Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примере русских народных песен.
Задачи:
Образовательные:
формирование устойчивого интереса к музыкальной культуре своего народа;
формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;
развитие грамотного и эмоционального пения, передавая характер песни через собственное исполнение;
обобщение представлений учащихся об особенностях мелодического и ритмического, интонационного строения русских народных песен;
закрепление знаний учащихся о разнообразных жанрах народных песен;
Развивающие:
развитие и закрепление певческих умений и навыков учащихся на предложенном музыкальном материале;
· развитие навыков хорового исполнения русских народных песен и навыков игры на русских народных инструментах;
Воспитательные:
воспитание у школьников уважения к традициям и культуре своего народа;
· создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
Художественно-педагогическая идея урока:
На основе способности воспринимать музыку как содержательное искусство, прочувствование и осмысление выразительного значения наиболее характерных черт русской музыки в целом, формировать способность учащихся чувствовать красоту родной земли, прививать уважение к родной истории и гордость за достижения русской национальной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Народная песня-народная душа" »
Тема: «Народная песня – народная душа»
Описание материала: представленный конспект открытого занятия по вокалу рассчитан для работы с детьми среднего возраста (10-12 лет).
Этот материал предлагается педагогам дополнительного образования и музыкальным руководителям в ОУ.
Нигде нет такой литературы,
как у нас, у русских. А народные песни?
Такие песни могли родиться
только в народе великой души…
А. М. Горький
Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примере русских народных песен.
Задачи:
Образовательные:
формирование устойчивого интереса к музыкальной культуре своего народа;
формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;
развитие грамотного и эмоционального пения, передавая характер песни через собственное исполнение;
обобщение представлений учащихся об особенностях мелодического и ритмического, интонационного строения русских народных песен;
закрепление знаний учащихся о разнообразных жанрах народных песен;
Развивающие:
развитие и закрепление певческих умений и навыков учащихся на предложенном музыкальном материале;
развитие навыков хорового исполнения русских народных песен и навыков игры на русских народных инструментах;
Воспитательные:
воспитание у школьников уважения к традициям и культуре своего народа;
создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
Художественно-педагогическая идея урока:
На основе способности воспринимать музыку как содержательное искусство, прочувствование и осмысление выразительного значения наиболее характерных черт русской музыки в целом, формировать способность учащихся чувствовать красоту родной земли, прививать уважение к родной истории и гордость за достижения русской национальной культуры.
Структура урока:
I. Организационный момент.(1 мин.)
II. Актуализация знаний учащихся.(3 мин.)
III. Основная часть. (30 мин.)
1. Беседа.(5 мин.)
2. Распевание.(5 мин.)
3. Слушание.(3 мин.)
4. Работа над новым материалом.(12 мин.)
5. Игра на музыкальных инструментах.(5 мин.)
IV. Итог урока. (6 мин.)
Методы и приемы:
словесно-индуктивный (беседа);
наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения);
метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);
создание эффекта удивления и ситуации успеха.
Музыкальный материал:
Русская народная трудовая песня “Во кузнице”.
Русская народная песня “Земляничка-ягодка”.
Наглядный материал:
Зрительный ряд из картин, отражающих труд мужчин и женщин.
Картины русской жизни и быта.
Оборудование урока:
Фортепиано
Музыкальный центр, диски.
Хрестоматия.
Музыкальные инструменты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети заходят в класс под русскую народную песню “Земляничка-ягодка”.
Музыкальное приветствие детей:
У: “Здравствуйте, ребята”!
Д: “Здравствуйте”!
II. Актуализация знаний учащихся.
Музыка композиторская или народная встретила вас?
Какому народу она принадлежит?
Как об этом рассказала музыка через средства музыкальной выразительности?
Что отличает эту музыку от других русских народных произведений?
К какому жанру вы бы отнесли это произведение и почему?
Где могло бы звучать это произведение?
Ведь недаром говорят: “Народная песня – зеркало жизни народа”.
III. Основная часть.
1.Беседа
Русское народное творчество сравнивают с красотой жар-птицы. Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в танец? Да из души человека, откуда же ещё?
У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.
Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (показ репродукции “Гусляры”).
Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен. Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.
Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?
О чем мы узнаем в песнях? (Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.) Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня на уроке мы познакомимся и постараемся разучить русскую народную песню «Во кузнице» Но прежде, чем начать работу над ней, давайте распоемся.
2. Распевание
Для развития народной манеры пения
1) использование скороговорок на звуках примарной зоны «По бревну бобры бредут»;
2) постепенное движение в диапазоне по полутонам.
- распевание на слоги «яли-яли-я», «лина-лина»
Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова:
- для подвижного языка, губ, щек, нёба
3. Слушание.
Послушайте, пожалуйста, музыку и ответьте: в какие моменты жизни могла бы родиться эта песня?
Звучит русская народная песня “Во кузнице” в исполнении педагога
4. Работа над новым материалом.
Какое настроение в этой песне?
Что еще хочется делать в песне, кроме как петь?
При помощи каких музыкальных красок народ описывает это произведение?
Что вы еще заметили в мелодии?
Вслушайтесь еще раз в музыкальную ткань мелодии и изобразите рукой линии, которые рисует мелодия?
Исполняется фрагмент. Пластическое интонирование.
Давайте еще раз попробуем дотронуться до этой музыки и сравнить ее с тканью: это шифон или драп?
Почему?
Где мы оказались, благодаря музыке?
Таким образом был запечатлен тяжелый труд крестьян. Ребята, только ли у мужчин была тяжелая работа?
А сейчас внимательно вглядитесь в эти картины, и выберите ту, что оживет во время звучания музыки.
Так к какому же жанру народных песен относится эта песня?
Повторное слушание русской народной песни “Во кузнице”.
Ребята, посмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни?
(разучивание песни по фразам, имитируя диалог)
Всем известно, что ни один праздник, ни одно гуляние не обходилось без мастеров игры на инструментах. И мы создадим свой народный оркестр, ведь среди вас немало таких мастеров.
(Детям предлагаются разные инструменты, среди которых они выбирают русские народные. Здесь они обосновывают выбор и называют инструменты).
5. Игра на музыкальных инструментах.
Звучит русская народная трудовая “Во кузнице”. (Исполнение учителя совместно с ребятами).
IV. Итог урока
Концертное исполнение песни
Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши тревожные дни. Сегодня мы заглянули в далёкое прошлое нашего народа, увидели, как поистине богаты русские люди душой, как они талантливы. Опыт жизни наших предков помогает нам создать будущее, делает нас богаче, красивее. Как дерево не может жить без корней, так и мы с вами не можем жить без многовекового опыта людей, которые жили до нас. И как воздух нам необходимо знание культуры и народного быта предков.