kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Благословенен молитвословия час"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит с понятием «молитва» по учениям Тихона Задонского, поэзией, посвящённой молитве. Раскрывает взаимосвязь интонации молитвы и музыки в произведениях «В церкви», «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Благословенен молитвословия час"»

Благословенен молитвословия час


Открытый урок в 6 классе.


Цель урока:

Приобщение к духовной культуре, как части отечественной культуры. Формирование у учащихся интереса к духовной музыке.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «молитва» по учениям Тихона Задонского, поэзией, посвящённой молитве.

2. Раскрыть взаимосвязь интонации молитвы и музыки в произведениях «В церкви», «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

3. Раскрыть взаимосвязь поэзии и духовной музыки.

Ученики входят в класс под колокольный звон. На интерактивной доске слайд №1 (название темы и эпиграф).


1 часть. Пролог.

Вопросы учителя:

- Какие звуки открыли наш урок? (колокола)

- Где можно услышать колокол? (в храме, по телевизору)

- Можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (да).

-Почему? (создаётся мелодия при звуке колоколов).

Мне захотелось начать наш необычный урок с колокольного звука не случайно. Сегодня мы будем говорить о молитве, но говорят, что колокольный звон – это молитва в звуке, икона – это молитва в красках, храм – это молитва в камне.


2 часть. Завязка

Учитель.

Издавна на разных континентах мира люди возносили и возносят молитвы к Богу. И сегодня мы попробуем по-новому посмотреть на понятие «молитва». Мы послушаем стихотворения, посвящённые молитве, послушаем и проанализируем музыкальные произведения, посвящённые молитве, посмотрим слайды, на которых изображены виды храмов и икон. Это поможет нам прочувствовать молитву душой.


3 часть. Развитие действий.

Итак:

- Что такое «молитва»? (словесное обращение к Богу)

- А теперь давайте обратимся к определению, которое дают святые отцы……..

- А что же прося люди обычно у Бога? ( Здоровья, прощения, благ).

- И опять мне хочется обратиться к «Симфонии » Тихона Задонского……………..

И в царской семье, несмотря на полный достаток, очень часто молились, если помнить, что молитва – это просьба, то о чём могли просить в царской семье? Сейчас мы с вами послушаем стихотворение «Молитва», написанное Константином Романовым, в исполнении ученика вашего класса, а вы обратите внимание на просьбу, с которой обращается к Всевышнему член царской семьи.




Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.


Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.


Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить.

Учитель. О чём просил в молитве К.Романов в своей молитве? (о христианской любви). Да, о любви, которая всё терпит, всё прощает

Когда мы любим своих друзей, близких, которые к нам хорошо относятся – это не большой труд. Гораздо сложнее любить врагов, с которыми ты не дружен, с которыми когда-то поссорился, или тех, кто предал. Тихон Задонский по этому поводу говорит так:………….

Служба в православном храме - прежде всего молитвы, и сейчас мы послушаем молитву «Да не разлучит от любви Божьей», которая прозвучит на фоне вида храмов.

Слайд №2


Необычайно красивая, гармоничная музыка. Какие слова рождаются при прослушивании молитвы? (тишина, спокойствие, умиротворение). Действительно: благословенен молитвословия час…

А часто ли мы обращаемся к Богу с молитвами в течение дня? Наверно не каждый день, а только тогда, когда совсем тяжело и помочь нам никто не может…

А сейчас мы послушаем историю, рассказывающую об одном воскресном дне ребёнка из православной семьи.

Слайд №3


Обратите внимание, как часто обращаются с молитвой к Богу в православной семье. А во времена, когда жил П.И.Чайковский, так проходил день каждого ребёнка. Сам композитор был глубоко верующим человеком. Известно стихотворение 11 летнего Пети, написанного на французском языке. Вот буквальный перевод этих незамысловатых детских наивных строчек, пронизанных особой теплотой.

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть опора

Она как свет, нам душу освещает.


4 часть. Кульминация.


Сегодня мы будем слушать произведения Чайковского из «Детского альбома», но сначала давайте вспомним:

- Сколько пьес вошло в альбом? (24)

- Случайно ли это количество пьес?

(Нет не случайно, в сутках 24 часа. Чтобы каждый час был интересен для любимой племянницы, которая болела и не могла выходить из дома.)

А теперь давайте подумаем. Мог ли Чайковский, заботясь о всестороннем развитии заболевшего ребёнка, забыть о времени, которое отведёно на ежедневную молитву?

- Конечно, не мог! И поэтому 2 пьесы в «Детском альбоме » композитор посвящает молитве – это «Утренняя молитва» и «В церкви». Действительно, благословенен молитвословия час. Мы сейчас послушаем эти пьесы. А вы приготовьтесь рассказать о настроении произведений, какие чувства вызывает мелодия.

Звучит фонограмма №1 «Утренняя молитва» П.И.Чайковского

Вопросы к ученикам.

- Какие слова рождаются после прослушивания произведения? (ответы уч-ся)

- А какое чувство оставляет движущаяся вверх мелодия на затухающей динамике? (просветление).

-Какие инструменты звучали? (симфонический оркестр).

Совершенно верно. А как же получается, что композитор написал произведение для фортепиано, а его исполняет симфонический оркестр? Как называется приём, когда ноты перекладываются для иного инструмента, не того, который задумал автор?

(Аранжировка)

- Правильно.

-Послушаем пьесу «В церкви».


Звучит фонограмма №2 «В церкви» П.И.Чайковского.

-Какое чувство оставляет после прослушивания это произведение? (тихо, мирно, успокоение, кажется, что звучит молитва, звон колоколов).

-Интересная история у этой пьесы. В основу произведения легла оригинальная молитва «Помилуй мя Боже, по великой милости Твоей».

-В каждой пьесе звучит как бы сама молитва и передаёт то состояниё, которое остаётся после неё.

-Как вы думаете, почему «Утренней молитвой» П.Чайковский начинает свой «Детский альбом», а пьесой «В церкви» заканчивает? (День начинается молитвой и заканчивается.).


5 часть. Закрепление материала.

Наш разговор о молитве был бы не полным, если бы мы не вспомнили о молитве Богородице – матери Христа. Образ матери является символом всего самого доброго, родного, святого и не случайно самые искренние, самые сокровенные молитвы звучат у иконы Пресвятой Богородицы. Послушайте молитву «Богородице Дево, радуйся».


Слайд 4


Сейчас мне хочется прочитать стихотворение иеромонаха Романа, который живёт в наше время в скиту в уединении.



Матушка молча склонилась

Видно просила душа,

Матушка тихо молилась,

Чтоб никому не мешать.

- О, Преблагая Царице!

Дай донести, дотерпеть,

Пусть ничего не случится

С тем, кто взывает к тебе.

Деток моих не остави,

Трудной порой помози,

Всякой обиды избави,

Мимо беду пронеси.

Тихое это моленье,

Лампу, трескучий мороз,

В окнах узоров искренье –

Вот что из детства донёс.


На прошлом уроке мы с вами начали разучивать песню «Ангел» на стихи М.Лермонтова муз. Л.Марченко


Слайд №5 (со словами песни)


- Напомните мне, пожалуйста, кто такой Ангел?

(от греческого «вестник», сверхъестесвенные силы, Духи, созданные Богом. При крещении каждому приставляется Ангел- хранитель).

Работа над фразировкой в песне «Ангел».


5. Подведение итогов.

Ребята, что нового мы с вами узнали о молитве?

Ответы учеников.

  1. Молитва – это не всегда слова, но всегда чувства.

  2. Молитва в красках, в камне, в звуке.

  3. Молятся не только когда плохо, но и из благодарности к Богу за то хорошее, что у нас есть в жизни.

  4. Существуют музыкальные произведения, имитирующие интонации молитвы церковного хора.

  5. Есть много стихов, посвящённых молитве.

6. Эпилог.


Сегодня мы начали урок с колокольного звона «молитва в звуке» и закончить его мне хочется тоже под звон колоколов.


Слайд №1

Колокол, с молитвою сливаясь,

Тронул наши души и сердца.

У молитвы к Богу есть начало,

Но молитве этой нет конца.

Вы в душе, ребята, сохраните

Этой искры Божью благодать.

Пусть урок останется открытым –

В вашей жизни их не сосчитать…

Пусть хранит Господь вас в нашем мире,

И вершите добрые дела.

Ведь любви сегодня приоткрылись

Ваши юные, прекрасные сердца!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок "Благословенен молитвословия час"

Автор: Лотина Светлана Леонидовна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339804


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства