Открытый урок по музыке: "Вклад искусства в победу над фашизмом"
Открытый урок по музыке: "Вклад искусства в победу над фашизмом"
Оборудование:
Стихи о войне для каждого ученика.
Плакат-воззвание «Родина – мать зовет!»
Симфония Д.Шостаковича «Ленинградская».
Документальные кадры «Хроника Великой Отечественной войны» (Слайды).
Песня «Священная война».
Карикатуры Кукрыниксов.
Конверты с домашним заданием.
Мультимедийная установка.
Цели:
Образовательные: познакомить детей с произведениями искусства (поэзии, музыки, живописи), которые сыграли важную роль в победе советского народа над фашистской Германией; создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе мыслительной деятельности детей;
Воспитательные: воспитывать уважение к истории своего народа; чувство патриотизма; прививать любовь к искусству;
Развивающие: развивать у учащихся желание высказывать свое мнение, слушать одноклассников; формировать умения анализировать, выделять главное, делать выводы; развивать речь, мышление, память, внимание детей;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по музыке: "Вклад искусства в победу над фашизмом" »
МБОУ «Аллагинская средняя общеобразовательная школа»
План-конспект урока по музыке в 7 классе
Тема урока: «Вклад искусства в победу над фашизмом»
Выполнила: Мордовская М.В.
учитель музыки
Оборудование:
Стихи о войне для каждого ученика.
Плакат-воззвание «Родина – мать зовет!»
Симфония Д.Шостаковича «Ленинградская».
Документальные кадры «Хроника Великой Отечественной войны» (Слайды).
Песня «Священная война».
Карикатуры Кукрыниксов.
Конверты с домашним заданием.
Мультимедийная установка.
Цели:
Образовательные: познакомить детей с произведениями искусства (поэзии, музыки, живописи), которые сыграли важную роль в победе советского народа над фашистской Германией; создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе мыслительной деятельности детей;
Воспитательные: воспитывать уважение к истории своего народа; чувство патриотизма; прививать любовь к искусству;
Развивающие: развивать у учащихся желание высказывать свое мнение, слушать одноклассников; формировать умения анализировать, выделять главное, делать выводы; развивать речь, мышление, память, внимание детей;
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Садитесь, ребята. Настройтесь на плодотворную работу, хочется сегодня услышать от вас интересные высказывания, поделитесь со мной своими мыслями, чувствами.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: 9 мая вся наша страна будет отмечать 65-летие со дня Победы советского народа над гитлеровской Германией. Вы об этом много слышали, в нашей стране проводится огромное количество мероприятий, акций в связи с этой датой. Не обошло это важное событие и нашу школу. Я надеюсь, что вы это почувствовали. Сегодня урок будет связан с этой важной датой в истории нашей страны.
- Мы каждый год 8 мая ходим к памятнику погибшим солдатам на торжественный митинг. Без чего не обходится ни один митинг, посвященный войне?
Учитель: Каждый митинг в честь Победы объявляют минуту молчания. Если бы объявить минуту молчания по всем погибшим в Великой Отечественной войне, то страна молчала бы 38лет. Представляете, какое это огромное число погибших? Кто из вас знает количество погибших? В этой страшной войне наша страна потеряла более 27 млн. человек. Это люди, убитые на фронтах, умершие от голода, бомбежек, замученные в концлагерях. Но, несмотря на все зверства фашистов, советский народ выстоял, одержал победу. Как вы думаете, почему? Ведь знаете, что Советский Союз не ожидал вероломного нападения со стороны Германия, наша страна была не готова к войне. Очень много людей погибло в первые дни войны? (Ответы детей. Здесь надо подвести детей к ответу, что не только смелость, отвага, любовь к Родине и т.д. заставляли людей совершать подвиги, но и искусство сыграло важную роль в поддержке боевого духа, желания уничтожить ненавистного врага).
Прочтите, пожалуйста, тему урока и скажите, как вы ее понимаете? Тема записана на доске: «Вклад искусства в победу над фашизмом». (Ответы)
3. Знакомство с новой темой.
Учитель: Что мы относим к искусству? (Ответы)
Учитель: Писатели, поэты, режиссеры, композиторы, операторы, художники, скульпторы – это люди, которые служили и служат искусству. Как вы считаете, нужен был их труд во время войны или же людям было не до этого? (Здесь мнения детей могут разделиться, но это лишь создаст на уроке проблемную ситуацию, дети будут спорить, делать самостоятельно выводы. Самое главное, чтобы в конце урока прийти к выводу, что искусство нужно людям во все времена, а в тяжелые – тем более).
-Учитель: Давайте попробуем разобраться, кто из вас ближе к истине. Я прочту стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь», написанное в 1941 году.
(Учитель читает стихотворение)
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не жалей добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять неждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Учитель: Какие чувства у вас возникали при этом? (Ответы) А что могли чувствовать солдаты, которые читали это стихотворение в перерывах между боями, как вы думаете? (Ответы). Это стихотворение К.Симонова солдаты переписывали друг у друга, зачитывали свои листочки до дыр, оно помогало им выжить. Бойцы верили, что их ждут жены, дочери, сыновья, значит, надо выжить! Ребята, события Великой Отечественной войны так сильно влияли на души людей, что за перо брались многие участники войны, непрофессионалы. Среди них были пулеметчики, разведчики, партизаны, минометчики. На столах у вас лежат стихи солдат. Прочитайте их. (Дети читают стихотворение для всего класса и делают небольшой анализ). Кто хочет высказать свое мнение?
Учитель: Эти стихи – живое свидетельство отваги и боевого духа наших солдат. Писать стихи умеет не каждый, а петь - любит всякий . Русский народ пел всегда, он пел и радостные песни, и грустные. Слова одной песни звучат так: «Нам песня строить и жить помогает». И во время войны на привалах люди пели, гармошка шагала вместе с солдатами, освобождая страну от захватчиков. Как вы думаете, как помогала песня солдатам? (Ответы детей). Любимых песен было много. Несмотря на суровый быт, они зажигали своим весельем и удалью. А вот песня В.Лебедева – Кумача «Священная война» сопровождала и вдохновляла нашу армию все четыре года. 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи, сразу же А.Александров написал к ней музыку. Послушайте ее. (Прослушивание песни «Священная война», на фоне этой песни идет показ слайдов с документальной хроникой Великой Отечественной войны).
Учитель: Какое впечатление песня на вас произвела? (Ответы). Что вы испытывали, когда смотрели документальные кадры? Оказывается, операторы, фотографы сыграли огромную роль в победе. На фронт привозили кинопередвижки, солдатам показывали фильмы патриотического характера, знакомили с информацией на фронтах, и здесь профессия кинооператоров была очень даже необходима. Эти кадры не могут заменить никакие современные художественные постановки.
Во время войны сочиняли не только песни, но и серьезную музыку, классическую.
Учитель: В 1941 году фашисты рвались к Ленинграду, народ не сдавался, город был взят в кольцо, началась блокада, которая длилась 900 дней. В город не могли доставить продукты, боеприпасы, дома не обогревались, воду брали из реки Невы. Каждый день люди умирали от голода. И вот в такое страшное время Дмитрий Шостакович пишет симфонию. Во время блокады в Ленинграде Шостакович вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии. Впоследствии, узнав о дежурствах Шостаковича на крыше во время бомбёжек, Борис Филиппов, возглавлявший в Москве Дом работников искусств, высказал сомнение, стоило ли композитору так рисковать собой – “ведь это могло бы лишить нас Седьмой симфонии”, и услышал в ответ: “А может быть, иначе и не было бы этой симфонии. Всё это надо было прочувствовать и пережить.
В дни блокады многие музыканты умерли, репетиции были свернуты в декабре, но в марте они возобновились, играть могли лишь 15 человек, но концерты начались. В мае в Ленинград самолет доставил партитуру симфонии, с фронта были присланы недостающие музыканты. Исполнению придавалось огромное значение. Несмотря на бомбежки и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры. 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде прозвучало это мощное произведение.
Зал был полон. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы получили приказ – во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Многие слушатели плакали, не скрывая слез. ( Звучит Симфония Д.Шостаковича «Ленинградская». Здесь важно выдержать паузу, не надо спешить спрашивать детей).
Учитель: Ребята, что вы почувствовали сейчас, о чем это музыкальное произведение? (Ответы)
Учитель: Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, - веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу, стране. Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только ленинградцы, но и немцы. Много позже немцы признались: «Мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способность преодолеть голод, страх и даже смерть». Когда Шостакович закончил свою симфонию, он написал такие строчки: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию».
Учитель: А с помощью какого еще вида искусства советские люди боролись с фашистами? (Ответы).
Учитель: Ребята, карикатура была необходимой частью пропаганды победы нашего народа, карикатура высмеивала Гитлера и его армию, показывала немцев жалкими, скорее животными, чем людьми.
Во время войны трое художников – карикатуристов, их творческий союз назывался Кукрыниксы, нарисовали множество таких сатирических плакатов. В 1936—37 Кукрыниксы исполняют карикатуры, обличающие испанских фашистов и их покровителей. Исключительный размах, силу и глубокую народность приобретает политическая сатира Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны. В 1941, на второй день после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР, появился превосходный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (Показ плаката). Кукрыниксы откликались на все важнейшие события военного времени, разоблачая звериную сущность фашизма, показывая его неизбежную гибель. В сатирических произведениях Кукрыниксов смех становится поистине грозным оружием в борьбе с врагом. В карикатурах и плакатах Кукрыниксов фашизм предстает во всем своем отталкивающем виде, вызывая ненависть и в то же время беспощадный смех своими контрастами кровавого шутовства, трусливой наглости и всей той уродливой фантасмагории, которая характерна для этих людей, потерявших человеческий облик и павших до уровня диких зверей. - Посмотрите на них и скажите, что хотели художники сказать своими картинками? ( Идет разбор каждого плаката. Дети высказывают свои мнения).
Учитель: Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики; они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. В карикатурах Кукрыниксов, разоблачающих гитлеризм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом.
4. Итог урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы успели многое узнать и разобрать. Ваше мнение изменилось по поводу важности искусства во время войны или нет? (Ответы). Что особенно вас заинтересовало, а что не тронуло душу? (Ответы). Я благодарю вас за работу, хочу в заключение прочитать строчки А.Твардовского:
«Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет…»
(Учитель сообщает оценки за работу на уроке).
5. Домашнее задание:
1. Написать названия 5-6 песен о войне, их авторов.