kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Народная песня".Урок музыки в 6 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Народная песня

Цель: ознакомить с понятием - народная песня.

Задачи: формировать интерес к песенному жанру, народной  культуре, позитивное отношение к ней; ориентировать учащихся на  этнокультурные духовные ценности; развивать образное мышление; воспитать способность к межэтническому и межкультурному общению средствами системных знаний музыкального искусства.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи, фотографии, синтезатор, тексты народных песен, иллюстрации картин, учебник.

Ход занятия

 

 

1. Орг. момент.

 

У.

2. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы продолжаем тему четверти «Вокальная музыка». Один из самых любимых, популярных и массовых жанров вокальной музыки – это песня.  Хорошая песня – это целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное произведение. Может быть, это происходит от того, что в песне чувства и стремления человека находят своё прямое, непосредственное выражение. Согласны, ли вы с тем, что песня  сопровождает человека повсюду?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Народная песня".Урок музыки в 6 классе.»



Урок музыки в 6 классе


«Русская народная песня»

(из общей темы полугодия «Вокальная музыка»)












Разработала и провела

учитель музыки

Лукашина М.Г.


2022 г.


Тема: Народная песня

Цель: ознакомить с понятием - народная песня.

Задачи: формировать интерес к песенному жанру, народной культуре, позитивное отношение к ней; ориентировать учащихся на этнокультурные духовные ценности; развивать образное мышление; воспитать способность к межэтническому и межкультурному общению средствами системных знаний музыкального искусства.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи, фотографии, синтезатор, тексты народных песен, иллюстрации картин, учебник.

Ход занятия



1. Орг. момент.


У.

2. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы продолжаем тему четверти «Вокальная музыка». Один из самых любимых, популярных и массовых жанров вокальной музыки – это песня. Хорошая песня – это целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное произведение. Может быть, это происходит от того, что в песне чувства и стремления человека находят своё прямое, непосредственное выражение. Согласны, ли вы с тем, что песня сопровождает человека повсюду?

Д.

Да, в радости и печали, в труде и в отдыхе, в различных событиях (рождение, свадьба, проводы в армию и т.д.) Песня поддерживает человека, вдохновляет его во всех начинаниях, утешает в трудную минуту.

У.

3. Объяснение нового материала.

Сегодня речь пойдёт о русской народной песне. (записываем тему занятия) Прочитайте вслух стихотворение русского поэта 19 века Ивана Сурикова.

Д.

Как кому на свете

Дышится, живётся –

Такова и песня

У него поётся…

Жизнь даёт для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки,

Даст ли день роскошный,

Тьму ли без рассвета –

То и отразится

В песне у поэта.

У.

Запишем эпиграфом к уроку первые четыре строки.

Как кому на свете

Дышится, живётся –

Такова и песня

У него поётся…(записывем)

О чём они народные песни, что отражают?

Д.

Народная песня ярко и полно отражает природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывает о буднях и праздниках.

У.


Д.


У.

Исходя из этого мы можем определить и жанры народных песен. Назовите их.

Это колыбельные, игровые, шуточные, календарные, обрядовые, хороводные, лирические, исторические, солдатские, … (записываем)

Мир русской народной песни это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный пейзаж.

Послушайте фрагмент одной из таких песен «Ах ты, степь широкая…»

Ах ты, степь широкая,

Степь широкая,

Степь раздольная,

Ах ты, волга-матушка,

Волга вольная!

Ой, да не степной орёл

Подымается,

То речной бурлак

Разгуляется!

Не летай, орёл,

Низко ко земле ,

Не гуляй, бурлак,

Близко к берегу!

Мелодия величава и нетороплива. Бескрайняя широкая степь, могучий дуб, одинокая тонкая рябина, русский пейзаж это излюбленная тема народного песенного искусства. Посмотрите на иллюстрацию в учебнике «Монастырь над рекой». Что выражается через этот образ?

Д.

Характер и сила русского народа.

У.

Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, почему, как вы думаете?

Д.

Они близки по характеру словам народных песен, по ритмике, напевности

У.

Известная песня на стихи И.Козлова «Вечерний звон» получила популярность, её даже называют народной. Это стихотворение привлекало многих композиторов. Всмотритесь и вслушайтесь в картину И.Левитана «Вечерний звон», и вы почувствуете душу старой России.

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз.

Что в картине и в песне слито?

Д.

Облик родины и звон сельского колокола.

У.











Деревянной Русь, церковь, колокольный звон – всё это дорого и близко нашей русской душе. Вечерний звон это часть родного края, воспоминания о юности, мечтах, надеждах.

Как вы думаете есть ли вторая жизнь у народных песен?Многие народные песни дают выразительную картину жизни, и для достоверности вводятся в литературные и музыкальные произведения, иногда с элементами обряда. Свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме Пушкина «Русалка» и опере Даргомыжского, детская песня-игра «Гори-гори ясно» в «Пиковой даме» Чайковского, обряд масленицы в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова.

Как вы думаете есть ли свои собственные песни есть у каждого народа? Кто из вас знает народные песни разных стран? Исполните нам. (исполнение по желанию учащихся)

Может быть, ничто другое так ярко и полно не выражает характер и обычаи народа, как его родная песня. Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.

4. Закрепление нового материала.

А сейчас мы с вами разыграем народную песню «Бояре, мы к вам пришли».

Делимся на две группы-шеренги. Встаём на расстоянии напротив друг друга, затем взявшись за руки, поочерёдно с началом каждого нового колена-куплета выдвигаемся навстречу стенка на стенку и отходим обратно на мотив второй половины попевки. В шестом колене-куплете невесту поворачиваем спиной, не разрывая рук. В конце песни-игры невеста бежит, пытаясь прорвать цепочку рук в противоположной шеренге бояр.

Д.

1. Бояре, а мы к вам пришли!

Молодые, а мы к вам пришли!

2. Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

3. Бояре, нам невеста нужна.

Молодые, нам невеста нужна.

4. Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

5. Бояре, нам вот эта мила,

Молодые, нам вот эта мила.

6. Бояре, она дурочка у нас,

Молодые, она дурочка у нас.

7. Бояре, а мы плёточкой её,

Молодые, а мы плёточкой её.

8. Бояре, она плёточки боится,

Молодые, она плёточки боится.

9. Бояре, а мы пряничка дадим,

Молодые, а мы пряничка дадим.

10. Бояре, у ней зубки болят.

Молодые, у ней зубки болят.

11. Бояре, а мы к доктору сведём.

Молодые, а мы к доктору сведём.

12. Бояре, она доктора боится,

Молодые, она доктора боится.

13. Бояре, не валяйте дурака,

Отдавайте нам невесту навсегда!

У.

К какому жанру можно отнести эту народную песню?

Д.

Ответ. Бытовая сценка, игра, диалог.

У.


5. Обобщение. Какие стороны жизни отражает народная песня? Почему мелодии народных песен легко запоминаются? Почему многие композиторы в своём творчестве используют народную музыку? Как же рождается, складывается, появляется народная песня?

Д.

Ответы.

У.

Послушайте рассказ М.Горького, и вам откроется тайна рождения песни.

Вот как две женщины сложили песню под грустный звон колоколов монастыря, летним днём.

- Родные, - грустно и сердито говорит Устинья… - Я тоже, когда первый год в городе жила, неутешно тосковала. Будто не вся живёшь – не вся вместе, - а половина души в деревне осталась, и всё думается день-ночь: как там?...

Её слова словно вторят звону колоколов, как будто она нарочно говорит в тон им…

Склоняясь к западу, в мутном небе висит на золотых лучах красноватое солнце. Тихий голос женщины, медный плеск колоколов и стеклянное кваканье лягушек… Звуки плывут низко над землёю, точно ласточки перед дождём. Над ними, вокруг их – тишина…

Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито:

- Ну-кось, Машутка, подсказывай…

- Чего это?

- Песню сложим…

И, шумно вздохнув,Устинья скороговоркой запевает:

- Эх, да белым днём, при ясном солнышке,

Светлой ноченькой, при месяце…

Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поёт:

- Беспокойно мне девице молодой…

А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:

- Всё тоскою сердце мается…

Закончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо:

- Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу, песни складывать…

6. Подведение итогов.

(Анализ работы на занятии)

7. Домашнее задание.

Попробуйте и вы рассказать музыкальным речитативом о том, что вас волнует. А может вам удастся сочинить мелодию или даже песню на стихи любимого поэта.



5

Прилуцкая Н.В., учитель музыки МОУ СОШ с.Кышик Ханты-Мансийский район



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Народная песня".Урок музыки в 6 классе.

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 04.09.2022

Номер свидетельства: 612591


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства