kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О некоторых аспектах развития музыкально-исполнительских навыков учащихся в классе баяна

Нажмите, чтобы узнать подробности

В музыкальном искусстве важным является звук. Без звука нет музыки, поэтому усилия музыканта исполнителя должны быть направлены на формирование звуковой выразительности. Говоря о положительных качествах баяна в первую очередь нужно оценить звуковые достоинства инструмента. Благодаря красивому, певучему звуку исполнителю баянисту подвластна передача самых разнообразных оттенков музыкально-художественной выразительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О некоторых аспектах развития музыкально-исполнительских навыков учащихся в классе баяна »

Дубинин Н.П.

Преподаватель по классу баяна,

специалист среднего уровня квалификации первой категории

Детская музыкальная школа № 1 г. Костанай (Казахстан)


О некоторых аспектах развития музыкально-исполнительских навыков учащихся в классе баяна


В музыкальном искусстве важным является звук. Без звука нет музыки, поэтому усилия музыканта исполнителя должны быть направлены на формирование звуковой выразительности. Говоря о положительных качествах баяна в первую очередь нужно оценить звуковые достоинства инструмента. Благодаря красивому, певучему звуку исполнителю баянисту подвластна передача самых разнообразных оттенков музыкально-художественной выразительности. Здесь и грусть, печаль, безусловное веселье и скорбь. Задушевная лирическая мелодия звучит также убедительно, как и лихая народная пляска. Динамические градации баянного звука простираются от тончайшего пианиссимо, до фортиссимо, причем баянист может активно управлять гибкостью динамики с помощью движений меха. Каждый баянист, зная естественные возможности инструмента обязан использовать его положительные качества и не требовать от баяна того, что не отвечает его природе.

Процесс работы над музыкальным произведением чрезвычайно многообразен. В значительной мере эта работа зависит от самого произведения – сложности его содержания и технических трудностей. Кроме того, приемы и все течения работы всегда связана с возрастом и психологией учащегося, его одаренностью, уровнем музыкального и общего развития, творческими взглядами и индивидуальностью педагога.

Работу над произведением можно разделить на три этапа:

На первом этапе – зарождение образа.

Второй этап – элементарная работа, установка аппликатуры, изучение сочинения.

Третий этап – это приспособление, ведь представление может быть очень правильным, но когда сталкиваешься практически со всеми трудностями, почти готового исполнения, то оказывается, что надо это произведение в какой то мере приспособить к себе.

Требуется определенный срок, чтобы произведенные «вошло» в исполнителя, чтобы надежное, проделанное, закрепить и в сознании и в подсознании. Задач в работе над произведением очень много, но если у учащегося есть техническая база для выполнения художественных задач, то эта работа проходит интересно и разнообразно, как бы переходя одно в другое.

Последний этап работы, можно сказать, не заканчивается никогда. Если ученику нравится пьеса, и он ее играет много раз на концертах, то работа совершенствуется, приобретаются все новые и новые навыки. Привычная работа переходит в новое качество, совершенствуется техническая сторона, может изменится отношение к произведению, а а соответственно появляются изменения в понимании и воплощении музыкального образа. Путеводной звездой в работе над произведением является замысел композитора, а также знания педагогом стиля, особенностей творчества композитора, эпоха жизни и конечно, мастерство подачи материала. Это все и есть профессионализм.

Исполнительский процесс является сложным психофизиологическим действием в осуществлении которого участвует сознание и физические усилия исполнителя, причем решающая роль в этом процессе принадлежит разуму исполнителя, его сознательному отношению к исполнению и всевозможным действиям для достижения намеченной художественной цели.

Многовековая практика подготовки и воспитания музыканта основана на передаче накопленных знаний от поколения исполнителей другому путем индивидуальных знаний. Только тот может быть истинным целителем искусства, кто сам хоть в какой-то мере знаком с его основами.

Невозможно или, во всяком случае, трудно стать основательным судьей в том деле, к совершенствованию которого сам не причастен. Нужна собственная активность воспринимающего при ознакомлении с произведением искусства, которая возможна только при наличии необходимых умений и знаний.

В системе обучения музыканта ничего другого не придумано, кроме как способа многократного повторения материала с последующим усложнением его степени трудности на основе имеющихся и постоянно приобретаемых знаний. Нет другого способа подготовки играющего, кроме индивидуальных занятий в классе по специальности, когда педагог дает ученику необходимые знания и навыки, направляет развитие и осуществляет его воспитание. Поэтому урок следует считать основополагающей формой организации процесса обучения, причем каждый урок должен рассматриваться как звено в цепи учебного процесса, который может протекать по-разному, в зависимости от многих особенностей. Существенное значение имеет возраст, музыкальные способности обучаемого, его восприимчивость, уровень знаний и многое другое.

Конечный результат будет эффективным лишь в том случае, если совместная деятельность, преподавателя и учащегося проходит в едином творческом союзе. Ученик должен верить в педагога, а педагог должен верить в ученика. Педагог должен обладать неиссякаемым терпением и способностью спокойно и неутомимо делать все время одни и те же замечания. Он должен быть психологом, обладать интуицией и волей, побуждающими воспитанников работать в нужном направлении.

Говоря о заключительном этапе работы, важно помнить о воспитании исполнительской воли. Как часто дети, выучив хорошо пьесу, не умеют справиться со своим волнением. Ведь во время исполнения надо быть внимательным, сохранять внутреннее спокойствие. С малых лет нужно учить детей сосредоточенности внимания – в момент игры мысль не должна делать петель. Ведь многие из учеников «всадники без головы».

Не всегда учащийся останавливает исполнение по причине плохой памяти. Чаще это происходит по вине недостаточно воспитанного слуха. Сделал не вовремя акцент, сбил метр, взял неверную ноту – ухо уловило новую, незнакомую интонацию, смешались привычные представления и пальцы остановились: воля, желание сыграть все до конца не проявились.

В воспитании исполнительской воли многое зависит и от предварительной работы. При подготовке к концертному исполнению нельзя ученика останавливать. Надо давать ему возможность выпутываться из любой ситуации. Необходимо давать указания на общее впечатление, мелочи оставить без комментариев. А еще дать понять ученику, что теперь только от него зависит успешное исполнение.


Вывод:

Работая над произведением, ученик должен знать цель и сроки изучения данного произведения и, соответственно строить свою работу. Нельзя перегружать ученика различными указаниями. Указания должны быть конкретными и небольшими, особенно на первом этапе работы.

Каждый вид работы нужно тщательно обговаривать и прорабатывать на уроке, добиваться того, чтобы ученик досконально понимал задачу того или иного замечания. Произведение должно нравится ученику и находится в соответствии с его техническими возможностями, а также необходимо понимание фразировки, интонационных особенностей в соответствии с художественным замыслом композитора. В предконцертный период ничего не менять (аппликатуру), не останавливать ученика в процессе игры произведения. Все замечания делать после исполнения.

Умение найти контакт с учеником и его родителями, профессионализм педагога и способность тактичного общения сделают свое положительное дело.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Дубинин Н.П.

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 159084


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства