Открытый урок на тему " Вклад А. В. Затаевича в развитие казахской музыкальной культуры"
Открытый урок на тему " Вклад А. В. Затаевича в развитие казахской музыкальной культуры"
Открытый урок для учащихся 4 класа.Цель урока: развитие интереса к казахскому народному творчеству через знакомство с творческим обликом А. В. Затаевича. Для слушания использовались казахские кюи Таттимбета. На уроке была разученна песня о казахском музыкальном инструменте - домбра. Работа в группах построена на закреплении знаний в нотной грамоте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему " Вклад А. В. Затаевича в развитие казахской музыкальной культуры" »
Открытый урок 4 класс
Тема «Вклад Александра Викторовича Затаевича в развитие казахской музыкальной культуры»
ЦЕЛЬ: ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К КАЗАХСКОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСКИМ ОБЛИКОМ
А.В.ЗАТАЕВИЧА.
Задачи:
Обучение: познакомить учащихся с жизненным и творческим путем знаменитого музыканта, фольклориста, ученого А .В .Затаевича.
Слушание күя «Былқылдақ» Таттимбета
Разучивание песни «Домбыра сазы» Х.Талғарова.
Воспитание : продолжение воспитания интереса к казахскому народному творчеству, формирование ответственного отношения к жизни, желание внести свой вклад в развитие культуры общества на примере личности А.В.Затаевича.
Развитие: дальнейшее развитие навыков анализа и обобщенного музыкального материала,
Дальнейшее развитие знаний по музыкальной грамоте (метр и метрическая пульсация),
Дальнейшее развитие вокально-хоровых навыков (ритмическое чувство ,переборы шестнадцатыми, строй, дикция, фразировка в песни «Домбыра сазы» Х. Талғарова.
Тип урока - комбинированный
Методы - опрос, беседа, работа в группах, диалог.
План урока
Күй «Адай» Курманғазы- слушание, вход в класс.-3.мин.
«Легендарность казахской музыки» -беседа.-5мин.
«А.В.Затаевич - знаменитый собиратель казахского фольклора» - беседа-10мин
Казахская народная песня «Елiм-ай»-2мин.
««Метрические и ритмические элементы народного күя «Былқылдақ» - работа в группах- 5мин
«Музыкальное обобщение» -3мин.
Работа с песней «Домбыра сазы» - 15мин.
Күй «Адай» Курманғазы – слушание, выход из класса.-2мин
Оборудование
Портрет композитора, музыкальный центр, аудиокассета с записью кюя «Адай», казахской народной песни «Елiм-ай», музыкальные инструменты( фортепиано, домбры), компьютерная поддержка, учебник по музыке 4 класс, отрывки из кюя с записью на ватмане.
Музыкальный материал
Казахская музыкальная литература У.Джумаканова, Н.Кетегенова Алматы 1995
Таттимбет және арка күйлерi Алматы «Білім» 2005
Сборник песен композитора И.Нурпісбаева.
Ход урока
1.Организационный момент
Музыкальное приветствие
Учитель: Сәлеметсыңдерме балалар!
Сәлеметсіздерме қонақтар!
Ученики: Сәлеметсізбе мұғалім!
Сәлеметсіздерме қонақтар!
2 Легендарность казахской музыки.
Ребята, вам с первого класса знакомы такие понятия как «күй», «күйші», «жырау», «акын». Мы говорили о казахских музыкальных инструментах, изучали творчество выдающихся казахских композиторовимузыкантов. Подумайте и ответте на вопрос «Как вы думаете,откуда у нас так много сведенийй о музыке казахского народа?»
Давайте вспомним легенду о Коркыте.Какой музыкальный инструмент он создал?(Кобыз).
В каком веке это происходило?(в 9 в.) Разве в этот период времени казахскому народу была известна нотная грамота?(нет).
Давайте вспомним кюй-легенду «Ақсақ құлаң». Осоздании какого музыкального инструмента рассказывается в этом произведении?(о домбре).Как звали старейшего күйші из рода ногай, которому удалось сообщить жестокому хану Жоши о смерти его любимого сына и при этом избежать смерти?(Кет-Буга). В каком веке это происходило? (в 11в.). А в это время казахский народ знал нотную грамоту? (нет).
Звучит отрывок казахской народной песни «Елім-ай»
Вы узнали эту песню? Как она называется?Вовремя кокого исторического события она зародилась? (нашествие джунгар).В каком веке происходили эти события? (в 17 в.) В это время казахи знали нотную грамоту?(нет).
Народные сказатели, импровизаторы,музыканты не знали нотную грамоту , а значит не могли записать созданные ими музыкальные произведения.Но многие произведения живут и сегодня, благодаря замечательным музыкальным способностям казахского народа, который из поколения в поколения хранил и передовал их.Постепенно появились высокообразованные специолисты,владеющие нотной грамотой.Они собрали огромное количество казахских песен и кюев.Одним из них был А. В. Затаевич.Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве этого выдающегося человека .
ТЕМА УРОКА: «Вклад Александра Викторовича Затаевича в развитие казахской музыкальной культуры» 1869-1936г.г.
Итак,А.В.Затаевич – видный фольклорист, музыкальный критики композитор.Понятия «композитор» и «музыкальный критик» вам уже знакомы.Давайте познакомимся с понятием «фольклорист».
«Фольклор»переводится с английского языка как «народная мудрость».Во всем мире фольклором называют не только музыкальное , но и устное народное и литературное творчество.К фольклору относятся сказки,потешки, загадки, песни, танцы, наигрыши.Человека ,который изучает и собирает фольклор ,называют –фольклористом.
Запись в тетрадях: «Фольклор» в переводе с английслого означает «народная мудрость». Фольклорист собирает и изучает фольклор.
А. В. Затаевич родился 8 марта 1869 года в Орловской губернии.Его музыкальные способности появились рано,но мечту поступить после окончания Орловской гимназии в Московскую консерваторию осуществить не удалось.Как он сам в последствии писал, «нужно было помогать неимущей матери-вдове и сестре, нужно было что-нмбуть срочно зарабатывать»Он был разносторонне одаренным музыкантом.Вначале получил известность в России как музыкальный критик.Публекует много статей и заметок на различные темы о музыке.
Затаевич был хорошим пианистом. Его композиторские произведения заинтересовали С.Рахманинова. Великий композитор принимал активное участие в публикации многих произведений Затаевича даже посвятил ему музыкальный цикл «Шесть музыкальных номеров».
С казахской традеционной музыкой А. В. Затаевич впервые познакомился в 1920 году в городе Оренбурге, где он оказался с семьей по службе.Вначале это был обычный интерес музыканта к новому.Но затем мелодическое богатство песен и их неизвестность среди музыкантов подтолкнули Затаевича к решению серьезно заняться собиранием и изучением казахского фольклора.Это было время, когда страна переживала трудный период. Не успела завершиться первая мировая война, как развернулась гражданская. В стране царили голод, разруха, эпидемии.В такой обстановке и свои немолодые годы он начинает бесценную работу, с большим интересом и вниманием делает все чтобы записать на нотной бумаге песни и кюи.
Оренбург в 20е годы был столицей Казахской республики. Сюда приезжали люди со всего Казахстана. Затаевич узнавал и записывал от них любые сведения о народной музыке.Обладая исключительным человеческим обаянием, тактом и тонким умением находить общий язык с людьми разных возрастов и профессий, А. В. Затаевич за короткий срок записал около 1500 песен и кюев, которые вскоре вошли в его первый сборник «1000 песен казахского народа»
Его труд был высоко оценен музыкальной общественностью. Окрыленный высокой оценкой своей работы Затаевич с еще большим энтузиазмом взялся за собирание произведений народного творчества.Он решил расширить граници поиска.Преодолевая огромные расстоянея, без минимальных удобств для отдыха и ночлега, он в течении трех лет объехал почти весь Казахстан.Результаты оказались очень плодотворными.Он знакомился с музыкальными традициями казахского народа, встречался и близко дружил со многими замечательными деятелями народного творчества, собрал еще несколько сот новых произведений. В итоге появляется второй сборник «500 казахских песен и кюев».Следом Затаевич подготовил третий сборник «400 казахских песен и кюев» который, к сожалению, не был завершен, так как в 1936 году А. В. Затаевич неожиданно скончался.
Его труды представляют собой огромную ценность,так как были собраны не только музыкальные произведения, но и сведения об укладе жизни народа, о традициях , характере, быте казахов.Впервые зафиксировал биографические сведения о жизни и творчестве выдающихся казахских композиторов и музыкаптов, таких как Курманғазы, Таттимбет, Дина Нурпеісова
Физминутка «Домбра».
Многие профессиональные казахские музыканты использовали собранные Затаевичем сведения. Например, в книге Ахмета Жубанова «Струны столетий» есть легенда записанная Затаевичем о происхождении кюя «Былқылдақ».
Таттимбет, в одной из своих поездок по реке Есиль,.остановился у одного человека, дочь которого, как он слышал,была известна своей игрой на домбре. После обычных распросов о здоровье хозяина и о благополучии их скота, Таттимбет просит дать ему домбру этой девушки иисполняет несколько кюев, тем самым вызывая ее на созтязание.Девушка не остается в долгу.Она также исполняет несколько замечательных кюев. Таттимбет играет
во второй раз, почти исчерпывает свой запас и уже считает себя победителем, думая, что девушка не сможет сыграть так много кюев.Однако, против ожидания Таттимбета,дочь хозяина не отстает от него.Недопуская мысли о том, чтодевушка может оказаться победительницей в соревновании с мужчиной, Таттимбет стремится хоть как-нибудь выйти из созтязания неопозоренным
Пока домбристка играла свой последний кюй,Таттимбет показал фокус, при помощи которого, пусть даже и не строго музыкальным путем, но можно попытаться спасти свою мужскую честь.Он снимает сапоги и большим пальцем правой ноги щиплет струны, а левой рукой водит по грифу.При этом он исполняет кюй, который еще не был известен девушке. Девушка не могла показаться перед мужчиной босой,поскольку это запрещено исламом,и должна была признать себя побежденной.Хозяева, узнав что их гость знаменитый Таттимбет, устроили ему радушный прием.Погостив несколько дней, музыкант уезжает с богатыми подарками. Говорят, что кюй ,который был сыгран тогда Таттимбетом, назывался «Былқылдақ». Слово «Былкылдак» переводится как изящная походка и грациозные двежения девушки.
4 Слушание кюя «Былқылдақ»
а) Прослушивание.
б) Беседа ,анализ.
5 Работа в группах
В этом кюе ,как и во многих других ,очень часто меняется размер.Сейчас каждая группа детей далжна будет выполнить письменное задание.
Задача для первой группы – зная размер ,проставить тактовую черту.
Задача для второй группы- там где проставленная тактовая черта, просчитать и проставить размер.Третья группа отвечает на вопросы из теста.
Музыкальное обобщение
Экран разделен на 9 секторов.С каждым правильным ответом открывается один сектор. Если дети отвечают правильно на все 9 вопросов, на экране появляется изображение домбры.
1 Как фамилия человека, с творчеством которого мы познакомились сегодня на уроке?
а) Затаевич б) Рахманинов
2 Что в переводе с английского языка означает слово «фольклор»?
а) книга жизни б) народная мудрость
3 Какое музыкальное произведение посвятил С.Рахманинов А. В. Затаевичу?
а) «Шесть музыкальных номеров» б) «Четыре музыкальных картины»
4 В каком городе А. В. Затаевич начал собирать казахский фольклор?
а) В Петропавловске б) В Оренбурге
5 Как называлась первая книга А. В. Затаевича?
а) «1000 песен казахского народа» б) «2000 песен казахского народа»
6 Сколько лет путешествовал А. В. Затаевич по Казахстану?
а) 5 лет б) 3 года
7 Как назывался второй сборник А. В. Затаевича?
а) «500 казахских песен и кюев» б) «300казахских песен и кюев»
8 Как называется кюй, который мы прослушали сегодня на уроке?
а) «Былқылдақ» б) «Балбыраун»
Как закончился тартыс между девушкой и Таттимбетом , в легенде записанной А. В. Затаевичем?
а) победила девушка б) победил Таттимбет
На экране появляется изображение домбры.
Работа с песней «Домбыра сазы» муз. И. Нусипбаев сл. Х. Талгарова
Домбра - вечная спутница казахского народа.. Самый любимый и самый распространенный национальный инструмент.Без нее не обходится ни один праздник, ни одно торжество. Сегодня на уроке мы разучим песню, которая так и называется «Домбыра сазы»
1 Прослушивание
2 Беседа, перевод.
3 Определить характер песни
4 Прохлопать ритм в припеве, определить сильную долю,
5 Показать рукой движение мелодии.
6 Разучивание припева по фразам.
7 Исполнение припева и куплета.
Интересно ли вам было на уроке?
Что больше всего понравилось ? Что запомнилось?
Домашнее задание
.
Составить кроссворд с ключевым словом «МУЗЫКА», используя знания полученные на уроке.