В данной работе представлены выразительные возможности педали и сам процесс работы над педализацией с учащимися фортепианных отделений. Большое внимаение уделяется видам педали и взаимосвязи звуковых возможностей фортепиано и педали.Основная цель - научить ученика слушать исполняемые произведения во всем его многообразии (тональность, фактура, тембр, краски) и использование педали, как одного из главных средств выразительного исполнения различных произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение учащихся навыкам педализации»
Елецких С. В.,
преподаватель фортепиано
МБОУ ДОД ДШИ №7
Обучение учащихся навыкам педализации
Роль педали (правой) в искусстве фортепианного исполнительства огромна. Педаль имеет несколько функций, но при этом надо помнить, что на практике полного разграничения их не бывает, так как действие педали всегда комплексное. Исключительно важна роль педали как связующего средства, она позволяет соединить воедино различные элементы музыкальной ткани. Использование этих средств педали вызвало некогда целый переворот в фортепианной фактуре и послужило основой для создания того развитого специфически фортепианного стиля, который утвердился с периода романтизма. Известны слова Антона Рубинштейна: «педаль – душа фортепиано». Какие богатейшие художественные возможности нам открывает педаль. Это и окраска звука, и сила его звучания, это также связующее звено. С помощью педали мы можем соединять различные звуки в мелодические лини, добиваться более певучего легато, придавая фортепианному звуку большую продолжительность. Она позволяет соединять музыкальную линию на значительном расстоянии. Особенно велико значение педали как связующего средства при сочетании различных звуков в единый гармонический комплекс – для создания мелодии и сопровождения. Весьма важна роль правой педали также как красочного средства. Наконец, интонационные и динамические свойства педали также хорошо известны исполнителям пианистам.
Изменение тембра фортепианного звука достигается тем, что при поднятых демпферах взятым звукам начинают резонировать их многочисленные частичные тона – обертоны. Появление дополнительных резонирующих звуков, порождаемое нажатием правой педали, придаёт звучанию не только новые краски, но и большую полноту звучания. Придание звуку большей полноты, красочности и продолжительности имеет важное значение для достижения большей певучести исполнения и приближает фортепиано к «поющим» инструментам. Нажатие педали вслед за извлечением звука – единственное средство оказывать на него воздействие уже после удара молоточка по струне. Это «оживление» фортепианного звука отдаленно напоминает вибрацию при пении и игре на смычковых инструментах.
Взятие педали после звука – единственное средство сделать крещендо на выдержанном звуке или аккорде, подчеркнуть акценты или сфорцандо. В современной практике ученик обычно начинает пользоваться педалью очень рано. Однако, вводя педаль, надо учитывать особенности развития учащегося, и, конечно, не только физические, но и общего музыкального развития. Одним учащимся педализация объясняется раньше, другим – позже, и пьесы, на примере которых происходит знакомство с педалью, тоже различны.
Прежде чем исполнять с педалью пьесы, полезно знать ученику о ее устройстве и поиграть с ним педальные упражнения. Педаль нажимается носком правой ноги плавно вниз, после чего так же плавно дать ей подняться вверх. Движение педали должно быть бесшумным. Способному, активному ученику можно разрешить уже в самом начале обучения заключительные аккорды пьесы поддержать педалью. Нет ничего хуже формального подхода к педализации. Педаль для учащегося – это новая область звучания, и нельзя, чтобы ученик впервые без радости соприкоснулся с ней. Знакомство с педалью должно открыть новую страницу в его музыкальной жизни. Несколько слов о том, как приступить к обучению педализации. Чувствительное место ноги – конец ступни. Толщина подошвы обуви играет некоторую роль, иногда создавая ощущение неудобства, поэтому лучше начинать в обуви с мягкой подошвой. Надо следить, чтобы движение ноги во время нажатия и снятия педали не были резкими. Снятие педали должно идти только до конца люфта педали. И, конечно, не нужно отнимать подошву ноги от лапки педали.
Чтобы гибко управлять движением, нога должна привыкнуть к педали. На первых уроках нажатие педали вызывает обычно у ученика резкий наклон всего корпуса. Надо пресечь эти ненужные сопутствующие движения. Знакомство с педалью желательно начинать с упражнений. В качестве первого упражнения можно предложить ребенку извлечь полнозвучный аккорд и послушать его до момента затухания, затем вновь воспроизвести точно так же этот аккорд, подхватывая его педалью. Путем сравнения становится особенно заметным, что педаль придает звучанию большую насыщенность и певучесть. После этого можно перейти к упражнению в связывании при помощи педали отдельных звуков. Преподаватель должен планомерно направлять развитие техники педализации ученика.
Педаль необходимо учить, как и аппликатуру, тщательно. В начале обучения следует точно указывать нужную педаль. В дальнейшем можно давать ученику в отношении педали большую самостоятельность. Приобретенные на упражнениях навыки следует применять в исполняемых произведениях. Вначале целесообразно выбирать пьесы с несложной педалью. Среди первых пьес, исполняющихся с педалью, можно назвать «Болезнь куклы» и «Похороны куклы» Чайковского, «Мимолетное видение» Майкапара, «Прелюдию» Тетцеля и ряд других произведений. Надо приучить ученика разбираться в том, какие звуки можно соединять педалью, какие – нет. Он должен знать, что педалью уместно связывать звуки одного аккорда, особенно, когда они расположены слишком далеко, чтобы до них можно было дотянуться рукой, например, во многих вальсах, ноктюрнах.
Применяя «гармоническую» педаль надо остеречься, чтобы она не нарушила чистоты голосоведения, например, в «Сладкой грезе» П. И. Чайковского не следует брать педаль на весь такт потому, что хотя в гармоническом отношении это было бы чисто, но ясность голосоведения в мелодии при этом будет утрачена. Педаль нередко используется для соединения звуков, которые трудно сыграть legato. Она помогает достигнуть связности в октавном изложении мелодии, при наличии в ней больших интервалов. Особенно значительные трудности возникают при исполнении широких фигураций. В этих случаях особенно важно, чтобы не произошло смешения гармонически чуждых звуков, так называемой «грязной педали». Встречается немало случаев, когда применяется «прямая педаль». Она помогает подчеркнуть бас, и при маленькой руке соединить бас с аккордом. Это имеет место в маршах, танцах. Но чаще применяется так называемая «запаздывающая педаль». Она предохраняет от проникновения лишних призвуков от прозвучавших ранее звуков. «Как в живописи нужны красочные мазки, пятна для создания общего фона, так в музыке педаль нужна для создания красок», – Игумнов. Работу над «запаздывающей педалью» полезно начать с подготовительных упражнений. В качестве первого упражнения можно рекомендовать следующее: берется на педали в басу октава форте, и на этом фоне исполняются «PP» различные аккорды двумя руками. При появлении гармонической «грязи» звучность подчищается полупедалью, а бас удерживается возможно дольше. Во многих случаях целесообразно использовать прием постепенного снятия педали. В умелом использовании различных градаций опускания педали заключается один из секретов искусства тонкой педализации. Наиболее ценным качеством педализации нужно считать способность педали дорисовывать гармоническое и полифоническое строение музыкальной формы. Однако по отношению к главному голосу педаль может играть и отрицательную роль, нарушая логику и процесс образования мелодической линии. Поэтому педаль требует особо тонкого и тщательного выполнения.
Ученику будет интересно узнать, что на фортепиано мы можем имитировать звучание многих инструментов оркестра, например, свистящие звуки флейты или бархатное, сочное, взволнованное звучание виолончели, фанфарные звуки труб и тромбонов или мягкие задушевные звуки скрипичного кантабиле. На фортепиано можно создавать различный характер звуков: тусклый, яркий, замирающий, поющий. Все эти особенности заставят ученика по-новому взглянуть как на возможности самого инструмента, так и на задачи, связанные с процессом обучения на нём.
Список используемой литературы:
Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг. – СПб. : Эпта, 1999
Шмидт-Шкловская А. О. О воспитании пианистических навыков / А. О. Шмидт-Шкловская – М., 2002. – 82 с.