучению, дети 12-13 лет. Обучаются на разных отделениях. Учащиеся с разными музыкальными способностями и уровнем эмоциональной активности, но все с интересом относятся к урокам музыкальной литературы.
Ход урока:
1. Повторение и закрепление пройденного материала:
- Блиц – опрос по биографии композитора с использованием
Добрый день уважаемые гости, коллеги. Здравствуйте ребята. Займите пожалуйста свои места, приготовьтесь к уроку.
Итак, сегодня мы обобщаем пройденную нами тему, опера «Князь Игорь» А.П. Бородина. И сегодня наша задача, . Но сначала, как всегда в блиц-опрос, по биографии Бородина.
Итак, ребята, я вам показываю репродукции, а вы рассказываете с каким событием в жизни композитора она связана.
Начали.
1. Петербург.
- 1833г. 31 октября рождение Бородина в городе Петербург. Он был внебрачным сыном князя Имеретинского. Старый князь распорядился записать новорождённого «законным» сыном своего камердинера Порфирия Бородина. Так Александр Порфирьевич получил свою фамилию и отчество.
2. Медико-хирургическая академия в Петербурге.
- Медико- хирургическую академию Бородин закончил в 1854 году, в 1858 г. он защитил докторскую диссертацию на степень доктора медицины.
- Как так получилось, что Бородин решил заниматься химией, а не музыкой? Ведь нам известны такие факты из жизни композитора, что он ещё в 8 лет научился играть на флейте, брал уроки игры на фортепиано и скрипке, а затем учился играть на виолончели и позже даже на гобое. Известно также, что в 9 лет он написал польку «Хелен», а в 14 – концерт для флейты с фортепиано. Как получилось так, что он выбрал химию?
- Дело в том, что одарённость мальчика проявилась ещё в раннем детстве. Ученье давалось ему очень легко. Постепенно проявились его увлечения химией. Вся квартира бедующего композитора была наполнена ретортами, колбами, химическими смесями. И его мать даже ругала Александра за его увлечение, потому что весь дом был пропитан запахами химических препаратов, и к тому же она боялась пожара, который мог произойти по неосторожности.
- В 1850-е годы Академия была центром, в котором педагогическая работа шла на ряду с исследовательской, и студенты принимали участие в опытах и открытиях. А Бородин стремился к изучению законов жизни и строения вещества, поэтому и пошел учиться в Академию.
3. Гейдельберг.
После того, как Бородин защитил диссертацию и стал доктором медицины, он отправляется за границу на 3 года, для научного усовершенствования.
4. Русские химики.
Эта фотография была сделана в Гейдельберге. На ней изображены Русские химики Боткин, Сеченов, Менделеев и Бородин. Именно там химиками было сделано открытие такого элемента, как пластмасса. Там же Бородин сочиняет струнный квартет, тарантелле для ф-но в 4-ре руки.
5. Италия.
В Италии Бородин знакомится со своей будущей женой Екатериной Протопоповой, которая была талантливой пианисткой.
Петербург.
По возвращению в Петербург Бородин женится на Протопоповой. В это же время в 1862 г. происходит его знакомство с членами «Могучей кучки».
А что ещё происходит в 1862 году в культурной жизни Петербурга?
Открывается первая русская консерватория. Её директором становится Антон Григорьевич Рубинштейн, а через 3,5 года в Москве брат Антона Григорьевича, Николай Григорьевич Рубинштейн открывает московскую консерваторию.
Далее, чтобы не занимать много времени, давайте пробежимся по датам.
1862-1867гг. 1 симфония создаётся в течении 5-и лет
1869 – исполнение 1-й симфонии Бородина, под управлением Балакирева. (сказать о Даргомыжском).
1869- работа над оперой «Князь Игорь»(18 лет).
1881 Романс «Для берегов отчизны дальной» памяти Мусоргского.
1886 Работа над 3-й симфонией. 14 февраля в масленицу он умирает от сердечного приступа.
Ну а сейчас вашему вниманию я хочу предложить кроссворд.
Название оперы – фарс.
В вокальном творчестве Бородина есть небольшой мужской хор исполняющийся a, capella он посвящён прославлению просветителей и называется «Слава Кириллу». здесь зашифровано имя второго просветителя. Мефодий.
Окончательное название Бородинской симфонии №2 (фа-минор), которую кучкисты предлагали назвать «Славянская героическая», «Львиная».
здесь зашифрована фамилия русского музыкального критика, вдохновителя «Могучей кучки».
Первый акт этой оперы написал Кюи, 2-3-й Мусоргский и Р-К, а 4-й Бородин. Жанр опера-балет.
1877 Бородин находился в Веймаре, там он знакомится венгерским пианистом и композитором. А в 1880 этому же композитору он посвящает симфоническую картину «В средней Азии».
В 1867 г Бородин написал романс-сказку на собственный текст и посвятил этот романс Р-К. Продолжите «Спящая…….».
Ну а сейчас перейдём собственно к теме нашего урока опере «Князь Игорь».
И меня интересуют следующие вопросы:
1. портрет Стасова. Что предложил Стасов Бородину?
2. Когда началась работа над оперой?
3. Кому была посвящена опера «Князь Игорь»?
4. Портреты Р-К и Глазунова. Кто закончил оперу?
5. Когда состоялась премьера оперы и где?
6. Жанр?
7. Литературная первооснова?
8. Кем была найдена летопись «Слово о полку игореве»?(Мусиным-Пушкиным, в 1795г.)
9. Что произошло с литературным первоисточником? (1800г. публикация, в 1812г. рукопись сгорела).
10. События каких лет были описаны в летописи? (1185г.)
11. Основная идея летописи «Слово о полку игореве»?
12. Чем руководствовался Бородин когда решил написать оперу на исторический сюжет?
13. кто написал либретто к опере?
14. Действующие лица в опере?
по плану:
русские половцы
14. Сколько действий в опере и их строение?
15. Критик Стасов не раз говорил об опере «Князь Игорь». что это родная сестра «Руслана». Перечислите основные параллели связывающие эти две оперы.
1. Жанр. Обе оперы эпические. (В «Руслане 5 действий»).
2. Образы востока.
16. А если сравнить «К.И.» с Оперой Глинки «И.С.» мы можем найти какие-то общие черты?
1. «К.И.» 2. «И.С.»
обрамлены хоровыми сценами
прол. «Солнцу красному слава» интродукция «Хор Родина моя»
эпилог« Славься
Использование колокольного звона в финальных сценах.
1д. лагерь русских русские
2д. лагерь поляков половцы
И половцы, и поляки представлены танцевальными сюитами.
мазурка половецкие пляски
полонез краковяк
Схема на доске. Выделить центральный эпизод арии Игоря обозначить её форму.
3. Музыкальная викторина.
В музыкальной викторине я могу включить некоторые номера из пройденного материал, поэтому внимательнее.
1.Видео материал оп. «К.И» пролог сцена солнечного затмения.
2.Глинка опера «Р.и Л.» сцена умыкания Людмилы. (найти сходные моменты:
динамика РР затаённая мелодия). Вывод: Бородин использует сходные средства музыкальной выразительности.