СОЛЬФЕДЖИО КАК ПРЕДМЕТ Слушать и понимать музыку, горячо ее любить – это большое счастье, потому что музыкой, как словами, можно многое сказать и многое выразить. Только для того, чтобы разбираться в ней, нужно знать ее язык, изучением которого и занимаются учащиеся на уроках сольфеджио на музыкальном отделении Детской школы искусств. Важнейшими условиями понимания элементов музыкальной речи, выразительных возможностей и средств музыки являются развитие музыкального слуха, памяти, ритма и внутренних музыкально-слуховых представлений. Музыкальный слух развивается на уроках сольфеджио в ходе учебного процесса путем специальных упражнений. Развитый слух дает возможность воспринимать и осознавать музыку, переживать ее. Как правило, внутренние музыкально-слуховые представления вначале бледны и фрагментарны. Их точность и яркость во многом зависят от музыкальной памяти, которая имеет особое значение в их развитии. Что касается ритма, то его эмоциональное воздействие очень сильно, а эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Внутренние музыкально-слуховые представления являются важнейшим свойством музыкального слуха. Без них не обходится ни один музыкант: то он сравнивает слышимое в данный момент с ранее ему известным, то он старается предугадать дальнейшее развитие музыки, то по нотам представляет себе звучание незнакомого произведения до его исполнения, а во время исполнения благодаря этим слуховым представлениям контролирует реальное звучание. На уроках сольфеджио, кроме узкоспециальных музыкальных навыков, формируется творческое начало, проявляющееся в изобретательности, находчивости, сообразительности. Творческое мышление необходимо каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем. Привитые желания и умение желать и творить скажутся в любой сфере будущей деятельности детей, когда они станут взрослыми. Гармоничное сочетание занятий на инструменте с уроками сольфеджио становится основой музыкального воспитания, которая способствует выработке качеств настоящего музыканта. Вместе со специальностью сольфеджио формирует у учащегося умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного и осмысленного исполнения. Сольфеджио является универсальной по своей значимости дисциплиной, велико его значение и для занятий по другим музыкальным дисциплинам. Н.А. Римский-Корсаков считал сольфеджио могущественным средством развития музыкальности. Он называл сольфеджио «гимнастикой слуха». И в самом деле на уроках сольфеджио активность музыкального слуха, абстрагированная от исполнительных задач и технических навыков, сильно возрастает. Когда мы говорим о формировании музыкальности, имея в виду музыкальный слух, позволяющий переживать и понимать музыку, свободно в ней ориентироваться, мы вспоминаем не только уроки специальности, но и уроки сольфеджио. РОЛЬ ПЕДАГОГА-ТЕОРЕТИКА В МУЗЫКАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В любой учебно-воспитательной деятельности решающим фактором является личность педагога, его индивидуальность. Прежде всего, он должен быть хорошим музыкантом, волевым, серьезным, справедливым, творческим и в меру требовательным человеком. Огромную роль в успешной преподавательской работе играет его умение наладить с детьми контакт, найти с ними общий язык, расположить их к себе, завоевать их доверие и вызвать у них желание работать. Основано это умение на уважении к личности ребенка. Сложный комплекс знаний и навыков, определенный программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, большой творческой инициативы, любви к своей работе. Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а также тщательная подготовка педагога к каждому уроку, Творчески вдумчивый педагог постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы. Для преподавателя сольфеджио необычайно важно четко и ясно представлять себе цели и проблемы этого предмета, так как их знание позволит ему выбирать эффективные методы и средства своей педагогической деятельности. В процессе повседневного труда они становятся его опорой и руководством. Кроме того, ему чрезвычайно необходимо осознавать те стратегические задачи, которые стоят перед ним в области развития слуха в плане достижения всеобщей музыкальной грамотности и культуры нашего народа. Велика ответственность преподавателя в выполнении этих задач, требующих терпения, настойчивости, педагогического такта, глубоких знаний детской психологии, умелого использования в процессе обучения технических средств. Которые, к сожалению, еще не заняли достойного места в преподавании сольфеджио. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ Урок сольфеджио, имея сложную структуру, представляет собой единый комплекс, в котором рационально переплетаются и сочетаются различные виды занятий: пение по нотам с соблюдением чистоты интонирования, анализ и запись услышанной музыки, теоретические сведения, слушание музыкальных произведений и распевания учащихся в начале каждого урока. Последние помогают педагогу расширить внутренние музыкально-слуховые представления детей, вокально подготавливая их, настраивая интонационно к предстоящей работе. В процессе пения по нотам происходит теснейшее взаимодействие между интонированием и музыкальным слухом. Являясь первоосновой певческой интонации, музыкальный слух сам активно совершенствуется под воздействием чистого пения. Поэтому-то привитие учащимся чистой интонации во время пения – одна из важнейших задач предмета сольфеджио. Основные причины отставания и затруднений учащихся при интонировании – это слабость их внутренних музыкально-слуховых представлений, неспособность оперировать ими и, наконец, неподготовленность голосового аппарата. Необходимо уделять внимание, особенно на начальном этапе обучения, выработке правильных певческих навыков: дыхание, звукоизвлечение, фразировка, посадка при пении, сознательное отношение к нотному тексту. На уроках сольфеджио очень важно научить детей верно петь с листа, то есть мысленному, зрительному опережению того, что непосредственно поется в данный момент. Поющий охватывает взглядом музыкальный текст, забегая вперед, предвосхищая внутренним слухом то, что еще не спето. Чем более развит внутренний слух, тем дальше учащийся видит при пении, тем точнее и конкретнее его внутренние слуховые представления звуковысотных и ритмических компонентов прочитываемых мелодий. Поэтому чтение с листа необходимо проводить регулярно и систематически. Слуховой анализ, воспроизведение и запись услышанного музыкального материала являются доминирующим разделом работы на уроках сольфеджио. Причем, эти способности развиваются предшествующей тренировкой памяти путем пения вслед за слушанием. В этой части занятий по сольфеджио запись музыкального диктанта представляют собой самую сложную форму работы над развитием слуха и памяти. Если при пении по нотам помогает зрительный фактор, то диктант воспринимается только на слух. Этим и объясняется вся сложность записи мелодии. В диктанте как бы обобщаются все знания, умения и слуховые навыки учащихся. Он является лучшей формой воспитания внутренних музыкально-слуховых представлений, требующей тщательной предварительной подготовки. Из огромного количества диктантов стараюсь выбирать такие образцы, которые органически соединяют в себе изученные элементы музыкальной речи и, в то же время, пополняют знания детей в области музыкальной литературы. Теория музыки учащимся необходима для освоения нотно-музыкальной грамоты, способствуя приобретению внутренних слуховых представлений, облегчает анализ и синтез музыки при ее пении и слушании. Теория музыки не составляет самостоятельного раздела в курсе сольфеджио, она органически связана с другими практическими формами работы: исходит из практики и к ней обращается. Абстрактные теоретические понятия выводятся из конкретного музыкального опыта, из его звуковых образцов, накопленных в памяти обучающихся. Сухие теоретические объяснения, тренировка на одних письменных и устных упражнениях, грубая и немузыкальная игра педагога приводят к выхолащиванию музыки на уроке, к догматизму, к отрыву теоретических сведений от практической музыкально-исполнительской деятельности учащихся. Наряду с пением, диктантом, музыкальной грамотой очень важно на уроках сольфеджио уделять время слушанию музыки. При выборе произведений для слушания необходимо, чтобы они были художественно выразительны, логичны, и ярки в отношении музыкальной образности. Материалом могут служить мелодии, песни, небольшие музыкальные пьесы: от предложения или периода до простых двух-трех частных форм, не более. Так как домашние задания при этой форме работы почти невозможны, то необходимо стремиться слушать и анализировать музыку на каждом уроке. Знакомя детей с музыкальными произведениям педагог должен постоянно иметь ввиду, что дают эти слушания, какие мысли и чувства они вызывают. Музыка, подобранная для слушания, должна пробуждать в учащихся эмоциональный отклик. Необходимо, чтобы в репертуарном списке были представлены различные композиторы, стилистические направления и жанры с целью расширения общего художественного кругозора детей, развития их музыкального интеллекта. С лушание и сознательное восприятие музыкальных произведений является важнейшим элементом урока сольфеджио. И не следует ограничиваться только простым ознакомлением. Наряду с восприятием необходимо проводить анализ произведений, что способствует развитию художественного вкуса и культуры эстетических оценок. Благодаря живому контакту с музыкой растет эстетическая культура учащихся. Разумеется, произведения, предлагаемые детям, должны соответствовать учебно-воспитательным задачам, обладать достаточно высоким художественным уровнем, быть доступными восприятию учащихся, вносить что-то новое в их музыкальный опыт. Методичность и последовательность в построении уроков, ясность и конкретность в объяснениях и постановке задач, четкая организация классной и домашней работы, требовательность к качеству выполняемых заданий и активному участию в работе группы – вот те основные требования, которые я предъявляю к педагогу-сольфеджисту с методической точки зрения. В целом атмосфера занятий должна быть творческой, увлекательной и эмоционально-насыщенной. Желательно, чтобы все вышеперечисленные формы работы использовались на каждом уроке, чтобы занятие было полноценным, а внимание учащихся – постоянно активным. Необходимо не допускать однообразия и переутомления. Умело чередовать разделы урока, стремясь к устранению граней между частями. Эти грани, связанные с рабочим планом урока, могу существовать лишь в сознании педагога, но ни в коем случае не в сознании учащихся. Урок должен быть целостным, объединяющим все его составные части в общее понятие – музыка. Разумеется, гармоничное соединение различных видов работы в едином педагогическом процессе – навык, приобретаемый с годами. Именно на уроках сольфеджио учащиеся получают знания о том звуковом материале, из которого складывается музыка. У них формируется гармонический, звуковысотный, интонационный, ладовый и тембровый слух, чувство лада и ритма. Достаточно внимания уделяется привитию прочных навыков восприятия элементов музыкальной речи, способствующих лучшему пониманию музыки. Уроки сольфеджио должны приносить удовлетворение, как детям, так и педагогу, Они должны вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенными музыкой. Педагогу-теоретику необходимо помнить, что из детей, посещающих музыкальное отделение ДШИ, пополняется слой музыкально-образованной аудитории, поэтому музыка, звучащая на уроках сольфеджио, должна стать притягательной силой для учащихся. Группы по сольфеджио на музыкальном отделении школы комплектуются, как правило, по возрастному принципу. Не всегда это удается, но, по возможности следует соблюдать это требование. В связи с этим и методика преподавания сольфеджио должна учитывать возрастные особенности детей, используя различные приемы и формы работы. Учебный план предусматривает занятия групповые, в то время как внимание и приемы работы для каждого учащегося требуются индивидуальные. Сочетание в классной работе группового метода занятий с индивидуальным требуют от педагога продуманного подхода к плану проведения урока. Очень важно учитывать в учебном процессе, насколько правильно отобран учебный материал не только с точки зрения дидактики, но и с точки зрения его воздействия на эмоциональную сферу детей. Если учебный материал подается педагогом в интересной форме, если он затрагивает не только ум, но и чувства учащихся, усвоение будет легким, а знания будут более прочными. Занимаясь музыкальным воспитанием и обучением детей, педагог-теоретик должен также помнить и о формировании личности. Весь проходимый учебный материал должен соответствовать общему развитию и интересам учащихся, быть доступным их восприятию, иметь широкое воспитательное значение. Быть глубоким по содержанию. А не узко ограниченным только задачами развития отдельных профессиональных навыков. Так, например, формирование одного из сильнейших человеческих чувств – любви к своему народу, к своей Родине – важное место должна занимать на уроках сольфеджио народная песня, отрывки из шедевров национального музыкального искусства. Успех обучения во многом зависит от согласованности требований педагога со способностями детей принять эти требования, от разбуженного в них энтузиазма и верно понятой ими необходимости обучения, чтобы учащиеся учились с воодушевлением и получали радость от самого учебного процесса. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Содержание данного методического реферата складывалось из накопленных мною заметок, возникавших в связи с педагогическими проблемами, из хаотических мыслей повседневной практики. Из критических отзывов и пожеланий коллег. Этой работой не завершается изложение моего опыта преподавания сольфеджио, который продолжается и обогащается новыми методическими приемами, постоянным самоанализом и рефлексией собственного опыта. В заключение хочу подчеркнуть то, что сольфеджио в музыкальном образовании и воспитании занимает главенствующее положение среди всех прочих дисциплин музыкального цикла. Способности слуха, развитые вследствие сложных многолетних его тренировок, позволяют не только слышать, воспроизводить голосом понравившуюся музыку, но и понимать ее, проникая в заповедные ее тайны. |