КГУ «Возвышенская средняя школа» УРОК МУЗЫКИ в 6 классе
«Оркестровые произведения композиторов Казахстана»
Учитель: Левина И. И.
ТЕМА УРОКА: Оркестровые произведения композиторов Казахстана.
ЦЕЛЬ: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки композиторов Курмангазы, М.Тулебаева, Д.Б. Кабалевского.
ЗАДАЧИ:
Воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений, воспитание поликультурной личности через интегрированные связи с литературой, ИЗО, историей своей Родины, воспитание патриотизма через слушание произведений казахских композиторов, воспитание эмоциональной отзывчивости на прослушанные произведения.
Осознанное восприятие: развитие музыкального мышления учащихся через постижение интонационного своеобразия музыки М. Тулебаева, Курмангазы, Д.Б. Кабалевского: вспомнить понятия кюй, акын, айтыс, опера.
Деятельно-практическое развитие: а) развитие слушательской культуры (умение дослушивать произведение до конца и анализировать его); б) Развитие вокально-хоровых навыков. Пение в унисон, работа над дыханием, звуковедением.
Принципы:
Принцип единства воспитания, обучения, развития.
Принцип научности, доступности.
Принцип связи музыки с жизнью.
Принцип увлеченности.
Принцип активности, самостоятельности, сознательности и его реализация на уроке и в не его.
Принцип тематического построение урока.
Принцип оптимизации.
Методы:
Перспективные (направленные на восприятие):
а) словесные (дискуссия);
б) наглядные (подготовка нотного текста, портретов композиторов, видео материалов);
в) практические (вокально- хоровая работа, слушанье музыки, домашняя практическая работа).
II.Гностические – когда знания усваиваются в процессе размышления над проблемами поисковой ситуации:
а) проблемно-поисковые;
б) частично-поисковые;
в) логически индуктивные – от частного к общему;
г) концентрически, когда знания усваиваются на новом витке осмысления;
д) сравнил;
е) обобщил.
III. Управленческие:
а) знания усваиваются под руководством учителя;
б) мотивация – создание мотивов успеха поощрения;
в) метод музыкально-художественной драматургии построения урока.
IV. Контролирующие:
а) устные;
б) письменные.
Тип урока: урок – введение в тему. Оборудование:
магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель, портрет Курмангазы, М. Тулебаева, Д.Б. Кабалевского. Репродукции:
«Моя Родина», стихотворение И. Джансугурова, высказывание о песни и степи – на доске. Музыкальный материал:
1. «Сары-Арка» Курмангазы – вход, слушание.
2. М. Тулебаев. Танец и хор из оперы «Биржан и Сара»- слушание, видео.
3. Видео о М. Тулебаеве – слушание.
4. «Что мы Родиной зовем» – исполнение.
5. «Песня об Алма–Ате» А. Дубровский – исполнение.
6. «Наш край» – Д. Кабалевский – разучивание.
Ход урока:
- Вход под музыку Курмангазы “Сары-Арка”.
- Какая она по характеру?
- Какое настроение подарила?
- Какие интонации? (маршевые)
- Композиторская или народная музыка?
- Кто композитор этой музыки? (Курмангазы).
- Как называется это произведение? (кюй).
- Что такое кюй?
- Какие инструменты вы услышали? (домбры, кобызы).
- Как называется это произведение? («Сары – Арка»).
- Какую картину вам нарисовала музыка?
- Давайте еще раз послушаем этот кюй и посмотрим, сходятся ли ваши представления с тем, что вам покажут? Просмотр клипа.
- Только ли о золотой степи Курмангазы сочинил свою музыку, а кинематографисты дополнили его современными материалами? – (О Родине).
2. Сегодня мы с вами начнем знакомиться с оркестровыми произведениями композиторов Казахстана.
Что значит – оркестровое произведение? (произведение написанное для исполнение оркестром).
- В 40-х годах ХХ столетия многие композиторы Казахстана сочиняли музыку не только для народных инструментов, но и для симфонического оркестра: симфонии, увертюры, оперы, сюиты.
- Назовите инструменты симфонического оркестра? (скрипки, трубы, виолончели и т.д.)
- Первый композитор, о котором на сегодняшнем уроке пойдет речь – Мукан Тулебаев.
Портрет.
- Вам о чем-нибудь говорит это имя? (автор музыки Гимна РК)
- Какие композиторы вместе с М. Тулебаевым являются композиторами Гимна РК? (Е. Брусиловский, Л. Хамиди).
Мукан Тулебаев – композитор с мировым именем – родился в Талды – Курганской области в интеллигентной семье, где родители очень любили народную музыку и эту любовь привили своему сыну. В 1933 году, когда в нашей стране шло полным ходом становление профессионального искусства, М. Тулебаев, приехавший в Алма – Ату создал самодеятельный театр. Строгое жюри отобрали М. Тулебаева вместе с другими талантливыми юношами и девушками для учебы в Московской консерватории. Но учебу прервала Великая Отечественная война, на которую М. Тулебаев ушел добровольцем в ополчение. После ранения М. Тулебаев возвращается в Алма – Ату и становится главным дирижером Театра оперы и балета им. Абая.
Свое произведение - оперу «Биржан и Сара» М. Тулебаев посвящает знаменитым казахским акынам – Биржану и Саре, айтыс которых вошел в сокровищницу казахского искусства.
- Кто такие акыны, кого называла акынами? (поэты – импровизаторы, принимавшие участие в айтысах).
- А что такое айтыс? (Словесное состязание акынов).
- Сам М. Тулебаев слушает и смотрит с дирижерского пульта. – Видео (передача Ю. Аравина «Музыка имен» – фрагмент).
У него было много планов, которым не дано было осуществится. В 1960 году ранение и болезнь сердца оборвали его жизнь, но то, что он создал, навсегда останется в золотом фонде наших музыкантов. Его именем была названа улица и по Указу Президента Н. Назарбаева был отлит и установлен в начале этой улицы памятник «ВИДЕО (передача Ю. Аравина «Музыка имен» – фрагмент).
Сейчас мы с вами услышим фрагмент из оперы М. Тулебаева «Биржан и Сара».
Видео.
- Какая была музыка по характеру?
- Ритм?
- Интонации, которые пронизывают это произведение?
О ком рассказывает в своей опере М. Тулебаев? (об акынах).
3. Главная тема творчества любого Акына – тема Родины. Нет ни одного композитора или поэта, который не воспевал свой родной край, который так близок его сердцу, в душе. Сегодня мы с вами говорим о Родине, о любви к своему краю, к своей Родине.
- Ребята, а как вы понимаете слова «Моя Родина»? (страна, где ты живешь).
- И наша с вами Родина – Казахстан. Многие поэты и композиторы посвящали свои произведения Казахстану. Поэт И. Джансугуров сочинил стихотворение о Казахстане:
Тебя, родной мой Казахстан,
Тебя воспевать хочу.
В моей душе всегда звучит и песня чабана,
И тихий горный родничок…
И я тебя пою,
Пою тебя, мой Казахстан, Как Родину Свою.
Ильяс Джансугуров.
- Давайте с вами исполним песню «Что мы Родиной зовем?»
- А «маленькая Родина» у каждого человека есть. Маленькая Родина – родной уголок, где он родился, рос (город, улица, дом). Да, это маленькая Родина – город Алматы?
-Исполнение «Песни про Алматы» (певческая позиция, звуковедение, произношение) – рисунки детей и репродукции о Казахстане.
4. Жил на свете человек, который любил свою Родину, понимал детские души, человеческие сердца, как свое собственное. Этот человек свое сердце отдавал детям. Любовь этого человека к детям была выражена музыкой. Этого композитора звали Д. Кабалевский (показать портрет и годы жизни, запись в тетради).
Для всех детей и учителей музыки Д. Кабалевский разработал целую программу, по которой учились раньше папы и мамы. Они любили его музыку и пели песни Кабалевского.
Сегодня мы начнем разучивать песню Д.Б. Кабалевского «Наш край» – исполнение.
- Какое настроение подарила музыка?
- Ритм пунктирный или кантиленный?
- Какую картину нарисовала? Работа над текстом, дыханием, звуковедением.
Обобщение:
- Как вы считаете, в чем счастье человека? (чтоб родители были живы и здоровы, не было войны, терроризма и т.д.).
- У каждого человека в жизни есть своя путеводная звезда, и она есть у каждого из нас. Посмотрите на наш Герб, и вы увидите звезду прямо в центре Герба. Пожелаем же и мы себе, чтобы звезда нашего государства светила высоко и ярко, чтобы каждый верил в ее силу, видел всегда перед собой эту путеводную звезду и был счастлив.
Какие дела, поступки могут нам научиться любить свою Родину? (Беречь природу, знать культуру, искусство, традиции и обычаи, историю своего народу; прославлять Родину и в стихах, песнях, музыке, картинах)
Домашнее задание:
К следующему уроку вы, ребята, нарисуйте свой родной край, свою родину, а если у вас обнаружится талант поэта, сочините стихотворение про наш край, про Казахстан.