Опора дыхания как основа вокального исполнительства
Опора дыхания как основа вокального исполнительства
Цель: – Осознание обучающимися значения правильного дыхания для успешного обучения на занятиях, роли правильной осанки и опоры дыхания для укрепления физического здоровья подрастающего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опора дыхания как основа вокального исполнительства»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества»
Муниципального образования городской округ Красноперекопск
Республики Крым
Методическая разработка открытого занятия
Опора дыхания как основа вокального исполнительства
(с использованием здоровьесберегающих технологий)
для обучающихся средней группы (9-12лет) вокального ансамбля «Магнолия»
МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества»
Подготовила Белкина Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
вокального ансамбля «Магнолия»
г.Красноперекопск
2016г.
Цель: – Осознание обучающимися значения правильного дыхания для успешного обучения на занятиях, роли правильной осанки и опоры дыхания для укрепления физического здоровья подрастающего поколения.
Задачи:
Обучающие:
– приобретение новых знаний о дыхательном аппарате и о необходимых условиях поддержания его здорового состояния,
– этапы и особенности детского восприятия дыхательной гимнастики,
– разучивание новых игр и вокальных упражнений, способствующих раскрытию темы.
Воспитательные:
– развитие чувства единства с педагогом при проведении открытого занятия,
– развитие чувства товарищества и взаимопомощи в условиях совместного обучения,
- воспитание здоровой и физически развитой личности.
Развивающие:
– развитие умственной активности при ответах на вопросы педагога,
– развитие навыков концентрации внимания,
– развитие навыков единой дыхательной техники,
– развитие правильного дыхания на основе дидактического песенного материала.
Технические средства
1. актовый зал
2. фортепиано
3. классная доска, мел.
4. ноутбук
План - конспект открытого занятия
(45 минут)
1. Организационный момент – (2 мин.)
– Объявление темы: Опора дыхания как основа вокального исполнительства.
2. Развитие голосовых возможностей учащихся. Дыхательная гимнастика. Особенности формирования правильного дыхания. Распевы: – (8 мин.)
- Дыхательная гимнастика (5 мин)
Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.
Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла.
3. Изложение нового тематического материала: Опора дыхания как основа вокального исполнительства. Таблица типов дыхания. (10 мин.)
– Этапы и особенности развития детского дыхания. Виды дыхания: нижнерёберное и верхнерёберное. Опора дыхания. Напряжение вдыхательных и выдыхательных мышц является необходимым условием нормального функционирования голосового аппарата.
- Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно управляется.
Различают следующие типы дыхания:
Костальное (ключичное, верхне-грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.
Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.
Косто-абдоминальное (грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.
Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.
Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.
4. Создание проблемной ситуации – (5 мин.)
Вопросы педагога:
– Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания? – ответы обучающихся:
- Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца? – ответы обучающихся:
(косто - абдоминальное, абдоминальное)
Задача: – развитие умственной активности, активизация памяти.
5.Физкульт – минутка. (5 мин.)
Музыкальная игра «Мы руками…»
Практическая работа.
6. Разучивание вокального произведения– (5 мин.)
Эстрадно – вокальное произведение «Цветик – семицветик» слова и музыка С. Науменко. Разучивание 2 куплета и припева. Работа над правильным бесшумным вдохом, задержкой дыхания и медленным выдохом.
7. Отработка певческого дыхания
(на примере разученных песен) – (5 мин.)
–Активизация правильного вдоха в соотношении с выдохом. Активная атака звука. Устойчивое пение фразировок. Правильная осанка певца. Снятие мышечных спазмов и барьеров у обучающихся в процессе работы над произведением.
8. Подведение итогов: – анкетирование – (3 мин.)
9. Домашнее задание. (2 мин)
Задание: Выучить любое наиболее понравившееся стихотворение о спорте или здоровом образе жизни. Повторить упражнение на вдох и выдох.
Методическая литература для разработки занятия
1.Науменко С. «Волшебная Азбука в легендах, стихах и музыке», самиздат, СПб, 2009 г.
2. Рыжкова–Гришина Л. В. «Волшебный букварь», «Гармония», тверская обл.типография, 2004 г.
3. Русские народные сказки, легенды, предания, М., «Астрель», «АСТ», 2004 г.
4. «Поэтические образы в славянской мифологии. Пословицы и поговорки», 2010 г.