«Особенности современного детского репертуара в классе гитары»
«Особенности современного детского репертуара в классе гитары»
Академическая гитарная школа, в большинстве случаев, не откликается на происходящие в мировом музыкальном искусстве процессы интеграции классического, современного, этнического и джазового стилей музыки. А современная методика обучения игре на классической гитаре не включает в свою программу изучение других традиционных гитарных направлений в музыке (например, фламенко или босса-нову и т.д.).
В данной работе мы рассмотрим принципы выбора современных произведений и пьес, написанных в разных музыкальных стилях в учебный детский репертуар, разберем, какой должна быть современная музыка для детей, проанализируем значение образности, программности и технической сложности современной детской музыки, а так же отметим принципы оформления нотных сборников современных авторов, направленных на детскую аудиторию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Особенности современного детского репертуара в классе гитары»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
НОВОСПАССКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Особенности современного детского репертуара в классе гитары»
Автор:
Шувалов Владимир Александрович, преподаватель народного отделения
Содержание
Введение
Принципы подбора современных пьес в учебный детский репертуар
Особенности современной гитарной музыки для детей
Современный репертуар в различных музыкальных стилях
Принципы оформления современных нотных сборников для детей
Заключение
Список литературы
Ведение
Развитие исполнительской культуры гитариста происходит на протяжении всей его творческой жизни и зависит от путей ее формирования. В настоящее время этому вопросу не уделяется должного внимания, что негативно отражается на развитии музыкальных способностей учащихся-гитаристов, а также на творческом развитии их личности. Формирование исполнительской культуры современного гитариста является сложным многогранным процессом. Он включает в себя скрупулезную работу в различных направлениях на всех этапах обучения и должен носить развивающий характер.
Определим основные направления деятельности по формированию исполнительской культуры учащегося-гитариста: развитие общей культуры личности, интеллектуальное развитие; развитие музыкальных способностей; формирование исполнительских умений. Основной педагогической задачей считается не столько воспитание яркого музыканта-профессионала, а, прежде всего, формирование у ребенка желания музицировать, которое он, по возможности, должен пронести через всю свою жизнь.
Современная шестиструнная гитара, пожалуй, самый интернациональный музыкальный инструмент, и в тоже время – это один из древнейших музыкальных инструментов, истоки которого уходят в глубокое прошлое. В XXI-ом веке, в связи с развитием электроники появилось огромное многообразие форм и конструкций шестиструнных гитар: электрогитары, электроакустические гитары, midi-гитары, гитары с пьезо звукоснимателями. Звук классических гитар усиливается электроникой практически без искажения. Инструмент проник в десятки жанров современной музыки: джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня, поп-музыка. В связи с этим появился новый репертуар для гитары не только для профессиональных исполнителей, но и учащихся детских школ искусств, а разнообразие стилей требует от исполнителя знание особенностей звукоизвлечения, штрихов.
Академическая гитарная школа, в большинстве случаев, не откликается на происходящие в мировом музыкальном искусстве процессы интеграции классического, современного, этнического и джазового стилей музыки. А современная методика обучения игре на классической гитаре не включает в свою программу изучение других традиционных гитарных направлений в музыке (например, фламенко или босса-нову и т.д.).
В данной работе мы рассмотрим принципы выбора современных произведений и пьес, написанных в разных музыкальных стилях в учебный детский репертуар, разберем, какой должна быть современная музыка для детей, проанализируем значение образности, программности и технической сложности современной детской музыки, а так же отметим принципы оформления нотных сборников современных авторов, направленных на детскую аудиторию.
Принципы подбора современных пьес в учебный детский репертуар
Мы живём в 21 веке, веке компьютерных и коммуникационных технологий. В веке, где массовая культура с помощью кино, телевидения, Интернета агрессивно навязывает детям свои законы и вкусы. В этой ситуации задача педагога-гитариста состоит в том, чтобы привить ученику любовь к музыке и культурным ценностям, далёким от тех, что пропагандируются с телевизионного экрана. И в этом противостоянии ученику, как воздух, необходима современная гитарная музыка.
Естественно, музыка Каркасси, Карулли, Сора и других композиторов «золотого фонда гитарной классической музыки» имеет огромное значение для воспитания ученика. Но очень многие пьесы классических авторов кажутся современным ученикам скучными и неинтересными. И чтобы интерес ученика к классической гитаре не был окончательно утрачен, педагогу необходимо давать ему яркие пьесы современных композиторов.
Репертуар – самый важный, стержневой вопрос творчества исполнителя, это его лицо, его визитная карточка. Еще не слыша музыканта, но, зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о его творческом лице, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях. Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь исполнителя, постоянно повышает его исполнительское мастерство.
В учебном процессе репертуар приобретает особое значение, он является основой обучения и воспитания. Недостаточное внимание педагога к воспитывающей роли репертуара ведет к стихийному, нецеленаправленному развитию художественных вкусов и интересов. Поэтому одной из основных задач педагога (с самого начала обучения музыканта) является тщательно продуманное, целенаправленное составление репертуара для каждого учащегося.
При подборе учебного материала педагог, прежде всего, должен решить два вопроса:
какие новые знания и навыки приобретет учащийся, работая над данным произведением;
развитию, каких сторон личности будет способствовать художественное содержание произведения.
Каждый из этих аспектов работы связан с рядом проблем. Перечислим основные из них.
Проблема знаний. Основным требованием, которое предъявляет современный уровень культуры к обучению, является его интенсификация. Говоря иными словами, цель обучения должна быть достигнута с наименьшими затратами времени и сил, но с большими и лучшими результатами. Каким образом можно сократить, например, первоначальный период обучения игре на гитаре? Прежде всего, необходима тесная связь теоретического материала с практическим освоением инструмента – учащийся должен получать только ту информацию, которая нужна для овладения инструментом на данном этапе. Это приведет к прочному усвоению теоретических сведений, к приобретению знаний; практическая направленность знаний будет способствовать скорейшему формированию необходимых умений и переходу их в исполнительские навыки.
Проблема навыков. Процесс образования умений, полученных на начальном этапе обучения и перехода их в навыки должен включать в себя не только двигательные действия учащегося, но и анализ музыкального материала, выбор рациональной аппликатуры, чтение нотного текста с листа и т. п.
Проблема воспитания. Педагог не может видеть свою задачу только в том, чтобы научить учащихся хорошо играть на гитаре. В процессе овладения инструментом ученикам должны прививаться и другие качества, такие как: стремление постоянно обогащать свои знания в различных областях искусства; стремление к выработке эстетических взглядов и вкусов; умение видеть красивое в художественных произведениях различных видов искусства; способность полноценно воспринимать прекрасное в любой области жизни; стремление развивать свои художественные способности и совершенствоваться в одном из видов искусства.
При выборе репертуара современных авторов нужно руководствоваться общепринятыми критериями – необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, но на концерт лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому учащемуся надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.
Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит – оно отвечает его эмоциональному состоянию. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов. А серый репертуар, не соответствующий уровню интеллекта, снижает стремление заниматься музыкой.
В следующей главе нашей работы мы рассмотрим особенности современной гитарной музыки для детей.
Особенности современной гитарной музыки для детей
В данной главе мы рассмотрим, какой же должна быть современная гитарная музыка для детей. На первый взгляд ответ на этот вопрос достаточно простой – красивая и яркая. Но что понимать под словом красивая?
В педагогической практике встречаются моменты, когда музыка современных авторов для детей имеет полный успех у авторитетных музыкальных критиков и при этом вызывает сокрушительное поражение у тех, кому эта музыка адресована. А ведь ребенок будет с интересом разучивать и играть с удовольствием те произведения, которые ему нравятся. В чём же причина такого противоречия?
А ответ на этот вопрос достаточно прост… К сожалению, сейчас в современной музыке сложилась такая тенденция, которая, может быть, и оправдана для больших концертных произведений (симфоний, сонат, концертов), но не всегда подходит для музыки для детей.
Композитору, пишущему для детей, необходимо верно найти баланс между классическими консонансными и диссонирующими современными гармониями. Не нужно также забывать о самом ярком средстве музыкальной выразительности – мелодизме – все-таки эта музыка написана для юных гитаристов. И лучшей похвалой этой работе будет не хвалебная статья в гитарном журнале, а глаза учеников, которые будут светиться радостью от разучивания и исполнения этой музыки.
Огромное значение для ребенка имеет яркая образность и программность современных пьес. К сожалению, пьесы классиков с очень не конкретными названиями «Аndante», «Prelude», «Aria» не дают толчка для зрительной фантазии ученика, а написанные зачастую только для решения определенных технических задач, превращаются для ребенка в скучные арпеджио, пассажи, интервалы.
Многие современные композиторы стараются давать своим пьесам яркие названия: «Танец скорпиона», «День рождения без гостей», «Ученик, уставший играть гамму» - Олег Киселев, «Странствующий рыцарь» - Никита Кошкин, «Танец капризных марионеток» - Виктор Козлов и другие. И тогда, от ученика можно добиться полного раскрытия музыкального образа. Ведь согласитесь, не может быть пьеса «День рождения без гостей» суетливой, быстрой – она может быть только грустной, напевной. И наоборот, не может «Танец скорпиона» ласкать слух и убаюкивать – он может быть только агрессивным, жестким и излучать угрозу. Решая задачи по раскрытию музыкального образа, если угодно, даже создания образного музыкального клипа, ученик не может остаться безучастным к исполняемой им пьесе.
В отличие от фортепьяно, самая большая проблема на гитаре – это писать технически не сложные пьесы, поскольку любой аккорд, интервал, баррэ может сделать пьесу слишком сложной для исполнения детьми. Современные композиторы явно находятся перед непростым выбором – или идти на поводу у музыкальной идеи (ставить аккорды, баррэ), или ради технической простоты, ограничиваться большим количеством открытых струн и полностью отказаться от аккордов, которые могут вызвать технические сложности у ребёнка при исполнении. Хотя то, что для одного ученика может оказаться очень сложным, для другого будет вполне достижимым со временем, а для третьего вообще простым.
Поэтому не нужно бояться упрощать пьесы современных композиторов, говоря, что тем самым будут ущемлены авторские права композитора. Если ученик хочет играть пьесу, но на данный момент у него не получается несколько аккордов, значит, аккорд можно заменить более легким или просто взять в этом месте бас и верхний голос. В данном случае мы имеем дело с вынужденной аранжировкой пьесы для ее адаптации под технические возможности конкретного ученика, а это вполне допустимо и не может как-то обидеть автора. Ведь примерно, то же самое происходит, когда мы делаем переложение фортепианной и иной музыки для гитары.
Современная музыка для детей отличается не только музыкальностью, программностью и технической простотой, но она должна знакомить с различными музыкальными стилями и направлениями, что поможет расширить общий кругозор ребенка. Особенности современного детского репертуара в различных музыкальных стилях мы попытаемся раскрыть в следующей главе нашей работы.
Современный репертуар в различных музыкальных стилях
Очень важно давать ученику современные пьесы, написанные в разных музыкальных стилях, в том числе и джазовые пьесы. Эти пьесы очень нравятся ученикам, поскольку джазовая музыка насквозь проникнута оптимизмом, юмором, шаловливостью, то есть всеми теми качествами, которые так присущи детям. А качающийся ритмический рисунок свинга, неожиданные синкопы самбы и босса-новы, внезапные акценты рок-н-ролла привлекают учеников своей необычностью в сравнении с канонами классической музыки.
Очень важно давать юным гитаристам не переложения фортепьянных пьес «вечнозеленых джазовых тем», (которые зачастую сильно проигрывают оригиналу и технически очень трудны), а разучивать с ними джазовые пьесы, написанные специально для гитары и с учётом технических возможностей учеников. Преподаватели детских музыкальных школ и школ искусств нуждаются в новых системах и методиках, обогащающих учащихся знаниями; в более обширном и современном музыкальном репертуаре, позволяющем впоследствии перейти к любому другому стилю игры, кроме классического.
В этой связи ценен опыт и методические разработки таких гитаристов-композиторов и педагогов как А. Виницкий, Н. Кошкин, В. Калинин, В. Козлов, С. Руднев, Р. Дьенс, Л. Брауэр и т.д. В их творчестве есть пьесы как для уже состоявшихся исполнителей на классической гитаре, так и только начинающих гитаристов.
В пьесах для детей А. Виницкого видно, как умело и доступно показаны основы джаза. Например, Этюд №1 («Джазовые Этюды») написан в технике аккомпанемента с «шагающим» басом; нижний голос имитирует линию контрабаса, и играется ровными четвертями (как это характерно для свинга и бибопа). Синкопированные аккорды исполняются в свинговой пульсации. Этюд № 4 написан в стиле босса-нова. Основная задача этюда выработать ритмические ощущение «джазовых» восьмых (в виде триольного пунктира) в басовой линии и аккомпанементе. В этом этюде бас играет роль ритмической основы, аккорды как бы «отбрасываются» от баса или «сбрасываются» на бас, а ритм этюда строится на ритмических формулах, которые состоят из одного-двух тактов.
Миниатюра А. Виницкого «Маленький ковбой» написана в блюзовой манере очень точно передает музыкальные особенности стиля кантри. Композитор-гитарист Ю. Шилин знакомит с элементами стиля фламенко на примере ярких и красочных «Испанского танца» и «Волны Испании».
В сюите-соло для гитары Н. Кошкина «Баллады» присутствуют гармонии джазовых баллад, что позволяет учащемуся узнать новый гармонический язык и познакомиться с «джазовыми аккордами и заменами». У композитора есть произведения для совсем начинающих гитаристов, которые наполнены гармоническим языком эстрадной музыкой.
А. Винницкий в своём творчестве знакомит детей с блюзом, для изучения которого написана серия «Блюзов и джазовых прелюдий», а также этюды в форме блюза. Этюд №7 в E-dur является примером сочетания простоты фактуры и композиторской оригинальности. Как известно, написать для гитары «простое» сочинение весьма сложная задача для композитора. В этом этюде отражаются все характерные особенности блюза: форма, гармоническая схема и специфические блюзовые ноты (пониженные 3, 5, и 7 ступени).
У композитора В. Козлова также особое место в творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Его альбом – «Эхо бразильского карнавала» – сюита в трех частях (милонга, танго, румба), написанная в характерных для латиноамериканской танцевальной музыки ритмах, а «Детская сюита» в шести частях, в основе музыки которой – принцип контраста характеров и темпов, наряду с классическими художественными средствами альбом представляет современные красочные приемы игры на гитаре. Сюита «Маленькие тайны сеньориты гитары» состоит из пьес, каждая из которых предназначена для освоения определенного вида техники. Особый интерес представляет использование в музыке новейших приемов, появившихся в исполнительской практике в конце ХХ века.
Приемы исполнительства, свойственные электрогитаре, проникают и в среду «классиков». Бывает и так, что сами виртуозы электрогитары вносят наиболее интересные приемы игры в обиход классической гитары, и этот синтез рождает множество интересных штрихов и явлений в сочинениях. Так, можно сказать про прием, который эстрадные гитаристы называют tapping (удар по струнам без активного извлечения звука). Эта манера исполнения была изобретена американцем Стенли Джорданом, и нашла отклик среди широкого круга исполнителей. Представляется интересным познакомить с этим приёмом и юных гитаристов.
Несмотря на разнообразие пособий и пьес, позволяющих познакомить детей с современной музыкой, к сожалению, педагоги детских музыкальных школ и школ искусств не много времени уделяют этой стороне развития гитаристов (максимум одну, две пьесы за год, для разнообразия). Хотелось бы, чтобы этому вопросу уделялись отдельные семестры, зачёты, может быть даже конкурсы.
Ведь очень важно, чтобы к окончанию музыкальной школы, юный гитарист стал разноплановым исполнителем, и прекрасно себя чувствовал как в классических произведениях, так и в эстрадных. Знакомство и освоение современных стилей сделает процесс обучения разноплановым и интересным.
Существенное значение для ребенка имеет внешний вид нотного сборника, которым он пользуется. Как должен выглядеть современный сборник для детей, мы рассмотрим в следующей главе нашей работы.
Принципы оформления современных нотных сборников для детей
Педагоги проводят массу времени в поисках необходимого репертуарного материала: из одного сборника можно использовать пьесу, из другого – два упражнения, в третьем есть подходящая картинка, в четвертом – стихи... Хотелось бы найти детские музыкальные сборники с прекрасными мелодиями, стихами, иллюстрациями, с хорошо читаемыми детскими глазами нотами. Ведь тогда ученик с удовольствием возьмёт их в руки и будет с интересом играть музыку, напечатанную в такой книге. И, в конце концов, у него сохранится интерес к гитаре на протяжении многих лет. Так какими же должны быть современные нотные сборники для детей?
Все мы прекрасно знаем, насколько не прибыльным, а зачастую и просто убыточным, является издание нот для классической гитары. В России многие музыкальные издательства идут по пути минимизации затрат, то есть стараются и книги для взрослых, и книги для детей оформлять очень скромно, без рисунков, без ярких, броских, цветных обложек. Наверное, это разумно. С точки зрения бизнеса…
В качестве успешного сочетания внутреннего содержания и внешнего оформления современного нотного издания для детей можно привести некоторые примеры.
Донских В. «Я рисую музыку. Школа игры на гитаре для самых маленьких (3–6 лет)» и его логическое продолжение «Нарисуй картинку музыкой. Школа игры на гитаре для самых маленьких». Это необычное учебное пособие предназначено для обучения игре на шестиструнной гитаре детей с трех лет. Отличается от классических пособий тем, что обучение связано с цветом: трехлетние дети с трудом усваивают графическую запись звука, зато отлично воспринимают разные цвета. На этом, а также и на ритмическом произношении текстов и построены занятия с малышами: сначала произносится слово, затем играется звук, и ученику задается вопрос: какого цвета этот звук? И звук раскрашивается в цвет, выбранный учеником.
Вся школа рассчитана на обучение детей до поступления в музыкальную школу и делится на два периода: с 3-х лет до 5-ти – первый сборник; с 5-ти до 7-ми – второй. В первом сборнике «Я рисую музыку» акцент делается на привыкание к инструменту, вопросы посадки, постановки рук, изучение небольшого количества нот и исполнение (как можно более качественное в смысле звука) несложных пьес с постепенным расширением диапазона звучания. В сборнике «Нарисуй картинку музыкой» представлен материал для более углубленного изучения инструмента и приемов игры.
Бранд В. «Песенки гитаринки». Музыкальные пьесы здесь может сыграть даже тот, кто впервые взял гитару в руки. Для исполнения достаточно знать лишь самые первоначальные правила движения рук и пальцев при игре. Эти пьески сыграть самостоятельно довольно легко, нужно только выучить несколько новых значков и правил, немного поупражняться, и тогда непонятные кружочки, крючочки, точки и палочки превратятся в красивые музыкальные звуки. Маленькие ручки здесь вовсе не помеха, а послушав прилагаемый к сборнику диск, можно легко проверить, правильно ли получается, а самые смелые выдумщики и выдумщицы могут превратить песенки-гитаринки в настоящие песенки, если попробуют сочинить стишки к этим мелодиям.
Киселев О. «Времена года. Альбом юного гитариста». В сборник включены цикл миниатюр «Десять пьес для юных гитаристов», сюита «Новогодний диптих» и четыре сюиты «Времена года». Это первая официальная публикация пьес в России. Ранее они были изданы в Италии, Бельгии, Польше, Швейцарии. Автор использует всю богатую палитру музыкальных жанров и стилей – это и средневековые баллады, и романтические вальсы, и сентиментальные мимолетности, и, конечно же, столь любимый композитором джаз. Сборник составлен так, чтобы ученик с любым техническим уровнем и музыкальным вкусом смог найти себе пьесу по силам и по душе. К сборнику прилагается компакт-диск с записью всех пьес в исполнении автора. Издание адресовано учащимся младших и старших классов детских музыкальных школ, а также студентам начальных курсов музыкальных училищ и колледжей.
Киселев О. «Блюз опоздавшего поезда». В сборник включены авторские джазовые пьесы, написанные в различных стилях: блюз, буги-вуги, рэгтайм, босса, самба, а также многих других. Яркие, образные названия пьес позволят юным музыкантам более точно передать композиторский замысел и характер произведений. Многие пьесы пропитаны духом безудержного оптимизма и искромётного юмора, что не может оставить равнодушным ни их исполнителя, ни слушателя. Автор знакомит юных музыкантов со многими стилями джаза, особенностями исполнения, а также характерными для джазовой музыки приёмами игры. Издание адресовано учащимся средних, старших классов детских музыкальных школ, а также студентам музыкальных колледжей и училищ.
Заключение
В наше время можно говорить о стремительном росте профессионализма в гитарной педагогике, связанном с появлением современной, грамотной, основанной на кропотливой исследовательской работе методической литературы и нового, «свежего» репертуара. Ведь не секрет, что на протяжении многих лет мы ощущали огромный пробел в этой области, и явное отставание теории от практики. А, как известно, успех сопутствует лишь тогда, когда теория и практика развиваются одновременно. Благодаря авторам, решившим поделиться своим богатым педагогическим опытом, многие педагоги получили возможность овладеть обширными познаниями в этой области и расширить репертуар своих учеников.
В данной работе мы рассмотрели принципы выбора современных произведений и пьес, написанных в разных музыкальных стилях в учебный детский репертуар, разобрали, какой должна быть современная музыка для детей, проанализировали значение образности, программности и технической сложности современной детской музыки, а так же представили обзор некоторых нотных сборников современных авторов, направленных на детскую аудиторию.
Подводя итог, можно отметить, что современный детский репертуар для классической гитары идет в русле общих тенденций развития мирового академического музыкального искусства, что вполне характерно для развития всех академических музыкальных инструментов, используемых в современной музыкально-исполнительской практике. С другой стороны, развитие современного репертуара для классической гитары отличается особой чистотой и яркой выраженностью национальных черт, вследствие чего можно говорить о развитии национальных традиций как об одной из ярких особенностей развития репертуара для классической гитары в XX-XXI веке.
Список литературы
Аверин В. История исполнительства на русских народных инструментах. – Красноярск: КрасГУ, 2002. – 296 с.
Борисевич В. Г. Оптимизация музыкально-технического развития учащихся-гитаристов на начальном этапе музыкального образования // Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях / Ред.-сост. Е.А. Бодина; ред. колл.: Г.С. Алфеевская, Н.Н. Телышева. – М.: МГПУ, 2009. – 194 с.
Виницкий А. Джазовые этюды и упражнения для классической гитары. – М.: Музыка, 2001. – 26 с.
Дмитриева Н. Н. Нотная папка гитариста № 1. Начальный этап обучения. Методика, пьесы, этюды, творческие упражнения. – М.: ДЕКА-ВС, 2008.
Дмитриева Н. Н. Нотная папка гитариста № 2. Начальные классы музыкальной школы. Методика, пьесы, этюды, полифонические произведения, крупная форма, ансамбли. – М.: ДЕКА-ВС, 2009.
Донских В. Я рисую музыку. Школа игры на гитаре для самых маленьких. – СПб.: Композхитор, 2005. – 51 с.
Донских В. Нарисуй картинку музыкой. Школа игры на гитаре для самых маленьких. – СПб.: Композитор, 2007. – 39 с.
Киселев О. Современная гитарная музыка для детей. http://terraguitar.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=5
Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. – 370 с.
Эверс Р. Некоторые особенности современного гитарного искусства //Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. II Междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2007 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2007. – 3-6 с.