открытый урок по музыке в 6 классе по теме:"Гармония"
Открытый урок по музыке в 6 классе по теме:"Гармония"
Данный урок разработан для районного семинара по музыке в 6 классе по теме:"Гармония" по программе Науменко, Алеева. Это обобщающий урок 3 четверти.Насыщен разными видами деятельности,интересными заданиями.
Цель: обобщение знаний по теме «Гармония».
Задачи:
Закрепить полученные знания по теме «Гармония».
Развивать ассоциативное мышление, ладовое чувство, ритм, темп, творческие способности у детей.
Воспитывать интерес и любовь к классической музыке, передающей красоту человеческих чувств, гармонию души.
Музыкальный материал:
И. С. Бах. «Прелюдия до мажор»
В.А. Моцарт. «Симфония № 40»
Ж.Бизе. Опера «Кармен»: «Утро в Горах»
«Для чего» песня Д.Майданова и детского хора «Великан»
Фонограмма песни К.Орбакайте «Губки бантиком»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок по музыке в 6 классе по теме:"Гармония" »
Тема: Обобщающий урок «Путешествие в мир Гармонии»
Цель: обобщение знаний по теме «Гармония».
Задачи:
Закрепить полученные знания по теме «Гармония».
Развивать ассоциативное мышление, ладовое чувство, ритм, темп, творческие способности у детей.
Воспитывать интерес и любовь к классической музыке, передающей красоту человеческих чувств, гармонию души.
Музыкальный материал:
И. С. Бах. «Прелюдия до мажор»
В.А. Моцарт. «Симфония № 40»
Ж.Бизе. Опера «Кармен»: «Утро в Горах»
«Для чего» песня Д.Майданова и детского хора «Великан»
Фонограмма песни К.Орбакайте «Губки бантиком»
Ход урока:
I.Вход в класс (звучит музыка И. С.Баха«Прелюдия до мажор»)
Организационный момент: (музыкальное приветствие)
- Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте!
А теперь давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение у вас будет на протяжении всего урока.
II. Введение в тему урока.
Учитель. Мы уже с вами много говорили о музыке. Скажите, как музыка воздействует на человека?
Ответ: музыка воздействует на душу человека, она, то радует нас или печалит, то возвышает, но никогда не оставляет равнодушным.
Учитель: Эти слова о музыке сказал поэт Онегин Гаджикасимов:
Слайд№2
«Без музыки не проживу и дня
Она во мне, она вокруг меня
И в пенье птиц и в шуме городов
В молчанье трав, и в радуге цветов
И в зареве рассвета над землей
Она везде и вечно спутник мой!»
Учитель: Как вы понимаете эти слова? (ответы детей).
И действительно, музыка способна пробудить лучшее, что есть в человеке – его стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них, всегда сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Учитель: Какой секрет есть в красоте музыки? (Ответ: в ней есть гармония, она делает человека счастливым и т.д.)
Что нужно сделать, чтобы музыка воздействовала на человека?
(Дети предлагают свои варианты) Ответ:надо познать секрет гармонии
Учитель: И чтобы познать секрет гармонии я предлагаю вам совершить путешествие в мир Гармонии. Во время нашего путешествия мы с вами вспомним обо всем, что мы изучили о ней.
Итак, мы отправляемся с вами в путь!
Слайд №2а
1 станция «Повторялкино»(слайд №3)
Дальше ехать мы не можем потому, что впереди обрыв дороги – разобраны рельсы. Проехать мы сможем только, если выполним задание и восстановим себе путь. За каждый верный ответ на вопрос, мы получим кусочек нашей дороги.
Слайд №4 «Что такое гармония?»
Вопросы:
Что такое гармония в музыке?
Что помогает нам видеть миры полные тайн, открыть сокровища музыки?
То из чего сделана гармония - средства музыкальной выразительности.
Перечислите их (ритм, мелодия, полифония, фактура, тембры, динамика, темп). Какие средства музыкальной выразительности отсутствуют на кластере?
Слайд №5 (отсутствуют: ритм, полифония)
Ну вот, мы и восстановили поврежденный путь и можем ехать дальше.
Прибываем с вами на станцию «Сказочную» (слайд№5а)
2 станция «Сказочная» (слайд №6)
Слайд № 7
Учитель: В некотором царстве, в музыкальном государстве, жили - были Мелодия, Ритм и Гармония. Они любили гулять по нотным дорожкам и всегда на пути встречали скрипичный ключ, бемоли, диезы, ноты. Мелодия и Ритм часто ссорились и спорили между собой. «Кому достанется первенство в музыке»- думали они. А Гармония их успокаивала, при этом всегда напевала песенку. Мы с вами тоже ее знаем и пока эту песенку не споём, дальше не проедем:
Слайд № 8 Звучит песня на мотив песни «Губки бантиком»
1.Ой, а что это такое получается.
Наши нотки на линейках размещаются.
Всё шалят они друг с другом и толкаются,
А сейчас они нам всем улыбаются.
Припев. Нотки в строчечку, ключик рядышком
И бемольки , как сонные гномики.
В голове моей сто тысяч почему.
Объясню я вам, сегодня, что к чему.
2. А в гармонии такое неизвестное,
А в гармонии такое интересное,
Если хочешь много знать
Надо нотки вмиг собрать.
И учителя для помощи позвать.
Припев. Нотки в строчечку, ключик рядышком
И бемольки , как сонные гномики.
В голове моей сто тысяч почему.
Объясню я вам, сегодня, что к чему.
Ребята, на этой станции вместо билетов дают книги – сказки, задание мы с вами выполнили и теперь вы получаете свои сказочные «билеты» и мы продолжаем наше путешествие. Следующая станция «Загадайкино» (слайд№8а)
3 станция «Загадайкино»(слайд №9)
Учитель: Ребята, а кто из вас догадался, почему эта станция так называется? Верно, здесь вас ждут загадки. А загадки эти непростые, а тоже связаны с музыкой потому, что они о музыкальных инструментах.
Слайды №10-16
1.У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, а не буян Голосистый мой …(баян)
2. Первые марши играют военные, Дяденьки дуют лишь в них здоровенные. А вот вторые на крышах стоят, Дружно зимою все сильно дымят. (трубы)
3. Треугольная доска, А на ней три волоска. Волосок - тонкий, Голосок - звонкий. (балалайка)
4. В лесу вырезана,
Гладко вытесана, Поёт-заливается.
Как называется?
(скрипка)
5.Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?(рояль)
6.В руки ты её возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь. Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (гармонь)
7.Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый ... (барабан)
Молодцы, вы справились с заданием.
Пока мы ехали, устали….. Чтобы проехать дальше, надо отдохнуть.
Физминутка слайд№17
Немного отдохнули, отправляемся с вами дальше.
Следующая наша станция «Мифическая».
4 станция «Мифическая» (слайд 18)
Учитель: А что же такое миф?
Ответ: Сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Слайд 19 Два начала гармонии.
Учитель: Понимание гармонии как единство противоположных начал заложено ещё в мифологии.
А что вы об этом знаете?
Рассказ учащегося о мифе.
Гармония была дочерью Ареса и Афродиты. Арес - бог войны и раздора, Афродита - богиня любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы Ареса и силы вечной юности, жизни любви Афродиты – такова основа равновесия и покоя, которые олицетворяет Гармония.
Вопрос. Гармонична ли музыка, звучащая только в мажоре? Что ей не хватает?
Ответ: Минора.
Вопрос: В чем же состоит главное свойство музыкальной гармонии?
Ответ: Вней существует минор и мажор, они являютсядвумя началами гармонии и с их помощью передаются различные чувства человека.
Слайд №20 Вывод (дети) В способности передавать различные оттенки человеческих чувств, порой прямо противоположные, состоит одно из главных свойств Музыкальной гармонии.
Учитель: Гармония ощутима в любом произведении. Она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором мы чувствуем отблеск неземной божественной силы. В таких произведениях музыка выражает состояния покоя и равновесия.
Слушание. «Прелюдия до мажор» И.С.Бах.
Анализ произведения.
Вопросы.
1.Что сейчас прозвучало? Кто автор этого произведения? Слайд №21. Портрет И. С. Баха
2.А какая музыка по характеру?
Ответ: Характер негромкий, неторопливый, спокойный, не содержит срывов и неожиданностей.
Учитель: А сейчас прослушайте другое произведение.
Слушание. Моцарт «Симфония №40 соль – минор »
Анализ произведения.
Вопросы.
1.Что сейчас прозвучало? Кто автор этого произведения? Слайд №22. Портрет В.А. Моцарта
2. А какая эта музыка по характеру?
Ответ: Сначала простая, выразительная, быстрая, носит взволнованный характер; затем она отличается певучестью и задушевностью, медленная, грустная.
2. Чем отличается это произведение от предыдущего?
Ответ: Первое произведение написано в мажоре, а второе в миноре.
Молодцы, а мы путешествуем дальше. Следующая станция «Красочная» (слайд№22а)
5 станция «Красочная» слайд 23
Учитель: Но посмотрите, что-то случилось. Станция черно-белая, а не красочная! Ни одного цвета не видно! Мы их увидим, если прослушаем её музыку и выполним задание.
Слайды №24-28
На фоне музыки «Утро в горах» из оперы Ж.Бизе «Кармен» показываются картины природы.
Учитель: Гармония, прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, научилась быть многоликой, изменчивой. Она проникла в « душу» даже природы – деревьев, облаков, морей, гор и опавших листьев.
А где еще мы встречаемся с гармонией, кроме природы?
Ответ: архитектуре, скульптуре, живописи
Слайд №29
Слайд №30 «Красочность гармонии»
Домашним заданием у вас было: нарисовать пейзаж, который вы представили, прослушав произведения великих композиторов. Предлагаю рассказать о вашей музыке в картинах.
Рассказы детей о своих рисунках.
Очень красивые рисунки у вас получились.
Посмотрите, наша станция теперь не бесцветная, она стала Красочной благодаря вам!
Но наше путешествие пора заканчивать и нашей последней станцией будет «Школьная» (слайд№30а)
6 станция «Школьная» слайд 31
Подведение итогов урока.
Вот и прибыли мы с вами на родную станцию «Школьная». Вам понравилось наше путешествие? Чем оно вам запомнилось? (ответы детей)
Продолжите фразы: слайд№32
Что мы повторили на уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Я сегодня понял, что…
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Предлагаю вам создать наш «Букет настроения». У вас на столе лежат цветы разных оттенков: слайд 33 Рефлексия «Букет настроения»
красный - восторг; радость
зеленый – спокойное; приятное
голубой - грустное;
Возьмите цветок, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его в нашу вазу. Какой яркий и праздничный получился у нас букет, а главное очень гармоничный!
В заключении давайте исполним песню «Для чего» (клип песни - если будет время)
1.Для чего, для чего, для чего
Мы с тобою на свете живем
Для того, для того, для того
Чтоб гулять под ночным дождем
Для того, чтоб однажды с утра
Солнцу раннему дверь распахнуть
И на мир, улыбнувшись, взглянуть
И сказать: завтра лучше вчера
Припев
Для того чтобы петь по утрам
Пару- рам, пару- рам, пару- рам
Пару- рам, пару- рам, пару- рам
По утрам…
Для того чтобы верить в любовь,
Для того, чтобы встретиться вновь
Чтоб согрел нашей встречи огонь – ладонь!
2.Для чего, для чего корабли
Постояв, отправляются в путь
Чтоб проплыв вокруг земли
Непременно домой свернуть
И вот так же и мы - как они
Все куда- то, куда- то плывем
И, наверное, скоро поймем
Для чего мы на свете живем.
Припев
Живите в гармонии с музыкой, с собой, с мыслями, чувствами и тогда мир будет в вашей душе и во всем мире!
Сегодня на уроке вы были активными, правильно выполнили все задания, поэтому оценки за урок будут всем 5.
Домашнее задание будет таким: составить кроссворд на тему «Гармония в музыке».