kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Начальные навыки и сложности работы над двухголосием в младшем хоре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование "чистого" унисона, является основой развития гармонического слуха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Начальные навыки и сложности работы над двухголосием в младшем хоре»

Методическая разработка







Тема:

,,Начальные навыки и сложности работы над двухголосием в младшем хоре ,,
































































Составитель:

Преподаватель МБОУ ДО ДШИ №6 г.Курска

Барышок Светлана Алексеевна






г. Курск

2019 год

Оглавление:

  1. Введение…………………………………………………………………..3

  2. Работа над «унисоном»…………………………………………………..6

  3. Работа над «двухголосием»…………………….......................................9

  4. Вывод…………………………………………….....................................12

  5. Используемая литература и источники………………………………..16











































1. Введение.

Хор - это оркестр, состоящий из голосов инструментов. В многоголосии сама суть искусства хорового пения. Исполнение многоголосных произведений требует большой кропотливой работы и определённого уровня мастерства певцов. Многоголосием нужно заниматься с самых первых репетиций, сочетая многоголосное пение с унисоном. Если юные певцы не освоят начальные навыки многоголосия в младшем хоре, то впоследствии ребята вряд ли сами запоют на три или более голоса. В младшем хоре это лишь начальный этап работы, но он крайне важен. Нужно придумать и продумать простые упражнения, чтобы они были полезны, интересны, пробудили у детей интерес к работе в хоре, к многоголосному исполнению.

Многоголосие в самых различных формах его проявления – от элементарного двухголосного пения до смешанного, - звучит для школьников с первого класса, и поэтому большое значение имеет правильная организация его восприятия. Художественное восприятие представляет собой чувственную информацию, определённое переживание, первоначальное эмоциональное познание. Многоголосная музыка, как гомофоническая, так и полифоническая, обладает доступными для восприятия младшего школьника средствами музыкальной выразительности. При этом необходимо иметь в виду, что в современной музыке «чистые» виды многоголосия встречаются не часто: обычно разные типы фактуры тесно между собой переплетаются, поэтому все доступные восприятию детей элементы многоголосной музыки должны активно использоваться в педагогическом процессе.

Для того чтобы знать, как голосоведение может влиять на музыкальное развитие детей в начальный период их обучения, целесообразно опереться на физиологические закономерности. С физиологической токи зрения, любой процесс воспитания и обучения рассмотрен, как направленное развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Следовательно, и в решении проблемы обучения двухголосному пению, немалую роль играет учет физиологических данных о развитии отделов высшей нервной деятельности, которые связаны с пением и слушанием музыки. Физиология говорит о том, что ребенок активно реагирует на раздражители, которые играли большую роль в его предшествующей жизни.

Физиологами установлено, что при образовании условного рефлекса на одновременные или последовательные раздражители получается сложная комбинация, при которой компоненты комплекса вызывают разную степень раздражения и влияют друг на друга. Сильный резко подавляет слабый, а слабый, хотя и оказывает влияние на сильный, но в значительно меньшей степени. В связи с этим, сильный раздражитель воспринимается активно, произвольно, а слабый – пассивно, непроизвольно. В многоголосной музыке сильным компонентом является мелодия, слабым – сопровождающие голоса. Итак, может ли помочь какая-либо определенная последовательность использования различных видов многоголосия преодолеть инерцию восприятия? Двухголосная песня является комплексом с близкорасположенными раздражителями (мелодии близки друг другу по интонации, регистру, ритму, их звучание близко по тембру). Следовательно, она не может быть исходным материалом для обучения. Для начала необходима музыка, представляющая комплекс далеко друг от друга расположенных раздражителей, контрастных по мелодии, ритму и другим средствам музыкальной выразительности. Этой задаче может соответствовать инструментальная музыка и песни, исполняемые в сопровождении инструмента, многоголосные ритмические упражнения.

На начальном этапе восприятия многоголосной музыки важно создать условия для совершенствования слухового внимания. Внимание выражается в направленности и сосредоточенности психической деятельности, без которой невозможно решение ни одной педагогической проблемы. При обучении детей одноголосному пению вырабатывается умение быть внимательным к исполнению мелодии. При двухголосном пении этого недостаточно, необходимо распределить внимание на две звучащие одновременно мелодии. Облегчает распределить внимание совмещение таких видов деятельности, один из которых доведен до степени навыка. Например, пение хорошо выученной мелодии с развитым аккомпанементом, исполнение двухголосных песен дуэтом с руководителем, поющим верхний голос.

За многие годы работы с хоровым коллективом младшего школьного возраста был выявлен ряд многочисленных и разнообразных проблем в обучении детей перехода с одноголосного пения в двухголосное: 1) отсутствие унисона; 2) слабая координация слуха и голоса; 3) неразвитое чувство ритма; 4) неразвитый артикуляционный аппарат; 5)неразвитый голосовой аппарат; 6)плохая дикция; 7)малоэмоциональность; 8) застенчивость и комплексы.

Современные сельские дети лишены возможности посещения музыкального театра, но и дети, проживающие в городах, не слушают классическую хоровую музыку или в недостаточной мере слушают и не имеют элементарного слухового представления об академической манере исполнения.

Все проблемы в том, что мы стали терять традицию домашнего музицирования, забывать народные песни, попевки, на которых воспитывалось не одно поколение. Матери перестали петь перед сном своим детям колыбельные. У большинства детей изобилие различных гаджетов, которые «вычищают» все свободное время играми и развлечениями. Телевидение и интернет транслируют пение современных певцов, которые навязывают «плохой вкус» нашим детям. А ведь ребенок не в состоянии, в силу полного отсутствия опыта и знаний, отличить «плохую» музыку от «хорошей». Все это приводит к огромным пробелам в вокально-хоровом развитии у детей.



Итак, процесс обучения двухголосному пению сложный и требует последовательного формирования определенных навыков. Навыком принято считать автоматизированное в результате учебы целенаправленное действие, следовательно, формирование навыков представляет собой процесс создания многоэтапной структуры начального обучения. На стадии музыкального воспитания младших школьников главной задачей хоровых занятий является развитие и укрепление интереса и любви детей к музыке. В связи с этим большое значение придается музыкально-слуховым представлениям о музыке и её исполнителях, воспитанию умений быстро осваивать музыкальное произведение, о средствах художественной выразительности, о правилах пения. С возрастом и приобретением творческого опыта эти знания и умения углубляются, расширяются.

Хормейстеру приходится изначально работать над унисоном и только после усвоения этого навыка приступать к развитию навыка двухголосного пения.































2. Работа над «унисоном».

Формирование «чистого унисона» - это основа развития «гармонического слуха».

Юные хористы не слышат разницы между высокими и низкими звуками и не могут их правильно воспроизвести (из-за недостаточной координации слуха и голоса).

Очень часто, а поначалу - всегда, дети старательно поют свою партию, почти не воспринимая мелодическую линию другого голоса. Получается механическое сложение двух голосов, местами звучащее удовлетворительно. Здесь и кроется главная опасность. Дирижер должен чувствовать - слышат ли дети оба голоса, или им это только кажется. Этап двухголосия оказывается одним из тех "подводных рифов" в работе хора, когда можно либо заложить фундамент будущего чистого и выразительного многоголосия, либо навсегда смириться с фальшивым пением. Если руководитель научит детей именно слышать 2 голоса, то пение 3-, 4-голосия не составит проблемы.

Упражнения на выработку унисона необходимо сопровождать движением руки, чтобы дети видели, куда движется мелодия. Это могут быть восходящие, нисходящие, скачкообразные мелодии, мелодии «на одном месте».

Из педагогической практики известно, что дети не всегда охотно поют партию второго голоса. Среди них существует мнение, что второй голос «плохой», «неинтересный», и они с большим удовольствием поют первый голос. Убедить детей, что оба голоса равноценны и интересны, можно только умелым подбором репертуара. На первом этапе работы нужно подбирать такие песни, где второй голос представлял бы вполне самостоятельную, законченную и в музыкальном отношении интересную мелодию. Например, такие, как «Соловей, соловеюшка», «Как пошли наши подружки» и другие. Для начала могут быть взяты и такие песни, где второй голос является ведущим. Например, русские народные песни «У меня ль во садочке», «Как у наших у ворот».

Обучение происходит поэтапно. Первый этап - накопление слушательского опыта. С первых занятий надо уделять время прослушиванию и анализу хоровых произведений (хотя бы небольших фрагментов): строение и направление мелодии, значение голосов, их самостоятельность или слитность, роль партии сопровождения и т. д. Приобретённые знания и опыт помогут юному музыканту в разборе, разучивании и исполнении хоровых сочинений. Второй этап - исполнительская подготовительная деятельность. Выработка интонационно устойчивого унисона всего хора в разнообразных условиях, в том числе, в пении a capella. Третий этап- формирование навыка пения на два голоса. На этом этапе обучения можно максимально проявить фантазию и преподавателя и учащихся: придумывать различные упражнения и подключать ребят к процессу, давая учащимся творческие задания.

Первое упражнение: петь небольшую попевку на одном звуке (к примеру: «Андрей – воробей»). Затем поделить детей на группы и петь прибаутку на звуках трезвучия. Сначала группы поют прибаутку по очереди по жесту хормейстера, затем все вместе. Можно поддержать многоголосие на фортепиано, чтобы ребята не испугались и не растерялись, хотя многие хормейстеры считают это неправильным, затем перейти к исполнению a capрella. Важно, чтобы группы были поделены на голоса равномерно, и в каждом из них был свой «запевала» - лидер, который способен вести за собой, тем самым помогая хормейстеру. На следующем уроке будет полезно и интересно поменять партии местами. Можно предложить ребятам придумать свою припевку - прибаутку, включить в творческий процесс, внести в занятие элемент игры. Наиболее простым видом является так называемое «педальное» двухголосие, в котором один из голосов представляет собой выдержанный звук. Этот долгий звук может быть как в первом, так и во втором голосе. Второе упражнение, уже давно известное и весьма эффективное, игра с гаммой. Одна группа поёт тонику, другая – гамму, и наоборот. Можно петь сольфеджируя, с закрытым ртом, на гласные, комбинировать между собой способы исполнения. Полезно попеть гамму каноном, используя те же приёмы.

Первый этап – подготовительный. Его основная задача - научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания голосов. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение. На этом же этапе закладываются основы певческого дыхания, артикуляции, дикции. В нашем конкретном случае первоначальные вокально-хоровые навыки дети осваивают в первом (втором) классе ДШИ. Переход в основной состав хора осуществляется по итогам первого года обучения. В последующие годы пения в хоре работа над чистотой, стройным звучанием продолжается, при этом происходит постепенное расширение диапазона. Но одновременно включаются двухголосные упражнения на различные виды голосоведения.

Начинать работу следует с одноголосия, так как при этом можно сосредоточить внимание учащихся на элементарных навыках, без которых невозможно стремление вперёд:

а) на умении всем одновременно брать звук, пропевать его, и одновременно снимать;

б) правильно (округлённо) формировать гласные;

в) артикулировать свободным, подвижным, но крепким и эластичным ртом;

г) прислушиваться к соседям и общему звучанию хора, следя за интонацией и общей слитностью звучания.

Создание унисона - база для развития вокальных навыков учащихся. К многоголосию надо готовиться с первого года обучения.

Методика работы над каноном.

1. Сначала просольфеджировать с листа (если дети подготовлены).

2. Впевать ритмично. Пульсация с устремлением вперёд.

3. В первый раз надо объяснить, что такое канон. Разделить на две группы (или ядро из одного человека, все остальные - другой голос). Необходимо менять местами. Первый раз спеть канон с подвинутыми сильными голосами.

4. Каноны поются a cappella.

5. Петь негромко, певуче, чтобы слышать партию.

6. Не петь каноны с начала до конца. Работать над частями: начало, вступлением фраз двух групп.

7. Норма - один канон в два месяца.

8. Петь новые и повторять старые.








































3. Работа над «двухголосием».

Для быстрого развития навыков двухголосия, в учебных целях существует так называемый "закон двухголосного пения": второй голос должен быть всегда на первом плане! Смысл этого требования заключается в следующем.

В музыке гомофонно-гармонического склада первый голос чаще всего несет главную художественную мысль-образ. Второй, третий и так далее гармонические голоса являются вспомогательными. Соответственно, и в музыкальной разработке, и в выразительности гармонические голоса уступают главной мелодии. Но именно в силу особой художественной выразительности и музыкальной развитости главный голос в первую очередь и доходит до сознания слушателей и самих исполнителей. И если не уделять специального внимания гармоническим голосам, не подчеркивать сознательно их значение, то нивелируется или даже совсем исключается из восприятия то особое, что несет с собой гармония: раскрытие многогранности, глубины и красоты основного мелодического образа. Сознательное выделение при пении второго голоса помогает детям лучше услышать и почувствовать красоту двухголосия. Для этого можно использовать такие приемы, как динамическое выделение нижнего голоса или исполнение партии нижнего голоса со словами, а верхнего – с закрытым ртом или на какой-либо слог. Освоение детьми элементарных навыков двухголосного пения позволит в дальнейшем перейти к исполнению трёх- и четырёхголосных произведений русской, зарубежной и народной музыки.

В переходный период к двухголосию нужно включить упражнения с самостоятельным голосоведением, начальные упражнения на терцовое двухголосие. Упражнения двухголосные и каноны не доводить до блестящего состояния.

Необходимо развивать способность слышать два звука, три звука:

- исполнять звуки по одному и много в сравнении;

- затем исполнять два звука (педагог настраивает на слушание двух звуков, ребята поют их);

- затем использовать пение "Эхо" (педагог играет или поёт, хор повторяет);

- затем при игре добавляется контрапункт в "Эхо" (ребята поют свою тему и слушают другой голос одновременно);

- затем педагог играет двухголосно, хор повторяет;

- пение гаммы (ребята поют, педагог вступает на инструменте в терцию);

- вариации на гаммообразующие попевки:

а) один голос на месте - другой двигается,

б) оба голоса двигаются;

(указанные упражнения нужно петь дважды; что игралось, то должно быть спето);

- петь эти упражнения двухголосно.

Другой вид упражнений основан на противоположном движении голо- сов, когда каждый голос имеет определенную самостоятельность. Причем хоровые партии могут меняться местами (например, сопрано могут звучать ниже альтов).

Для более успешного развития гармонического слуха, без которого не освоить двухголосия, рекомендуется каждой хоровой партии учить оба голоса, чтобы уметь исполнять их попеременно. При этом целесообразно (в начале работы над двухголосием), чтобы педагог исполнял партию второго голоса тогда, когда хор поет основную мелодию. И наоборот, хор поет второй голос, а педагог основной.

На следующем этапе работы над двухголосием предлагается добавлять упражнения и выбирать произведения, в которых голоса движутся в разном направлении. В этом случае учащиеся лучше будут слышать друг друга и меньше вероятности того, что они будут «сбиваться» на другой голос. Для примера приведу названия нескольких двухголосных произведений разнонаправленного голосоведения: «Заплетися, плетень», «Как у наших у ворот» и др.

Третьим этапом работы над освоением навыка пения на два голоса является обучение двухголосию в прямом и параллельном движении. Наиболее сложный вид двухголосия основан на параллельном голосо- ведении. Чаще всего встречается в произведениях движение параллельными терциями. Поэтому в распевание включаются упражнения на терции. В про- цессе изучения музыкального материала, в котором имеют место терцовые цепочки, у детей вырабатывается навык подстраивания. Это ценное качество является первоосновой формирования других, более сложных навыков двухголосия, а также всех видов многоголосия. В «чистом виде» в песне отдельные виды голосоведения встречаются не часто, обычно они чередуются, образуя самые разнообразные сочетания, поэтому целесообразно в обучении использовать разные их виды. При этом в исполняемых упражнениях и произведениях необходимо избегать постоянного пения голосов в терцию, поскольку это самое трудное для восприятия детьми на начальном этапе обучения. Эпизодически терция в двухголосии неизбежна, но надо все же стараться выбирать те произведения, в которых терцового соотношения голосов будет немного, например: «Ах вы, сени, мои сени», «Во поле рябинушка стояла» и др.

Третий – основной этап – разучивание и исполнение музыкальных произведений на два голоса. Большое значение здесь приобретает подбор репертуара. При его подборе необходимо учитывать следующее: произведения должны быть разнообразны по характеру, простые по средствам выразительности и способные вызвать эмоциональную отзывчивость детей, репертуар должен соответствовать исполнительским возможностям коллектива, иметь художественную и педагогическую ценность, должен соблюдаться принцип – от простого к сложному. В репертуар включаются произведения с различными видами голосоведения, о которых говорилось выше.

Навыки, приобретённые во время работы над упражнениями, закрепляются в песнях, разнообразных по характеру, простых по средствам выразительности и способных заинтересовать детей.

Певческие упражнения, в том числе и двухголосные, служат осуществлению координации в работе слухового и голосового аппарата, способствуют активизации процессов восприятия и выработки музыкальных представлений. Упражнения песенного типа вызывают у детей эмоциональные переживания, служат стимулом освоения двухголосного пения.

Большую роль играет подбор репертуара, при этом нужно учитывать певческие возможности учащихся, чтобы музыкальный материал создавал естественны условия для формирования навыков.



































Вывод.


При работе с современным детским хоровым коллективом можно пользоваться большим разнообразием методических разработок различных авторов. Но хормейстер всегда должен помнить о том, что основными критериями при выборе упражнений и произведений для детей должны быть доступность, интересность, простота! Доступными сочинения должны быть потому, что у каждого возраста имеется свой потолок восприятия информации. Учащийся должен понимать и принимать тот материал, который ему предлагается. Интересными - потому, что учащиеся должны откликаться на сюжет, о котором рассказывается в той или иной песне или упражнении. Простота – это доходчивость материала: как мелодического, так и литературного. Поэтому не стоит браться за более сложный репертуар, чем тот, который осилят дети.

Особую сложность при работе с хором представляет пение без сопровождения, a capрella. Но именно этот вид хорового исполнительства является самым интересным и совершенным, поскольку красота и богатство человеческого голоса представлены здесь в наиболее полном виде. «Чтобы в полной мере понять и оценить достоинства хорового пения, нужно слышать, как хор звучит без инструментального сопровождения… В этом случае все то особенное, что свойственно человеческим голосам – живые интонации речи, непосредственность и теплота чувств, все проступает и обнаруживается с наибольшей ясностью и заставляет наш слух внимательно подмечать малейшие оттенки исполнения» - это высказывание хорового дирижера А.В.Свешникова убедительно раскрывает огромное значение пения без сопровождения для хорового воспитания. Такой вид исполнительства требует от певцов развитого чувства ко всем сторонам хоровой звучности, а также достаточно совершенного владения вокальными навыками. Навык пения a capрella приобретается в постоянной тренировке. Большую пользу приносит разучивание специальных упражнений, пение без сопровождения хоровых произведений, написанных с инструментальным сопровождением, а также умелый подбор репертуара. Первые произведения должны обязательно иметь ясную ладовую основу и четкую метроритмическую структуру, удобную тесситуру и спокойную динамику, несложную фактуру изложения и простые средства музыкального языка.

Свободное владение навыком пения без сопровождения является главным показателем достижения наивысшей ступени хорового мастерства.









Используемая литература и источники.


1. Соколова О. П. Двухголосное пение в младшем хоре. – М.: Музыка, 1987 г.

2. Курина Г. Начальное двухголосие в младшем хоре / учебное пособие. – С.-Пб.: Композитор, 2006 год.

3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005г.

4. Бандина А., Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. В.1. – М., «Музыка», 1973г.

5. Мир вокального искусства (1-4классы) авт.-сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009г.

6. Музыка в школе. Пособие для учителя. – М., «Музыка», 1976г.










13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Начальные навыки и сложности работы над двухголосием в младшем хоре

Автор: Барышок Светлана Алексеевна

Дата: 29.10.2019

Номер свидетельства: 524631


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства