kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образы симфонической музыки. Г.В.Свиридов "Метель". Музыкальные иллюстрации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся с с выразительными возможностями симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения на примере музыкальных иллюстраций «Метель» Г.Свиридова.

В процессе урока расширяется представление детей о средствах музыкальной выразительности; формируется представление о лирических и драматических образах  в музыке; формируются понятия:  жанр – музыкальные иллюстрации, симфоническая музыка - выразительная и изобразительная;                

развиваются  -  умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства, творческое воображение музыкальное мышление, эмоциональная сфера, пробуждается  интерес к отечественной музыкальной культуре, к  симфонической музыке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образы симфонической музыки. Г.В.Свиридов "Метель". Музыкальные иллюстрации" »


Урок музыки в 6 классе «Образы симфонической музыки. Свиридов Г. «Метель». Музыкальные иллюстрации»


Цель урока - познакомить с выразительными возможностями симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения на примере музыкальных иллюстраций «Метель» Г.Свиридова.

Задачи: Образовательные:

- расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

- сформировать представление о лирических и драматических образах в музыке;

- сформировать понятия: жанр – музыкальные иллюстрации, симфоническая музыка - выразительная и изобразительная.

Развивающие:

- развить умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- развивать творческое воображение;

- развить музыкальное мышление;

- эмоциональную сферу.

Воспитательные:

- воспитывать такие качества личности, как нравственно-духовные ценности;

- пробудить интерес к отечественной музыкальной культуре, к симфонической музыке.

Тип урока – знакомство с новым музыкальным материалом

Жанр – урок-рассуждение

Методы – восприятие музыки, наглядности, сравнения, эмоциональной драматургии, репродуктивный.

План урока:


Этап

Название

Время

1

Организация начала урока

5 мин.

2

Подготовка к основному этапу урока

7 мин.

3

Основная часть урока

23 мин.

4

Закрепление знаний, подведение итогов занятия

4мин.

5

Информация о домашнем задании

3 мин.

6

Исполнение песни

3 мин.

Оборудование:

- учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

- фортепиано

- аудио-запись симфонической музыки Г.Свиридова «Метель»

- наглядное пособие «цветок»

- цветные карандаши

- портрет композитора


ХОД УРОКА

Ι ЭТАП.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела «Симфоническая музыка». Давайте вспомним, из каких групп музыкальных инструментов состоит симфонический оркестр.

Ответы детей. Симфонический оркестр состоит из 4 групп инструментов: Струнно-смычковая, духовая медная, духовая деревянная, ударная.

Учитель. Послушаем в исполнении симфонического оркестра музыкальную зарисовку «Весна. Осень». Для того, чтобы ответить на вопросы, я делю класс на группу девочек и группу мальчиков. От каждой группы выбираем дирижера. Ваша задача перевоплотиться в музыкантов, услышать и изобразить, какие звучат инструменты в записи. Девочки изображают звучание картины «Весна», а мальчики «Осень». Дирижёры управляют своей группой, постараться, чтобы движения ваших рук передавали характер звучащей музыкальной зарисовки.

Звучит музыкальная иллюстрация «Весна. Осень».


ΙΙ ЭТАП.

Учитель. 1) Назовите инструменты, которые композитор выбрал для создания образа природы, а какие инструменты являются солирующими.

Учитель исполняет на фортепиано две главные темы: «Весны» и «Осени», и предлагает ответить на следующий вопрос:

2) В чем сходство и в чем отличие этих двух музыкальных тем.

Обсуждение.

Учитель. Опишите, какие чувства, какое настроение вы слышите в этой музыке.

Ответы детей: муз. иллюстрация «Весна» - светлая, одухотворенная, а «Осень» - задумчивая, печальная.

Используя пособие «Цветок», на каждом лепестке которого подписаны средства музыкальной выразительности, собираем музыкальный образ.

У нас получился лирический образ.


ΙΙΙ ЭТАП.

Учитель. Прозвучавшую красивую музыку написал русский композитор Георгий Васильевич Свиридов. Композитор XX века, он учился в Ленинградской консерватории и некоторое время работал в Ленинграде. Его именем названа школа искусств г.Санкт-Петербурга.

На уроке литературы вы знакомились с повестью А.С.Пушкина «Метель», а к сегодняшнему уроку музыки вам было задано домашнее задание - посмотреть х/ф «Метель» реж. В. Басова. Кто написал музыку к этому фильму?

Ответы дете:. Георгий Васильевич Свиридов.

Учитель. Какую роль играет музыка, сопровождающая художественный фильм?

Ответы детей: Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Г.Свиридов. Через несколько лет после написания музыки к фильму, композитор решил дать своему сочинению новую жизнь.

Запишите в тетрадях тему урока: «Образы симфонической музыки. Г.В.Свиридов «Метель». Музыкальные иллюстрации"

Цель урока: познакомиться с многообразием возможностей симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения.

На доске выписаны 7 музыкальных иллюстраций, объединенных общим названием «Метель».

  1. Весна и осень.

  2. Пастораль.

  3. Тройка.

  4. Вальс.

  5. Марш.

  6. Романс.

  7. Венчание.

С первой иллюстрацией мы с вами познакомились в начале урока. Пастораль слушали на прошлом уроке. Эти пьесы посвящены лирическим

образам «Метели».

Учитель. Прежде чем перейти к знакомству со следующей иллюстрацией, назовите главных героев повести.

Ответы детей: Марья Гавриловна, молодой гусар и Владимир Бурмин.

Учитель. Какие события сопровождает метель в повести?

Ответы детей: - Читают отрывок из повести А.С.Пушкина - описание начавшейся метели на стр.121 учебника.

Учитель. А теперь перевоплотимся в художников. Пока будет звучать музыка, возьмите карандаши и в своих тетрадях нарисуйте своё впечатление от пьесы под названием «Тройка». Подумайте, сколько в ней частей, чем они отличаются.

Звучит 3-я музыкальная иллюстрация «Тройка».

Учитель выбирает интересные рисунки и по желанию детей показывает их классу, а автор рисунка объясняет, что он «увидел» в звучащей музыке.

Учитель. Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы - от спокойной неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй? Работаем с лепестками, «собираем» образ.

Ответы детей: Вначале звучит вступление, которое предвещает драматические события. Затем хорошо слышно две части.

Учитель играет на фортепиано темы из каждой части.

Дети анализируют мелодию, тембр (ударные инструменты (бубен, тарелки), медные дух.инструменты), динамику, темп, ритм (безостановочное движение)

Учитель. Какие чувства, переживания главных героев вы слышите в этой пьесе?

Ответы детей: Волнение, тревогу, страх, беспокойство.

У нас получился драматический образ.

Учитель. Георгий Васильевич Свиридов отразил в своем сочинении эпоху пушкинского времени. О чем нам может рассказать вальс?

Ответы детей: Вальс звучал на балах. Это атмосфера праздника, приподнятого настроения, увлечения молодых людей того времени, происходят знакомства, общение.

Учитель. О чем нам может рассказать пьеса под названием «Марш»?

Ответы детей: Марш звучит в честь возвращения участников войны с победой над французской армией. Исторические события, которые описаны в повести – это Отечественная война 1812г. Герои повести являются участниками войны.

Слушаем пьесу, которую выберут дети: Вальс или марш. Под музыку Марша можно подвигаться и пошагать на месте маршем, а если дети выберут Вальс - продирижировать.

Учитель. Романс – это лирическая песня, которую любили исполнять во времена А.С.Пушкина. К какому образу относится сцена «Венчание»?

Ответы детей: Драматический образ.


ΙV ЭТАП.

Перевоплотиться в композиторов и описать словами, какая музыка будет сопровождать сцену «Венчание». Для этого подумайте, какие бы вы выбрали музыкальные инструменты, какие бы использовали средства музыкальной выразительности (темп музыки, динамику и т.д.) для создания драматического образа. Какое настроение будет преобладать в вашем сочинении.


V ЭТАП.

Учитель. С каким новым жанром вы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке?

Перечислите средства музыкальной выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки?

Согласны ли вы с утверждением, что симфоническая музыка выразительна и изобразительна?

ВЫВОД: Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это дает композитору воплотить через музыку образы литературных героев.

Выставление отметок учащимся за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образы симфонической музыки. Г.В.Свиридов "Метель". Музыкальные иллюстрации"

Автор: Васильева Ольга Васильевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167588


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства