Просмотр содержимого документа
««Организация педагогического процесса с одаренными детьми на предмете эстрадное пение ДШИ»»
Методическая разработка "ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ и работа с ними на предмете "эстрадное пение"
Актуальным направлением современной российской образовательной политики является привлечение ресурсов художественной деятельности в целях развития личностных качеств ребенка. Сегодня приоритетным становится не объем усвоенных знаний и умений, а разностороннее развитие личности, позволяющее реализовать уникальные возможности человека.
Новые подходы, применяемые в воспитании «особых детей», позволяют наиболее эффективно включать их в общество, как полноправных членов, активно участвующих во всех сферах жизнедеятельности, освоении культуры, науки, получении образования. Применение артпедагогики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует их социализации и адаптации. Детская школа искусств может стать универсальным местом в оптимизации коррекционно-воспитательной работы с детьми, нуждающимися в поддержке, сопровождении и опеке. Кроме того для детей с ограниченными возможностями здоровья обучение в школе искусств это еще и исключительная возможность самореализации и профессиональной ориентации.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».
Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов. И настоящие методические рекомендации призваны помочь педагогам-психологам организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.
Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.
При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.
Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.Многие формирующиеся у обучающихся навыки музыкального восприятия, теснейшим образом связаны с общим жизненным опытом: коммуникативным и речевым, двигательно-динамическим, чувственным и эмоциональным. Педагог имеет возможность, отталкиваясь от конкретного чувственного опыта, повести детей дальше в область художественного воображения и ассоциаций, в мир эстетического преображения, используя для этого постепенного превращения его в эстетическое переживание, способствует глубокому и осознанному погружению личности ребёнка в искусство.
Для детей инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, профессиональной ориентации в будущем. С точки зрения педагогики, дети с ограниченными возможностями являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды. Особенно неблагоприятной в отношении получения образовательных услуг является категория детей, страдающих церебральным параличом.
В системе музыкального образования особая роль отводиться предмету «сольфеджио», так как именно в его рамках активно формируется развитое слуховое восприятие, навыки импровизации и творческой деятельности. Сольфеджио рассматривается в свете современных представлений о его возможностях как общегуманитарный предмет с широким кругом задач по развитию у ребёнка его природной музыкальности и творческого мышления.
В воспитании мелодического слуха автор Программы «Коррекционное сольфеджио» Храмова И.А., считает целесообразным опираться на систему относительной сольмизации и релятивную систему, созданную П. Вейсом, методические разработки новосибирских педагогов – М. Котляревской-Крафт и А. Печковской. А также, идеи В. Кирюшина, связанные с образно-эмоциональным насыщением преподносимого детям теоретического материала
В основе программы "эстрадное пение" формирование и развитие творческой активности, чувства коллективизма и взаимопомощи, двигательной активности, правильной постановки речи, музыкально-ритмических навыков;
освоение основных элементов танца и танцевальных движений;
развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы.
Направления деятельности:
занятия по ознакомлению с различными формами самовыражения творческого потенциала человека;
работа в музыкальной гостиной (прослушивание классической, оперной, народной музыки);
психогимнастика, музыкальная пантомима;
разучивание произведений современных российских и зарубежных авторов;
работа с дыханием, постановка голоса;
работа с фонограммой.
Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занятий, способствующих развитию и коррекции различных сторон психики ребенка, включая эмоционально-волевую и познавательную сферы. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья занятия на отделении "эстрадное пение" помогают сформировать и развить творческий потенциал, коммуникативные навыки, научиться групповой сплоченности, культуре поведения в социуме.
Вокальное искусство является частью мировой музыкальной культуры, отражая общий культурный уровень каждого народа. Детский голос – тончайший, хрупкий инструмент, еще не завершенный в своем формировании. Роль педагога в этой области – «Помогая, не навредить». Программа отделения "эстрадное пение" помогает приобщить детей с ограниченными возможностями здоровья к певческому искусству, способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. В основу обучения положена классическая постановка голоса, включающая в себя:
разогревание голосовых связок с помощью специальной дыхательной гимнастики и укрепление диафрагменной мышцы;
озвучивание естественных природных резонаторов и их фокусировка;
активизация дикции и улучшение артикуляции;
округление вокального звука и владение им.
Основная форма работы индивидуальная. Наряду с ней используются так же: пение ансамблем, трио, дуэты, коллективное пение во время праздничных массовых мероприятий.
Занятия на отделении "эстрадное пение" дает возможность ребенку ощутить себя полноценной, культурной личностью, ответственной за себя и свое дело. Учит его ориентироваться в огромном мире музыкальных жанров и течений, ценить творческое и духовное наследие своего народа.
Актуальность программы « эстрадное пение» и состоит в том, что, как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от своих здоровых сверстников недоразвитием речевых функций, трудностями динамической организации двигательного акта, слухо-моторных координаций, узнавания и воспроизведения мелодий, дифференциации ритмических последовательностей, дисгармоничностью произвольных форм поведения, а некоторые из них повышенной конфликтностью и агрессивностью. Уровень развития наглядно-образного мышления низкий. На занятиях появляется возможность вернуть ребятам веру в себя и свои силы, в добро, дружбу, любовь, доброжелательные отношения с окружающими через любовь к музыке.
Творческие коллективы являются составной частью коррекционной и реабилитационной работы и позволяют развивать ограниченные возможности учащихся, добиваться хороших результатов.