Особенности подбора песенного репертуара, формирование музыкального вкуса
Особенности подбора песенного репертуара, формирование музыкального вкуса
Творческий путь каждого вокалиста неразрывно связан с необходимостью тщательного подбора репертуара. Именно от репертуара зависит дальнейшая профессиональная востребованность, что немаловажно для любого начинающего или уже опытного певца.
Репертуар также – один из самых важных, стержневых вопросов жизни творческого коллектива. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого учащегося, и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности подбора песенного репертуара, формирование музыкального вкуса»
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств п. Гигант»
Методическая разработка:
«Особенности подбора песенного репертуара, формирование музыкального вкуса»
Подготовила:
преподаватель высшей категории
МБУ ДО ДШИ п. Гигант
Катеко Юлия Викторовна
п. Гигант
Содержание
Введение
1. Основная часть:
1.2 Основные принципы подбора репертуара.
1.3 Формирование репертуара по возрастным группам.
2. Влияние духовной и народной музыки на подрастающее поколение.
Заключение
Список литературы
Введение.
Творческий путь каждого вокалиста неразрывно связан с необходимостью тщательного подбора репертуара. Именно от репертуара зависит дальнейшая профессиональная востребованность, что немаловажно для любого начинающего или уже опытного певца.
Репертуар также – один из самых важных, стержневых вопросов жизни творческого коллектива. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого учащегося, и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами.
Требования к подбору репертуара – это концентрированное выражение основ педагогики, методики, эстетики и даже политики. В умело подобранном репертуаре, наиболее полно прослеживается единство воспитания и обучения, единство процесса овладения знаниями, навыками, умениями и систематического, целенаправленного воздействия и на духовное развитие личности.
Цель исследования - выявить основные методы и приемы работы над подбором песенного репертуара.
Задачи исследования – обобщить теоретические основы исследований подбора песенного репертуара, осуществить анализ детского репертуара.
Основная часть.
Основные принципы подбора репертуара.
Основные принципы подбора репертуара сводятся к следующему:
1.Доступность для детей данного возраста образного содержания намечаемых произведений. Иногда руководители хоров убивают в детях интерес и желание петь только тем, что включают в репертуар произведения, руководствуясь не объективным уровнем детского мышления, вкуса и задачами их развития, а только своим желанием.
Однако нередко бывает и так, что отобранный репертуар доступен детям, понятна логика образов и событий, несложен музыкальный язык, но песни не вызывают у детей душевного отклика и настойчивая работа над ними превращается в бедствие для хора.
2.Следовательно, намеченный репертуар должен быть по самому строю эмоций близок детям, способен вызвать у них соответствующие чувства. Поэтому, например, репертуар хора мальчиков будет иметь немало специфических “мальчишеских” произведений, а репертуар хора, занимающегося первый год, гораздо проще по эмоциональному содержанию, чем у коллектива, имеющего определённый стаж в искусстве.
Выбор репертуара с этой точки зрения во многом зависит от темы и качества стихотворного текста. Хотя музыка в песне на первом плане, и именно она несёт главный заряд эстетической информации, всё же в лучших произведениях художественный и эмоциональный стихов есть та первооснова, которая и вызывает к жизни музыку!
Поэтому закономерным для вокальных жанров является тот факт, что работая над исполнительской трактовкой песен или хоров, мы отталкиваемся в первую очередь от слова. Вот почему целесообразно знакомство с песней при выборе репертуара начинать с ознакомления с её первоосновой – с текстом.
Слишком много пишется стихов (и песен на эти стихи) безликих, адресованных детям вообще и потому мало-образных, психологически недостоверных. Банальные, лишенные красивой мысли стихи часто делают ненужным и знакомство с музыкой песни. И даже если на такие стихи написана хорошая музыка, что иногда случается, всё равно высокохудожественным такое вокальное произведение назвать нельзя.
3. Очень важным является соответствие репертуара техническим возможным коллектива. Игнорирование этого требования, становится одним из самых разрушительных моментов в работе хора. Диапазон песни, её тесситура, мелодические и гармонические трудности, особенности дыхания, темпа, ритма, дикции и т. д. должны быть соотнесены с возможностями хора в первую очередь.
4. Репертуар должен быть широким по эмоционально-образному и глубоким по идейному диапазону, что предполагает его жанровое разнообразие:
Марши, вальсы, песни лирические и героические, патриотические, шуточные, а также классика и народные песни.
5.Какая-то часть репертуара непременно должна отвечать теме дня, запросам живой жизни города, страны, мира.
6. Репертуарный план на год обязательно должен включать произведения, поднимающие хор на новую, более высокую художественную ступень.
Эти основные требования к репертуару, являются обязательными для любого этапа работы детского хора. “Дети, как правило, увлекаются по- настоящему тогда, когда перед ними всё время ставятся новые задачи, доступные им, становится скучно и неинтересно. Если всё слишком трудно, они начинают терять веру в себя и тоже склонны уйти в сторону. От воспитателя-учителя, требуется решение очень сложной задачи – найти разумную среднюю линию между двумя этими крайностями.
Формирование репертуара по возрастам.
Остановимся подробнее на некоторых основных моментах в формировании репертуара.
Для детей нужно подбирать разнообразный и высокохудожественный репертуар, в котором сочетаются произведения патриотические и игровые, лирические и шуточные, медленные и быстрые. В нём должны найти место сочетания современных авторов, русская и зарубежная классика, народное творчество и старинная духовная музыка. Каждое из этих сочинений, раскроет перед детьми свои наиболее характерные черты и тем самым значительно обогатит их духовный мир, расширит их музыкальный горизонт. Так, народное творчество покорит юных певцов родниковой чистотой интонационной и ритмической сферы, незатейливой красотой поэтических образов; классическая музыка – глубиной содержания, разнообразием и строгостью формы; современные сочинения – поиском новых средств музыкальной выразительности,
так созвучным и беспокойным ритмам нашей действительности.
Понятно, что формируя репертуар для той или иной возрастной группы, руководитель должен, прежде всего обращать внимание на соответствие идейно-художественного содержания произведения возможностям восприятия детей, проверять тесситурные условия и диапазон каждого голоса, определять нагрузку, которая падает на дыхательный аппарат и, конечно сопоставлять чисто технические возможности хора с теми, которые предъявляются данным сочинением.
Что же касается интересов детей, то их следует не только учитывать, но и направлять. Приведём лишь один пример. В настоящее время дети в возрасте 7–10 лет информированы значительно шире, чем их сверстники 10-15 лет назад. Их интересы в наши дни во многом определяются научно-техническим прогрессом. С природой и животными, сегодняшние городские дети соприкасаются значительно меньше. А ведь именно природа воспитывает в человеке такие важные черты характера, как нежность, ласковость, доброта, милосердие, мечтательность. Вот почему так важно не забывать об этом при подборе репертуара и обязательно включать в него произведения, воспевающую природу и “братьев наших меньших”. Конечно, это лишь частный пример, но весьма показательный.
Серьёзное и глубокое воздействие репертуара на воспитание и образование детей возможно лишь в том случае, если он будет осваиваться активно и сознательно. Хормейстер должен создать такую творческую атмосферу репетиционной работы, при которой эти принципы раскрываются наиболее полно.
Созданию такой обстановки в значительной мере способствует наличие в репертуаре трёх групп сочинений. Одна группа должна полностью соответствовать исполнительским возможностям коллектива, другая – опережать эти возможности и третья – быть легче достигнутого уровня. Соблюдение этого принципа активизирует репетиции и помогает сознательно усваивать материал.
Наличие трёх групп сложности даёт возможность педагогу своевременно переключать внимание детей с трудного на лёгкое, менять ритм в работе и вовремя снимать напряжение.
Дети с помощью педагога должны глубоко вникать в содержание произведения, понимать каждое слово, чутко переживать музыкальное развитие с тем, чтобы сознательно находить самые точные исполнительские выразительные средства. Эти навыки постепенно и систематически накапливаются в коллективе также благодаря чёткому продуманному репертуару.
В ансамбле, состоящем из младших школьников и только начинающим свою работу, эта проблема связана с самим процессом пения, с правильным звукообразованием. А это значит, что преподаватель, прежде всего, столкнётся с певческим дыханием. Поэтому, руководитель прежде всего должен владеть своим певческим аппаратом, также обязан включить в репертуар сочинения, помогающие приобрести эти необходимые вокальные навыки. Он отбирает простые одноголосные песни напевного характера в небольшом диапазоне, мелодия которых чётко делится на короткие фразы, заканчивающиеся выдержанным звуком. Сознательное исполнение детьми каждой фразы на одном дыхании, с интонационно ясным пропеванием последнего звука обеспечит прочное усвоение ими столь важного певческого навыка. Постепенно усложняя задачи в каждом новом произведении, мы в конце концов добьёмся приобретения и более сложных умений в области дыхания вплоть до усвоения так называемого цепного.
Здесь уместно подчеркнуть ещё одно важное условие в формировании репертуара. Технические задачи ни в коем случае не должны влиять на художественный уровень произведений. Руководителю следует помнить, что только увлечённая работа ребёнка приносить ему радость и не утомляет его. Весь репертуар должен быть увлекательным, поэтому сочинения, преследуя чисто технические задачи, нужно использовать лишь в качестве упражнений.
Правда, следует помнить и о том, что не все произведения, сразу же захватывают детей образным интересным содержанием или ярким мелодическим развитием. Вот почему в репертуаре должны быть и песни, быстро завоёвывающие любовь детей, и такие, которые раскрывают свою притягательную красоту постепенно, в процессе кропотливой репетиционной работы. Такое сочетание произведений также даст возможность педагогу значительно разнообразить творческую атмосферу занятий.
Наконец, немаловажное значение имеет и количественная сторона репертуара. Здесь недобор также плох, как и перебор. Слишком большой репертуар не даст возможности осуществлять кропотливую целенаправленную, систематическую работу, а ограниченный наверняка затормозит естественное, полноценное, последовательное воспитание необходимых навыков.
Влияние духовной и народной музыки
на подрастающее поколение.
Подчеркнём, что в настоящее время проблема репертуара стоит особо остро. Музыкальная информация, окружающая детей, весьма однобокая. Телевидение, радио передают в основном, поп-музыку. Рынок для технических средств (пластинки, кассеты, компакт-диски) на 80-90% насыщен музыкой лёгких жанров. В такой атмосфере педагогу приходиться особенно трудно. Но он обязан использовать все возможные рычаги влияния на детей с тем, чтобы вызвать у них желание заниматься серьёзной музыкой. Скажем, воспользоваться живым интересом многих взрослых и детей к русскому духовному наследию, благодаря чему вызвать у учащихся необходимость глубокого его изучения и освоения. Серьёзная работа в этом направлении невольно заставит детей обратить внимание и на взаимность духовного искусства с народным творчеством и классической музыкой.
Известно, что серьёзной проблемой современного учителя является крайняя несобранность детей, а во многих случаях даже полная неспособность к концентрации внимания. Это результат нашего времени, который выплёскивает на детей непрерывный поток информации, разного рода зрелищ. Телевизионной продукции и др., что разрушает целостность личности ребёнка, часто приводит к патологическому состоянию. “Необучаемость” детей – педагогический термин, появившийся во второй половине XX столетия.
Основополагающая концепция древнерусской педагогики “стоит на том” что человек по естеству своему создан цельным, гармоничным, а “центробежное направление ума”, рождающее рассеянность и разбросанность, лишают его духовного здоровья.
Эта нравственная педагогическая концепция лежит в основе духовных песнопений, которые понимались как интеллектуальное и волевое усилие к сосредоточению и являлись средством воспитания и сохранения правильного душевного и духовного состояния.
Что даст детям приобщение к православной музыке? Во-первых, знание истории и истоков культуры своей страны. Во-вторых, духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического и нравственного воспитания. Она поможет обратить детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе; будет воспитывать чувство красоты, гармонии, взывать к совести и милосердию. В-третьих, с ведением в уроках духовной музыки слуховой опыт детей пополниться новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. Через духовную музыку дети соприкоснуться с вечными нравственными истинами, раскроют для себя высшую гармонию мироздания. Наконец, с культурных позиций, духовная музыка может стать одной из форм художественного познания мира.
Воспитание на материале подлинного народного песенного искусства даёт детям возможность познать богатство национальной культуры, красоту родного языка, своеобразие и закономерности строения национальной мелодики. Отечественные педагоги-исследователи неоднократно высказывали мысль о большой значимости русской народной песни в школьном воспитательном процессе. Б.В. Асафьев в одной из своих статей отмечал: “Лично я верю в мощную потенциальную энергию крестьянского песенного языка, ещё далеко не исчерпанную и не разившуюся до полноты возможностей… Необходимо стремиться так или иначе поддерживать в общеобразовательной школе восприятие народно-песенных ритмов и мелодики…”
Русская народная песня занимает одно из ведущих мест в системе музыкального обучения и воспитания детей, что объясняет значительным многообразием заложенных в ней учебно-образовательных возможностей. Нет сомнения в том, что знакомство детей с русской народной песней лишь на уроке музыки является недостаточным для постижения её глубины. Поэтому занятия в ансамбле или уроки сольного пения помогут детям лучше почувствовать нравственно-эстетическое отношение к народно-песенным традициям, а через них – понять особенность русской национальной музыкальной культуры.
Основа любого репертуара по обучению детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению обязательно должна состоять из произведений детского музыкального фольклора, так как эти произведения хорошо знакомы детям; легко воспринимаются типы интонирования, которыми исполняются эти произведения; структура мелодики детских песен, её архитектоника лучше всего развивает в естественной природной позиции детский голос, укрепляет его, подготавливает к исполнению более сложных произведений уже взрослого фольклора. Как известно, в понятие “детские песни” или “детский музыкальный фольклор” входят: произведения, созданные взрослыми для детей, которые исполняются при укачивании в люльке младенца (колыбельные), при пестовании его (пестушки), при развлечении и игре с ребёнком (потешки, прибаутки), а также творчество самих детей, то есть то, что находиться в их репертуаре и исполняется только детьми – считалки, дразнилки, приговорки, заклички игровые песенные припевы и т. д.
Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках - формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки – формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям того или иного ребёнка. Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и певческое дыхание, голосовой аппарат, - ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок, прибауток, поются полным голосом, легко и непринуждённо.
В быту, в повседневности, детские песни имеют значение функциональное, утилитарное: они призваны помочь интересней провести игру, организовать её. Песни, припевы иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту; ведь в основе их миропонимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент. Исполняя попевку, следует учитывать её роль в той или иной игре, сопровождается ли она движениями, фиксируя ли ритмические акценты хлопками в ладоши, ударами мяча, прыжками, подскоками.
Источник репертуара следует искать, прежде всего, в песенных образцах с ярко выраженным игровым началом, танцем, пляской, шуткой, игрой.
Стремление к актёрству, к игре присуще всем детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры, в той или иной мере, могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение сопровождается разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих произведениях фольклора, например, в русских хоровых и свадебных песнях.
В репертуаре могут быть использованы песни любого жанра, подходящие по содержанию и сложности напева, наиболее удобные из них – хороводные, плясовые, игровые, шуточные, календарные песни, свадебные дразнилки. Однако не следует считать, что для детского исполнения подходят не только весёлые скорые произведения. Эмоциональный отклик вызывает у детей и спокойные, напевные песни, отличающиеся мягким, задушевным характером, протяжные песни с драматическим содержанием. Среди них лирические и свадебные песни.
Русская лирическая песня раскрывает нам духовный мир народа. В ней человек отразил все свои сокровенные мысли, чувства, переживания. Круг музыкальных образов лирической песни необычайно широк: есть грустные и удалые, глубоко печальные и грозно – мужественные, мягко – женственные и тихие, необычайно светлые.
В многообразии старинных лирических песен нередко можно встретить и напевы сравнительно простого мелодического склада, доступные для исполнения детей среднего и старшего возраста. Им не свойственна широта диапазона, объём их не превышает септимы-октавы. Этим напевам присущи ясная пропорциональность строения и ритмическая чёткость.
Образцы лирических песен с несложной мелодикой напевов и поэтическими текстами, доступными и понятными детям, вполне могут входить в репертуар для обучения детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению.
Русская народная песня доступна для младших школьников с точки зрения её содержания и выразительных художественных средств. Этому способствуют синкретичность произведений – органичная связь пения, игры, динамики, пластики движений, яркая образность музыкально-поэтического языка.
Воспитывая детей на народно-песенном материале, мы вводим их в мир добра и справедливости, прививаем любовь к народным интонациям и доброму слову, приобщаем к родной национальной культуре.
Заключение
Итак, при формировании репертуара мы должны соблюдать следующие принципы:
1. Постепенное усложнение репертуара
2. Доступность отобранного материала для восприятия учащимися, учёт их возрастных особенностей
3. Последовательность изложения материала, отражающая внутреннюю логику и закономерности религиозно-духовной культуры
4. Системность в изложении материала
5. Естественная связь нового материала с уже изученным, опора на уровень развития учащихся и их знания
6. Содержание курса, отражающее характерные образы, темы, стилевые направления религиозно-духовной музыки
7. Опора на церковный текст, каноническое Слово как основу духовной музыки
“линейное” изложение материала в сочетании с “концентрическим”.
8. Сопоставление русской православной культуры с западноевропейской христианской культурой (предполагается краткое знакомство также с культурой буддизма и ислама).
Список литературы
1.Шацкая В.Н. Детский голос.М.,1980г
2.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.М.,2004
3.Нейгауз Г. Методика работы с хоровым коллективом М.,1988.
4.Менабени А. Е. Методика обучения сольному пению.М.,1986.