kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Оркестровые произведения композиторов Казахстана»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений, воспитание поликультурной личности через интегрированные связи с литературой, ИЗО, историей своей Родины, воспитание патриотизма через слушание произведений казахских композиторов, воспитание эмоциональной отзывчивости на прослушанные произведения.

   Осознанное восприятие: развитие музыкального мышления учащихся через постижение интонационного своеобразия музыки М. Тулебаева, Курмангазы, Д.Б. Кабалевского: вспомнить понятия кюй, акын, айтыс, опера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Левина»

КГУ «Возвышенская средняя школа» УРОК МУЗЫКИ в 6 классе «Оркестровые произведения композиторов Казахстана»






Учитель: Левина И. И.



ТЕМА УРОКА: Оркестровые произведения композиторов Казахстана.

ЦЕЛЬ: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки композиторов Курмангазы, М.Тулебаева, Д.Б. Кабалевского.

ЗАДАЧИ:
  1. Воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений, воспитание поликультурной личности через интегрированные связи с литературой, ИЗО, историей своей Родины, воспитание патриотизма через слушание произведений казахских композиторов, воспитание эмоциональной отзывчивости на прослушанные произведения.

  2. Осознанное восприятие: развитие музыкального мышления учащихся через постижение интонационного своеобразия музыки М. Тулебаева, Курмангазы, Д.Б. Кабалевского: вспомнить понятия кюй, акын, айтыс, опера.

  3. Деятельно-практическое развитие: а) развитие слушательской культуры (умение дослушивать произведение до конца и анализировать его); б) Развитие вокально-хоровых навыков. Пение в унисон, работа над дыханием, звуковедением.

Принципы:
  1. Принцип единства воспитания, обучения, развития.

  2. Принцип научности, доступности.

  3. Принцип связи музыки с жизнью.

  4. Принцип увлеченности.

  5. Принцип активности, самостоятельности, сознательности и его реализация на уроке и в не его.

  6. Принцип тематического построение урока.

  7. Принцип оптимизации.

Методы:
  1. Перспективные (направленные на восприятие):

а) словесные (дискуссия);

б) наглядные (подготовка нотного текста, портретов композиторов, видео материалов);

в) практические (вокально- хоровая работа, слушанье музыки, домашняя практическая работа).

II.Гностические – когда знания усваиваются в процессе размышления над проблемами поисковой ситуации:

а) проблемно-поисковые;

б) частично-поисковые;

в) логически индуктивные – от частного к общему;

г) концентрически, когда знания усваиваются на новом витке осмысления;

д) сравнил;

е) обобщил.


III. Управленческие:

а) знания усваиваются под руководством учителя;

б) мотивация – создание мотивов успеха поощрения;

в) метод музыкально-художественной драматургии построения урока.

IV. Контролирующие:

а) устные;

б) письменные.

Тип урока: урок – введение в тему. Оборудование: магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель, портрет Курмангазы, М. Тулебаева, Д.Б. Кабалевского. Репродукции: «Моя Родина», стихотворение И. Джансугурова, высказывание о песни и степи – на доске. Музыкальный материал:

1. «Сары-Арка» Курмангазы – вход, слушание.

2. М. Тулебаев. Танец и хор из оперы «Биржан и Сара»- слушание, видео.

3. Видео о М. Тулебаеве – слушание.

4. «Что мы Родиной зовем» – исполнение.

5. «Песня об Алма–Ате» А. Дубровский – исполнение.

6. «Наш край» – Д. Кабалевский – разучивание.

Ход урока:
  1. Вход под музыку Курмангазы “Сары-Арка”.

- Какая она по характеру?

- Какое настроение подарила?

- Какие интонации? (маршевые)

- Композиторская или народная музыка?

- Кто композитор этой музыки? (Курмангазы).

- Как называется это произведение? (кюй).

- Что такое кюй?

- Какие инструменты вы услышали? (домбры, кобызы).

- Как называется это произведение? («Сары – Арка»).

- Какую картину вам нарисовала музыка?

- Давайте еще раз послушаем этот кюй и посмотрим, сходятся ли ваши представления с тем, что вам покажут? Просмотр клипа.

- Только ли о золотой степи Курмангазы сочинил свою музыку, а кинематографисты дополнили его современными материалами? – (О Родине).

2. Сегодня мы с вами начнем знакомиться с оркестровыми произведениями композиторов Казахстана.

Что значит – оркестровое произведение? (произведение написанное для исполнение оркестром).

- В 40-х годах ХХ столетия многие композиторы Казахстана сочиняли музыку не только для народных инструментов, но и для симфонического оркестра: симфонии, увертюры, оперы, сюиты.


- Назовите инструменты симфонического оркестра? (скрипки, трубы, виолончели и т.д.)

- Первый композитор, о котором на сегодняшнем уроке пойдет речь – Мукан Тулебаев.

Портрет.

- Вам о чем-нибудь говорит это имя? (автор музыки Гимна РК)

- Какие композиторы вместе с М. Тулебаевым являются композиторами Гимна РК? (Е. Брусиловский, Л. Хамиди).

Мукан Тулебаев – композитор с мировым именем – родился в Талды – Курганской области в интеллигентной семье, где родители очень любили народную музыку и эту любовь привили своему сыну. В 1933 году, когда в нашей стране шло полным ходом становление профессионального искусства, М. Тулебаев, приехавший в Алма – Ату создал самодеятельный театр. Строгое жюри отобрали М. Тулебаева вместе с другими талантливыми юношами и девушками для учебы в Московской консерватории. Но учебу прервала Великая Отечественная война, на которую М. Тулебаев ушел добровольцем в ополчение. После ранения М. Тулебаев возвращается в Алма – Ату и становится главным дирижером Театра оперы и балета им. Абая.

Свое произведение - оперу «Биржан и Сара» М. Тулебаев посвящает знаменитым казахским акынам – Биржану и Саре, айтыс которых вошел в сокровищницу казахского искусства.

- Кто такие акыны, кого называла акынами? (поэты – импровизаторы, принимавшие участие в айтысах).

- А что такое айтыс? (Словесное состязание акынов).

- Сам М. Тулебаев слушает и смотрит с дирижерского пульта. – Видео (передача Ю. Аравина «Музыка имен» – фрагмент).

У него было много планов, которым не дано было осуществится. В 1960 году ранение и болезнь сердца оборвали его жизнь, но то, что он создал, навсегда останется в золотом фонде наших музыкантов. Его именем была названа улица и по Указу Президента Н. Назарбаева был отлит и установлен в начале этой улицы памятник «ВИДЕО (передача Ю. Аравина «Музыка имен» – фрагмент).

Сейчас мы с вами услышим фрагмент из оперы М. Тулебаева «Биржан и Сара».

Видео.

- Какая была музыка по характеру?

- Ритм?

- Интонации, которые пронизывают это произведение?

О ком рассказывает в своей опере М. Тулебаев? (об акынах).

3. Главная тема творчества любого Акына – тема Родины. Нет ни одного композитора или поэта, который не воспевал свой родной край, который так близок его сердцу, в душе. Сегодня мы с вами говорим о Родине, о любви к своему краю, к своей Родине.

- Ребята, а как вы понимаете слова «Моя Родина»? (страна, где ты живешь).

- И наша с вами Родина – Казахстан. Многие поэты и композиторы посвящали свои произведения Казахстану. Поэт И. Джансугуров сочинил стихотворение о Казахстане:



Тебя, родной мой Казахстан,

Тебя воспевать хочу.

В моей душе всегда звучит и песня чабана,

И тихий горный родничок…

И я тебя пою,

Пою тебя, мой Казахстан, Как Родину Свою.

Ильяс Джансугуров.

- Давайте с вами исполним песню «Что мы Родиной зовем?»

- А «маленькая Родина» у каждого человека есть. Маленькая Родина – родной уголок, где он родился, рос (город, улица, дом). Да, это маленькая Родина – город Алматы?

-Исполнение «Песни про Алматы» (певческая позиция, звуковедение, произношение) – рисунки детей и репродукции о Казахстане.

4. Жил на свете человек, который любил свою Родину, понимал детские души, человеческие сердца, как свое собственное. Этот человек свое сердце отдавал детям. Любовь этого человека к детям была выражена музыкой. Этого композитора звали Д. Кабалевский (показать портрет и годы жизни, запись в тетради).

Для всех детей и учителей музыки Д. Кабалевский разработал целую программу, по которой учились раньше папы и мамы. Они любили его музыку и пели песни Кабалевского.

Сегодня мы начнем разучивать песню Д.Б. Кабалевского «Наш край» – исполнение.

- Какое настроение подарила музыка?

- Ритм пунктирный или кантиленный?

- Какую картину нарисовала? Работа над текстом, дыханием, звуковедением.

Обобщение:

- Как вы считаете, в чем счастье человека? (чтоб родители были живы и здоровы, не было войны, терроризма и т.д.).

- У каждого человека в жизни есть своя путеводная звезда, и она есть у каждого из нас. Посмотрите на наш Герб, и вы увидите звезду прямо в центре Герба. Пожелаем же и мы себе, чтобы звезда нашего государства светила высоко и ярко, чтобы каждый верил в ее силу, видел всегда перед собой эту путеводную звезду и был счастлив.

Какие дела, поступки могут нам научиться любить свою Родину? (Беречь природу, знать культуру, искусство, традиции и обычаи, историю своего народу; прославлять Родину и в стихах, песнях, музыке, картинах)

Домашнее задание: К следующему уроку вы, ребята, нарисуйте свой родной край, свою родину, а если у вас обнаружится талант поэта, сочините стихотворение про наш край, про Казахстан.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Оркестровые произведения композиторов Казахстана»

Автор: Левина Ирина Ивановна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300366

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "кюи Курмангазы и Таттимбета"
    ["seo_title"] => string(30) "kiui-kurmanghazy-i-tattimbieta"
    ["file_id"] => string(6) "312010"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459272552"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Казахская музыкальная культура "
    ["seo_title"] => string(33) "kazakhskaia-muzykal-naia-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "215799"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432799380"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства