Просмотр содержимого документа
««Начальный этап развития навыков игры на стаккато»»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Катав-Ивановская детская школа искусств
Катав-Ивановского муниципального района»
Конспект открытого урока
Тема: «Начальный этап развития навыков
игры на стаккато»
по предмету «Специальность» (фортепиано)
для учащихся раннего эстетического отделения
Подготовила и провела урок:
преподаватель I категории
по классу фортепиано
Цыганова Екатерина Алексеевна
План-конспект
открытого урока с ученицей раннего эстетического отделения
(возраст 6 лет)
класс преподавателя Цыгановой Екатерины Алексеевны.
Место проведения: кабинет по классу фортепиано
Дата проведения: 30 января 2014 года
Тема:Начальный этап развития навыков игры на стаккато.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид занятия: Традиционный урок.
Цель: Формирование знаний - организация работы по усвоению понятий, предусмотренных учебной программой.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с штрихом стаккато
научить владению игрой стаккато на фортепиано
работать над познавательной активностью
Воспитательные:
способствовать развитию эстетического вкуса
вовлечь в активную практическую деятельность
воспитывать усидчивость и трудолюбие
Развивающие:
развивать творческие способности ученика
развивать коммуникативные навыки
развивать познавательные процессы
Методы ведения: объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте), проблемно-сообщающий (выявление общих тенденций, интеграция знаний средствами разных видов музыкального искусства).
Структура урока:
I.Организационный момент……………………………….2 мин
II.Повторение пройденного материала…………………...8 мин
III.Ознакомление с новой темой………...………………..10 мин
IV.Работа над музыкальным материалом………………..10 мин
V.Подведение итогов урока, задание на дом……………..5 мин
Средства обучения: фортепиано, стул с подставкой, подставка под ноги, ксилофон, нотная литература, карточки с нотами второй октавы.
Ход урока:
Организационный момент
Цель: Настроиться на совместную деятельность, общение, активизация внимания, эмоциональный настрой.
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
Цель: Повторение штриха легато на пройденных упражнениях и произведениях. Проверка домашнего здания.
Вопросам посадки, правильной постановки игрового аппарата, его координации, движениям в процессе занятия, логичной смены и чередования видов деятельности уделять особое внимание.
Проиграть ранее изученные упражнения на «легато» (легато по два и три звука каждой рукой отдельно), акцентировать внимание на верном интонировании в легато, следить за свободной рукой.
Исполнить два изученных произведения Королькова «Балалайка», Гнесина «Этюд». Играть со счётом в сдержанном темпе. Выполняя верные штрихи.
Ознакомление с новым материалом.
Цель: Объяснение штриха стаккато на различных музыкальных примерах.
Объяснение на примере стихотворения из учебника Е. А. Королёвой стр.129.
Исполнение преподавателем произведений: Королькова «Солнечные зайчики», Руббах «Воробей». (связь с образом и характером данных произведений).
Исполнение преподавателем приёма стаккато на ксилофоне. Одним из важных иллюстративных моментов является показ приёма игры штриха стаккато на ксилофоне, так как является идентичным при отскакивании палочки на ксилофоне и руки от клавиши. Можно предложить ученику сыграть на ксилофоне. Большое значение имеет обращение внимания на свободу аппарата - естественное падение руки на клавишу, как и в звукоизвлечении на ксилофоне.
Первичное осмысление и закрепление темы на примере нового произведения.
Цель: Знакомство с новым произведением (на стаккато) Королькова «Дятел» (сборник «Крохе-музыканту»)
На двух нотах потренироваться играть правильно стаккато одним пальчиком (третьим)
Исполнение педагогом произведения. Устный разбор произведения (определение характера, показ красочного дятла на картинке)
Вместе с ученицей в звучащих движениях изобразить ритмический рисунок (со словами)
Посадить к себе на колени ученицу и «вместе» сыграть это произведение – руки ученицы лежат на руках у преподавателя (следить за правильным извлечение стаккато)
Работать над разбором текста (определение длительностей, знакомство с нотами второй октавы используя карточки)
Игра верной аппликатурой (игровой момент-повторить упражнение на определение верной аппликатуры не глядя на руки-ребёнок поворачивается спиной к преподавателю, держа руки за спиной. Преподаватель касается нескольких пальцев, ученица называет номера. У ребёнка складываются новые ощущения своих пальцев). Проигрывать в сдержанном темпе со счётом. Следить за правильным исполнением штриха стаккато
Предложить дома раскрасить дятла (показать образец, вручить раскраску).
Подведение итогов урока, задание на дом.
Цель: Записать домашнее задание.
Кратко проговорить все новые понятия, нюансы урока. Объяснить, что следует проучить в каждом произведении. Записать задание в дневник. Оценить работу ученицы - вручить наклейку.
Самоанализ:
Данное занятие было чётко выстроено по времени и содержанию, что соответствовало психо-физиологическим особенностям развития ребёнка данного возраста. Использовались объяснительно-иллюстративный и проблемно-сообщающий методы ведения занятия. Исполнительский репертуар урока был подобран целесообразно и доступно, соответствовал программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика. Все задания выполнялись ребёнком ответственно, с большим интересом и вниманием. Девочка очень отзывчивая, эмоциональная, отношения преподавателя и ученика-доброжелательны. Считаю, что поставленная на данный урок цель была достигнута.