kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Оркестровые произведения композиторов Казахстана»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений, воспитание поликультурной личности через интегрированные связи с литературой, ИЗО, историей своей Родины, воспитание патриотизма через слушание произведений казахских композиторов, воспитание эмоциональной отзывчивости на прослушанные произведения.

   Осознанное восприятие: развитие музыкального мышления учащихся через постижение интонационного своеобразия музыки М. Тулебаева, Курмангазы, Д.Б. Кабалевского: вспомнить понятия кюй, акын, айтыс, опера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Левина»

КГУ «Возвышенская средняя школа» УРОК МУЗЫКИ в 6 классе «Оркестровые произведения композиторов Казахстана»






Учитель: Левина И. И.



ТЕМА УРОКА: Оркестровые произведения композиторов Казахстана.

ЦЕЛЬ: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки композиторов Курмангазы, М.Тулебаева, Д.Б. Кабалевского.

ЗАДАЧИ:
  1. Воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений, воспитание поликультурной личности через интегрированные связи с литературой, ИЗО, историей своей Родины, воспитание патриотизма через слушание произведений казахских композиторов, воспитание эмоциональной отзывчивости на прослушанные произведения.

  2. Осознанное восприятие: развитие музыкального мышления учащихся через постижение интонационного своеобразия музыки М. Тулебаева, Курмангазы, Д.Б. Кабалевского: вспомнить понятия кюй, акын, айтыс, опера.

  3. Деятельно-практическое развитие: а) развитие слушательской культуры (умение дослушивать произведение до конца и анализировать его); б) Развитие вокально-хоровых навыков. Пение в унисон, работа над дыханием, звуковедением.

Принципы:
  1. Принцип единства воспитания, обучения, развития.

  2. Принцип научности, доступности.

  3. Принцип связи музыки с жизнью.

  4. Принцип увлеченности.

  5. Принцип активности, самостоятельности, сознательности и его реализация на уроке и в не его.

  6. Принцип тематического построение урока.

  7. Принцип оптимизации.

Методы:
  1. Перспективные (направленные на восприятие):

а) словесные (дискуссия);

б) наглядные (подготовка нотного текста, портретов композиторов, видео материалов);

в) практические (вокально- хоровая работа, слушанье музыки, домашняя практическая работа).

II.Гностические – когда знания усваиваются в процессе размышления над проблемами поисковой ситуации:

а) проблемно-поисковые;

б) частично-поисковые;

в) логически индуктивные – от частного к общему;

г) концентрически, когда знания усваиваются на новом витке осмысления;

д) сравнил;

е) обобщил.


III. Управленческие:

а) знания усваиваются под руководством учителя;

б) мотивация – создание мотивов успеха поощрения;

в) метод музыкально-художественной драматургии построения урока.

IV. Контролирующие:

а) устные;

б) письменные.

Тип урока: урок – введение в тему. Оборудование: магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель, портрет Курмангазы, М. Тулебаева, Д.Б. Кабалевского. Репродукции: «Моя Родина», стихотворение И. Джансугурова, высказывание о песни и степи – на доске. Музыкальный материал:

1. «Сары-Арка» Курмангазы – вход, слушание.

2. М. Тулебаев. Танец и хор из оперы «Биржан и Сара»- слушание, видео.

3. Видео о М. Тулебаеве – слушание.

4. «Что мы Родиной зовем» – исполнение.

5. «Песня об Алма–Ате» А. Дубровский – исполнение.

6. «Наш край» – Д. Кабалевский – разучивание.

Ход урока:
  1. Вход под музыку Курмангазы “Сары-Арка”.

- Какая она по характеру?

- Какое настроение подарила?

- Какие интонации? (маршевые)

- Композиторская или народная музыка?

- Кто композитор этой музыки? (Курмангазы).

- Как называется это произведение? (кюй).

- Что такое кюй?

- Какие инструменты вы услышали? (домбры, кобызы).

- Как называется это произведение? («Сары – Арка»).

- Какую картину вам нарисовала музыка?

- Давайте еще раз послушаем этот кюй и посмотрим, сходятся ли ваши представления с тем, что вам покажут? Просмотр клипа.

- Только ли о золотой степи Курмангазы сочинил свою музыку, а кинематографисты дополнили его современными материалами? – (О Родине).

2. Сегодня мы с вами начнем знакомиться с оркестровыми произведениями композиторов Казахстана.

Что значит – оркестровое произведение? (произведение написанное для исполнение оркестром).

- В 40-х годах ХХ столетия многие композиторы Казахстана сочиняли музыку не только для народных инструментов, но и для симфонического оркестра: симфонии, увертюры, оперы, сюиты.


- Назовите инструменты симфонического оркестра? (скрипки, трубы, виолончели и т.д.)

- Первый композитор, о котором на сегодняшнем уроке пойдет речь – Мукан Тулебаев.

Портрет.

- Вам о чем-нибудь говорит это имя? (автор музыки Гимна РК)

- Какие композиторы вместе с М. Тулебаевым являются композиторами Гимна РК? (Е. Брусиловский, Л. Хамиди).

Мукан Тулебаев – композитор с мировым именем – родился в Талды – Курганской области в интеллигентной семье, где родители очень любили народную музыку и эту любовь привили своему сыну. В 1933 году, когда в нашей стране шло полным ходом становление профессионального искусства, М. Тулебаев, приехавший в Алма – Ату создал самодеятельный театр. Строгое жюри отобрали М. Тулебаева вместе с другими талантливыми юношами и девушками для учебы в Московской консерватории. Но учебу прервала Великая Отечественная война, на которую М. Тулебаев ушел добровольцем в ополчение. После ранения М. Тулебаев возвращается в Алма – Ату и становится главным дирижером Театра оперы и балета им. Абая.

Свое произведение - оперу «Биржан и Сара» М. Тулебаев посвящает знаменитым казахским акынам – Биржану и Саре, айтыс которых вошел в сокровищницу казахского искусства.

- Кто такие акыны, кого называла акынами? (поэты – импровизаторы, принимавшие участие в айтысах).

- А что такое айтыс? (Словесное состязание акынов).

- Сам М. Тулебаев слушает и смотрит с дирижерского пульта. – Видео (передача Ю. Аравина «Музыка имен» – фрагмент).

У него было много планов, которым не дано было осуществится. В 1960 году ранение и болезнь сердца оборвали его жизнь, но то, что он создал, навсегда останется в золотом фонде наших музыкантов. Его именем была названа улица и по Указу Президента Н. Назарбаева был отлит и установлен в начале этой улицы памятник «ВИДЕО (передача Ю. Аравина «Музыка имен» – фрагмент).

Сейчас мы с вами услышим фрагмент из оперы М. Тулебаева «Биржан и Сара».

Видео.

- Какая была музыка по характеру?

- Ритм?

- Интонации, которые пронизывают это произведение?

О ком рассказывает в своей опере М. Тулебаев? (об акынах).

3. Главная тема творчества любого Акына – тема Родины. Нет ни одного композитора или поэта, который не воспевал свой родной край, который так близок его сердцу, в душе. Сегодня мы с вами говорим о Родине, о любви к своему краю, к своей Родине.

- Ребята, а как вы понимаете слова «Моя Родина»? (страна, где ты живешь).

- И наша с вами Родина – Казахстан. Многие поэты и композиторы посвящали свои произведения Казахстану. Поэт И. Джансугуров сочинил стихотворение о Казахстане:



Тебя, родной мой Казахстан,

Тебя воспевать хочу.

В моей душе всегда звучит и песня чабана,

И тихий горный родничок…

И я тебя пою,

Пою тебя, мой Казахстан, Как Родину Свою.

Ильяс Джансугуров.

- Давайте с вами исполним песню «Что мы Родиной зовем?»

- А «маленькая Родина» у каждого человека есть. Маленькая Родина – родной уголок, где он родился, рос (город, улица, дом). Да, это маленькая Родина – город Алматы?

-Исполнение «Песни про Алматы» (певческая позиция, звуковедение, произношение) – рисунки детей и репродукции о Казахстане.

4. Жил на свете человек, который любил свою Родину, понимал детские души, человеческие сердца, как свое собственное. Этот человек свое сердце отдавал детям. Любовь этого человека к детям была выражена музыкой. Этого композитора звали Д. Кабалевский (показать портрет и годы жизни, запись в тетради).

Для всех детей и учителей музыки Д. Кабалевский разработал целую программу, по которой учились раньше папы и мамы. Они любили его музыку и пели песни Кабалевского.

Сегодня мы начнем разучивать песню Д.Б. Кабалевского «Наш край» – исполнение.

- Какое настроение подарила музыка?

- Ритм пунктирный или кантиленный?

- Какую картину нарисовала? Работа над текстом, дыханием, звуковедением.

Обобщение:

- Как вы считаете, в чем счастье человека? (чтоб родители были живы и здоровы, не было войны, терроризма и т.д.).

- У каждого человека в жизни есть своя путеводная звезда, и она есть у каждого из нас. Посмотрите на наш Герб, и вы увидите звезду прямо в центре Герба. Пожелаем же и мы себе, чтобы звезда нашего государства светила высоко и ярко, чтобы каждый верил в ее силу, видел всегда перед собой эту путеводную звезду и был счастлив.

Какие дела, поступки могут нам научиться любить свою Родину? (Беречь природу, знать культуру, искусство, традиции и обычаи, историю своего народу; прославлять Родину и в стихах, песнях, музыке, картинах)

Домашнее задание: К следующему уроку вы, ребята, нарисуйте свой родной край, свою родину, а если у вас обнаружится талант поэта, сочините стихотворение про наш край, про Казахстан.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Оркестровые произведения композиторов Казахстана»

Автор: Левина Ирина Ивановна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300366

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "кюи Курмангазы и Таттимбета"
    ["seo_title"] => string(30) "kiui-kurmanghazy-i-tattimbieta"
    ["file_id"] => string(6) "312010"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459272552"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Казахская музыкальная культура "
    ["seo_title"] => string(33) "kazakhskaia-muzykal-naia-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "215799"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432799380"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства