· объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
· творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
· применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
· побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
· вариативность заданий при повторении упражнений;
· представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
· юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
· личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
· учёт индивидуальных особенностей;
· дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.
План занятия
I.Организационный этап.
а) приветствие, психологический настрой учащихся;
б) сообщение темы урока и его задач;
в) вступительная часть.
II. Основная часть.
1. Дыхательная разминка
2. Вокальные упражнения
3. Работа над вокализом.
III. Заключительная часть
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.
Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
Работать надо постепенно, без торопливости.
Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.
Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.
II. Основная часть
1. Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
2. 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
3. Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.
4. Задание тоже только на звук «з» .Следить за ровностью звука,чтобы не было толчков и провалов.
5. «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук « ф» , подталкивая каждое произнесение животом.
7. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания. Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.
8. Следующее упражнение на выравнивание гласных и единую манеру их исполнения. Следить за округлостью звука.
9. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона .
10. Следующее упражнение помогает развить легкость и беглость голоса.
Работа над репертуаром.
III. Заключительная часть
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.
Тема урока:«Приемы вокально-хоровой работы в смешанном хоре девочек и мальчиков 1 класса». Тип урока:Комбинированный урок, включающий: изучение нового материала, закрепление знаний, обобщение. Цель: На примере артикуляционных и дыхательных упражнений, распевания и работы над музыкальными произведениями показать приемы вокально-хоровой работы с девочками и мальчиками 1 класса. Задачи: Образовательные: - разучить новое произведение, используя специальные приемы; - закрепить пройденный материал; - отработать исполнение песни с движениями. Развивающие: - формировать у учащихся понятия: певческая установка, дыхание, звуковедение, артикуляция; - развивать потребность в творческом самовыражении. Форма работы: Групповая. Методы обучения: 1.Беседа 2.Практический 3.Объяснение 4.Упражнения 5.Показ 6.Соревнование Структура урока: 1.Организационный момент 2.Артикуляционная и дыхательная гимнастика 3.Распевание 4.Работа над музыкальными произведениями 5.Подведение итогов 6.Домашнее задание 1.Огранизационный момент Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы покажем приемы вокально-хоровой работы: как разучиваем новую песню, как делаем интересным исполнение уже выученного произведения. Итак, начинаем наш урок! Встали все! Давайте поздороваемся! Преподаватель: Здравствуйте ребята (по Т53) удваивая 5-3-1 сверху вниз. Учащиеся: (распевка) Здравствуйте( 3 раза в тональности До мажор, сверху вниз. (Т53-Т6-Т53)) Задачи распевки: Добиться четкого произношения согласной «Р», пропевания гласных. Индивидуальная работа: определить по манере исполнения попевки настроение каждого учащегося. Дать общий позитивный настрой на урок. Преподаватель: Улыбнитесь друг другу,- садитесь ! Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! Молодцы!!!Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? Учащиеся: (хорошее). Преподаватель: Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок! Итак, начнем как обычно с разминки: Преподаватель: Для чего нужна разминка? Ответы учащихся: (чтобы подготовить голосовой аппарат к пению) Разогревание и настройка голосового аппарата детей к пению Артикуляционная гимнастика Цель: Активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей. Начинаем наш урок со сказки «Веселый язычок». Язык,- это самая сильная мышца, находится за зубами при пении! «Жил веселый язычок в своем домике» Однажды он решил прогуляться(вокруг зубок водим по часовой стрелке -часики.Выглянул он из домика и замерз( достали язык, удерживаем в одном положении -прямо)стал тонким острым как иголочка(достать язык изобразить.Затем спрятался в домике,и еще раз выглянул.И все-таки решил прогуляться(изображаем часики). Увидел он, что в глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает, лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, -Тук-тук-тук! Главное отбросить язык «Тук-тук-тук» отскакивает как мячик назад и ловит мошек (ловим мошек, язык вперед высунуть в сторону потом назад -вокруг воздух) мурашей да козявок из-за коры выпугивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит. Затем язычок лошадку увидел и решил прокатиться (цоканье языком цок-цок), по дороге было много кочек (из стороны в сторону) и он вернулся обратно в свой домик. Преподаватель: Какие мышцы мы тренировали?(лица, рта)
Реклама 09
Как называется работа этих мышц?(артикуляция) А что такое дикция?(правильное четкое произношение) А какие мышцы мы тренируем на дыхательных упражнениях?(губ, живота) А теперь перейдем к дыхательной гимнастике. 1.Упражнение «Шарик» На прошлых занятиях мы с вами делали упражнения «Шарик» Главная задача ребята, избавиться от воздуха! Научиться «вдыхать» и «выдыхать» воздух. Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить «вдыхать» и «выдыхать». Указание. Учить детей делать вдох, продолжительностью 3 с, выдох —6 сек. Итак: Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание на 1—2 с. Плечи не поднимать, а живот на вдох должен надуться, как воздушный шарик, а выдыхать со звуком (с). Надутый Шарик полетел, и из него выходит воздух, то маленькая дырочка-то большая дырочка. Главная задача ребята, избавиться от воздуха!. 2.Упражнение «Машины» Нам нужно срочно доехать до папы, сели все в большую машину(БР),приготовились , сделали вдох,и поехали, а дорога не везде хорошая, споткнулась наша машинка, бр - р - р…».(делаем движениями диафрагмы).Не едет больше большая машинка пересели на маленькую(мягкие губы «бьрь»)ближе звук. Кто дальше всех уедет? 3 упражнение «Пчелка» Связки- это два шнурочка взади гортани отвечают за звонкость. Пчелка летит «ж»-«ж»-«ж» чередовать «ж»-«ш» «з-с»-не дергая звук ровно не нарушая воздушную струю менять ощущения. «В-Ф» - руку приложите к шее к трахеи услышите как звучит звук (з-в-ж ) –вибрируют а ф,с,ш –нет ,надо заставить. На глухие согласные связки наши не хотят смыкаться. Наш живот отвечает за силу, гортань на звонкость, рот за слышимость. •А теперь показали все язык! Высунули и сразу назад закинули и сказали Елена Юрьевна, затем хорошо сказали внятно и понятно выпрямили язык ровно. Физкультминутка Преподаватель:А сейчас мы с вами поиграем, готовы? ( Игра «ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК» очень простая игра (проверка на внимательность) Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться несколько раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа». Скороговорки: Произносим тихо, внятно, с четкой дикцией и хорошим настроением. Говорим все вместе, повторяем несколько разделяя акценты на определенных словах, чтобы все буквы были произнесены четко и внятно, быстро и коротко. Произносим и индивидуально, чтобы проверить каждого ученика на знание скороговорок и выявить речевые дефекты. Берем активно вдох, а на выдохе произносим скороговорки. Цель работы над ними — научиться легко, четко и чисто преодолевать дикционные трудности, сложные звукосочетания, имеющиеся в них, активизировать артикуляционный аппарат: 1.Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 2.Ехал Грека через реку видит грека в реке рак сунул грека руку в реку раз за руку Греку цап. 3.По дороге Петя шел и горошину нашел а горошина упала покатилась и пропала «ОХ» ОХ» «ОХ» «ОХ» где-то вырастит горох. 4.От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. 5.Робин Бобин барабек скушал 40 человек и корову и быка и смешного мясника. Пропеваем: -На одной ноте затем с ускорением -А теперь споем с разной интонацией, весело затем грустно, (усиливается работа языка, губ, зубы). Вокальные упражнения: Далее переходим к вокальным упражнениям, которые используем на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формированию основных певческих навыков. Важнейшая особенность- это формирование навыка « автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они поются в определенной последовательности, в определенном диапазоне. Через некоторое время, даже распеваясь без сопровождения, дети сами начинают петь с привычных нот, это говорит о сформировании у них слуховых ощущений. 1 Упражнение закрытым ртом: на «М» Сделать вдох через нос. Выдыхая с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» .Добиваясь при этом легкой вибрации в области носа и верхней губы. Поступенное движение вверх, следя за формированием зевка, ощущение купола. 2. Упражнение «МА-МЭ-МИ-МО-МУ» Пение на одном звуке постепенно поднимаясь по полутонам. Учимся правильно брать дыхание, вдыхая глубоко, с удовольствием, как будто нюхаем душистый цветок. Затем задерживаем дыхание и выдыхаем экономно на слоге «ма-мэ-ми-мо-му» ( начинаем со звука « соль»).Пропеваем от нескольких звуков. Следим за осанкой, чтобы спина была прямой и ненапряженной. Указательные пальчики соединяются на каждый слог «ма». 3.Упражнение «Да-дэ-ди-до-ду»(д- приближают звук) Для того, чтобы пение было красивым и правильным, необходимо округленно и мягко и мягко исполнять все гласные звуки: «да-дэ-ди-до-ду ». При пении на заданной высоте разных гласных, следить за ровностью звука (как перебирать ожерелье из маминых бус,нанизанных на очень тоненькую ниточку,нужно,чтобы ниточка не порвалась и бусы не рассыпались,пропеть каждую бусинку аккуратным звуком. 4. Упражнение Ти-ри-ти-ри Закручиваем вертушку 2 пальцами в конце соединяя) Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, четко артикулирующие каждый звук. Детям нужно объяснять, что правильно петь – значит тянуть звук, т.е. протяжно исполнять каждый гласный звук. Задача- воспитывать у детей умение слушать самих себя, контролировать воспроизводимый звук, добиваться качества пения, активизируя слух. 5.УпражнениеТраля-ля тра-ля-ля для активизации языка,легкий активный звук на дыхании. 6.Упражнение «Гамма»» Пение звукоряда от «до» разными штрихами: legato, nonlegato, staccato. При пении показываем игровые моменты: показываем рукой движении мелодии, как надо петь: плавно или как горошинки отскакивают. (гамма по сказке «Буратоно») работа осуществляется в игровой форме и каждый сказочный герой соответсвует определенному образу , а так же штриху: «Буратино – стакатто,Мальвина- тегато, Карабас-Барабас- маркатто. Мальвина - обьясняя детям, что это девочка с кудрявыми голубыми волосами, она самая красивая, добрая нежная,всегда чистая и нарядная, движения ее легкие и мягкие. Она может быть и грустной. Она надежный друг - всегда придет на помощь. Предлагаю детям спеть гамму на легато, в соответствии с образом Мальвины, при этом делать плавные движения руками.(тянем голос без толчков, как один продолжительный звук, как бы «растить» голос его а не выгонять его силой). Буратино- деревянная кукла, он деревянный тонкий, очень худенький, с тоненькими деревянными ножками.Буратино бежит по дорожке и раздается стук-ту-тук-тук.Он звонкий,ловкий, ему все интересно,он любопытный(штрих стакатто-отрывисто) Карабас-барабас- Очень похож на огромного разьяренного медведя, толстый,здоровый, неуклюжий. Он очень сильный. Грозный, постоянно наступает на свою длинную бороду и путается в ней. Штрих- маркатто. –подчеркивая. 7.Упражнение для единой манеры звукообразования и дикции. (аудио)+ движения 1«Буратоно» Рики-таки-буки-бом! 2«Песенка Львенка и черепахи» -Та-ду-ди-да, ту-ди-да. 3«Пусть бегут не уклюже» - ча-ча-ча чу-чу-чу-чу. Когда голосовой аппарат разогрелся, можно переходить к работе над произведениями Работе над произведениями Произведение для разучивания «Яркая звездочка» Латвийская народная песня 1.Показ произведения учителем,беседа о содержании 2.Конкурс на запоминаие слов первого куплета (кто первым запомнит слова после пропевания учителем 2-4 строк) 3.Повтор слов всей группой 4.Прием «Эхо» (учитель поет фразу – дети ее повторяют) 5.Прохлопывание ритма, пение по руке, заключительное пропевание первого куплета. Сейчас для вас Елена Ивановна наш концертмейстер сыграет известное вам произведение,а вы должны угадать, как называется эта песенка? Ответы учащихся: «Это песенка Гав-гав Преподаватель: правильно, молодцы! Песня «Гав-гав» сл. Т.Волгиной и муз. А.Кудряшова Этапы работы: 1.Беседа с учащимися о характере песни. Какой характер песни (веселый шуточный) 2.Показ песни педагогом.. Прием «Эхо» я пою начало -а теперь ребята вы. 3.Пение по цепочке 4.В припеве поем ,очень легко. Как капельки дождя» Кап-как кап-кап-кап»(Гав –гав на заре) 5.В запеве необходимо отрабатывать интонационно по фразам, а также обращать внимание на исполнение фраз на одном дыхании.(Куда движется мелодия?) 6.Давайте мы с вами добавим движения! Как вы думайте для чего нужны движения? (Чтобы песня стала ярче, интереснее понравилась слушателям). 7.По руке поем не вслух а про себя. Песня «Мамочка» сл.и муз. Д.А.Воробьева Этапы работы: 1.Показ песни педагогом. 2.Беседа с учащимися о характере песни. 3.Исполнение мелодии песни по нотам . Цель: передача характера песни.. 4.В запеве отрабатываем чистую интонацию по фразам, а также обращаем внимание на исполнение фраз на одном дыхании; 5.Показываем вместе с детьми рукой движение мелодии. Каждое пропевание контролируется. 6.Добиваемся унисона.После того, как добились чистой интонации, ясности в тексте сольфеджио, пропеваем весь куплет со словами, выполняя те же задачи, над которыми проводилась работа. 7. Все произведение написано композитором для одноголосного пения. Младшая группа с неустойчивой интонацией пока учится исполнять произведения интонационно чисто, в унисон. Все исполнение основных ступеней трезвучий и поступенное движение выслушивается, выстраивается в одну мелодическую линию. Песня «Колобок» сл. В.Татаринова муз. Г.Струве.Песня из сказки колобок Этапы работы: 1.Обсудить какой характер песни, кто главные герои? 2.Вспомнить на какие слова мы выполняли движения 3.Пропеть с движениями, добиваясь синхронного исполнения 4.Выполнить те же задания в каждом куплете 5.Исполнить произведение с начала до конца. Прием игры- выбор лучшего дирижера. Заключительный этап. Постоянный слуховой контроль помогает в слиянии голосов. Очень радует, когда дети стараются, внимательны в исполнении. Когда закреплена мелодия, можно переходить на исполнение со словами ,с добавлением музыкальной выразительности. Подведение итогов- что получилось. Чего еще нужно добиться, кто старался, кто не очень. Д/з: заучить слова всех куплетов. Петь мелодию со словами, поддерживая игрой на инструменте. Когда мелодия закреплена в памяти петь без поддержки инструмента. По окончании урока дети подают дневники на оценки. Преподаватель: (поет по Т53 с низу вверх) До свидания все. Учащиеся: До-сви-да-ни-я (сверху вниз по Т53). Урок окончен.